Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 14.04.2011 ПО ДЕЛУ N А40-10637/11-115-34

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2011 г. по делу N А40-10637/11-115-34


Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2011 года.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Л.А. Шевелевой
При ведении протокола судебного заседания секретарем В.А. Седовым
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
об обязании начислить и уплатить проценты в размере 42 063 591,31 руб.
с участием представителей:
- от Заявителя - Суругин Д.Н. (дов. N МГ-1302д от 02.12.2010 г.);
- от Заинтересованного лица - Северина И.Ю. (дов. N 154 от 11.06.2010 г.).

установил:

Открытое акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы и просит обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить ему проценты на сумму излишне взысканных налогов, штрафов, пени в размере 42 063 591,31 руб.
Заявитель поддержал заявленные требования по основаниям заявления в суд и письменных пояснений от 24.03.2011 г.
Заинтересованное лицо возразило против удовлетворения требования заявителя по мотивам отзыва N 52-06-10/05021 от 15.03.2011 г.
Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки ОАО "Самотлорнефтегаз" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за 2004 и 2005 годы МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 вынесла решение N 52/2205 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 01.10.2007 г.
Данным решением Обществу были доначислен налог на прибыль в сумме 39 162 590 руб., пени в размере 2 166 970 руб., штраф в размере 7 832 518 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 17 390 160 руб., пени в размере 1 729 520 руб., штраф в размере 3 478 032 руб., единый социальный налог в сумме 47 795 руб., транспортный налог в сумме 7 200 руб., пени в размере 2 173 руб., штраф в размере 1 440 руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 142 785 585 руб., пени в размере 35 183 427 руб., штраф в размере 25 567 734 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 5 824 руб. и штраф по нему в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 10 848 руб., пени по налогу с доходов, полученных иностранной организацией в сумме 132 042 руб. и штраф по нему в соответствии со ст. 123 НК РФ в размере 118 733 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено удержать доначисленную сумму налога на доходы физических лиц в размере 54 238 руб. непосредственно из доходов налогоплательщика при очередной выплате дохода в денежной форме, с учетов положений п. 4 ст. 226 НК РФ (п. 5.1 резолютивной части решения) и представить сведения об удержании и мерах, принятых для удержания сумм налога с доходов иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению у источника выплат в РФ в размере 593 666 руб. из доходов налогоплательщика (иностранного юридического лица) при очередной выплате дохода в денежной форме (п. 5.2 резолютивной части решения).
Не согласившись с решением инспекции, Общество обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой.
Решением ФНС России N ММ-26-3/83@ от 30.07.2008 г. решение инспекции было изменено путем отмены в резолютивной части решения начисления НДС в размере 17 390 160 рублей (по п. 2.3 мотивировочной части Оспариваемого решения), соответствующих сумм пени и штрафа и пункта 5.
Налоговым органом 12.08.2008 года в адрес ОАО "Самотлорнефтегаз" выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.08.2008 N 686, 686/1, 687 с установленным сроком уплаты до 22.08.2008 г. на доначисленные Решением от 01.10.2007 г. N 52/2205 налоговые платежи.
Оплата данных сумм была произведена налогоплательщиком платежными поручениями N 8922 от 22.08.2008 г. на сумму 10 278 499 руб. (налог на прибыль в Федеральный бюджет), N 8924 от 22.08.2008 г. на сумму 2 055 700 руб. (штраф по налогу на прибыль в Федеральный бюджет), N 8923 от 22.08.2008 г. на сумму 381 689 руб. (пени по налогу на прибыль в Федеральный бюджет), N 8928 от 22.08.2008 г. на сумму 27 134 561 руб. (налог на прибыль бюджет субъекта РФ), N 8929 от 22.08.2008 г. на сумму 5 426 912 руб. (штраф по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ), N 10419 от 29.09.2008 г. на сумму 1 749 530 руб. (налог на прибыль в местный бюджет), N 10421 от 29.09.2008 г. на сумму 349 906 руб. (штраф по налогу на прибыль в местный бюджет), N 10420 от 29.09.2008 г. на сумму 497 197 руб. (пени по налогу на прибыль в местный бюджет), N 8919 от 22.08.2008 на сумму 54 238 руб. (НДФЛ), N 8921 от 22.08.2008 г. на сумму 10 848 руб. (штраф по НДФЛ), N 8920 от 22.08.2008 г. на сумму 5 824 руб. (пени по НДФЛ), N 8930 от 22.08.2008 на сумму 142 785 585 руб. (НДПИ), N 8932 от 22.08.2008 г. на сумму 25 567 734 руб. (штраф по НДПИ), N 8931 от 22.08.2008 г. на сумму 35 183 427 руб. (пени по НДПИ), N 8925 от 22.08.2008 г. на сумму 36 765 руб. (ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет), N 8926 от 22.08.2008 г. на сумму 3 676 руб. (ЕСН, зачисляемый в ФФОМС), N 8927 от 22.08.2008 г. на сумму 1 585 руб. (ЕСН, зачисляемый в ТФОМС).
Оплата доначисления суммы пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъекта РФ в сумме 1 288 083 руб. была произведена путем зачета, что подтверждается решением о зачете N 1679 от 09.09.2008 г.
Оплата доначисления суммы ЕСН, зачисляемого в ФСС в сумме 5 769 руб. была произведена путем зачета, что подтверждается решением о зачете N 1680 от 09.09.2008 г.
Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным Решения инспекции от 01.10.2007 г. N 52/2205.
Решением от 29.12.2009 т. Арбитражный суд города Москвы по делу N А40-65770/08-143-304 удовлетворил заявленные требования заявителя, признал недействительным Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 52/2205 от 01.10.2007 г. (в редакции Решения Федеральной налоговой службы от 30.07.2008 N ММ-26-3/83@) в части пп. 1 п. 1 и п. 3.2 резолютивной части Решения в части привлечения ОАО "Самотлорнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ за неуплату налога на прибыль в сумме 7 832 518,00 рублей, пп. 4 п. 1 и п. 3.2 резолютивной части Решения в части привлечения ОАО "Самотлорнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 Налогового Кодекса РФ за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 7 409,00 рублей, пп. б п. 1 и п. 3.2 резолютивной части Решения в части привлечения ОАО "Самотлорнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добычу полезного ископаемого в сумме 25 567 734,00 руб., пп. 1 п. 2 и п. 3.3 резолютивной части Решения в части начисления и предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" уплатить пени по налогу на прибыль в сумме 2 166 970,00 руб., пп. 4 п. 2 и п. 3.3 резолютивной части Решения в части начисления и предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в размере 3 977,00 руб., пп. б п. 2 и п. 3.3 резолютивной части Решения в части начисления и предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" уплатить пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 35 183 427,00 рублей; руб., пп. 1 п. 3.1 резолютивной части Решения в части предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 39 162 590,00 руб., пп. 3 п. 3.1 резолютивной части Решения в части предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" уплатить недоимку по единому социальному налогу на сумму 13 404,30 рублей, пп. 5 п. 3.1 резолютивной части Решения в части предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 142 785 585 руб., пп. 1 п. 5 резолютивной части Решения в части предложения ОАО "Самотлорнефтегаз" удержать доначисленную сумму налога на доходы физических лиц в сумме 37 043,00 руб.
Постановлением Девятый арбитражный апелляционный суд от 07.05.2010 г. решение суда первой инстанции изменил, и в удовлетворении требований о признании незаконным решения в части начисления налога на прибыль, пени, штрафа по эпизодам, указанным в п. 1.3, 1.4, 1.5 мотивировочной части решения, отказал, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Постановлением от 15.10.2010 Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда без изменения.
В связи с признанием решения налогового органа частично недействительным, налоговый орган после получения заявлений ОАО "Самотлорнефтегаз" от 31.05.2010 N 17/2-8-158, от 28.06.2010 N 17/2-8-182, от 29.06.2010 N 17/2-8-183, от 18.08.2010 N 17/2-8-246, возвратил суммы излишне взысканных налогов, пеней и штрафов, в частности - 25.06.2010 сумму 1 649 616 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в Федеральный бюджет), 14.07.2010 сумму 329 923 руб. путем проведения зачета (штраф по налогу на прибыль в ФБ), 14.07.2010 сумму 97 679,67 руб. путем проведения зачета (пени по налогу на прибыль в Федеральный бюджет), 24.06.2010 сумму 2 566 621,91 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в бюджет субъекта РФ), 17.06.2010 г. сумму 2 116 590,09 руб. путем проведения зачета (налог на прибыль бюджет субъекта РФ), 14.07.2010 г. сумму 981 415 руб. путем проведения зачета (штраф по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ), 14.07.2010 г. сумму в 180 170,04 руб. путем проведения зачета (пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ), 14.07.2010 г. на сумму 357 279,55 руб. путем проведения зачета (пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ), 24.06.2010 г. сумму 447 730 руб. путем перечисления денежных средств на счет (налог на прибыль в Местный бюджет), 14.07.2010 г. сумму 89 546 руб. путем проведения зачета (штраф по налогу на прибыль в Местный бюджет), 14.07.2010 г. сумму 62 651,24 руб. путем проведения зачета (пени по налогу на прибыль в Местный бюджет), 14.07.2010 г. сумму 32 598,79 руб. путем проведения зачета (пени по налогу на прибыль в Местный бюджет), 14.09.2010 сумму 37 043,00 руб. путем перечисления денежных средств на счет (НДФЛ), 24.06.2010 г. сумму 7 409 руб. путем перечисления денежных средств на счет (штраф по НДФЛ), 20.07.2010 г. сумму 5 824 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени по НДФЛ), 24.06.2010 г. сумму 128 254 074,18 руб. путем перечисления денежных средств на счет (НДПИ), 25.06.2010 сумму 14 531 510,82 руб. путем перечисления денежных средств на счет (НДПИ), 25.06.2010 г. сумму 25 267 734 руб. путем перечисления денежных средств на счет (штраф по НДПИ), 24.06.2010 г. сумму 35 183 427 руб. путем перечисления денежных средств на счет (пени по НДПИ), 24.06.2010 г. сумму 1 649,76 руб. путем перечисления денежных средств на счет (ЕСН, зачисляемый в ФСС), 24.06.2010 сумму 10 311 руб. путем перечисления денежных средств в ФБ), 24.06.2010 г. сумму в 412,44 руб. путем перечисления денежных средств на счет (ЕСН, зачисляемый в ФФОМС), 24.06.2010 сумму 1 031,10 руб. путем перечисления денежных средств на счет (ЕСН, зачисляемый в ТФОМС).
Доводы налогового органа, изложенные в отзыве N 52-06-10/05021 от 15.03.2011 г. суд отклоняет по следующим основаниям.
Так из материалов дела следует, что налоговый орган считает, что ОАО "Самотлорнефтегаз" добровольно уплатило налоги, пени и штрафы, указанные в требованиях от 12.08.2008 г. N 686, 686/1, 687, выставленных на основании решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 52/2205 от 01.10.2007 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", соответственно к рассматриваемым правоотношениям не применяются положения статьи 79 Налогового кодекса РФ, предусматривающей начисление процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Тем не менее в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ N 13592/04 от 29.03.2005 г. направление налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пеней и налоговых санкций знаменует собой начало процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности. Поэтому выполнение налогоплательщиком (в том числе и добровольное) требования об уплате налога, пеней, штрафа представляет собой принудительное взыскание налоговым органом соответствующих сумм. Следовательно, отношения по возврату сумм уплаченных на основании требования об уплате штрафа, регулируются положениями ст. 79 НК РФ (Возврат сумм из лишне взысканных налога, сбора, пней и штрафа).
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О "Из положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по его счетам в банке).
Субъект налоговых правоотношений, добровольно исполнивший решения налоговых органов и (или) судов, как законопослушный участник этих правоотношений, не может быть поставлен в условия худшие, нежели субъект, решения налоговых органов и (или) судов в отношении которого исполняются принудительно, - иное противоречило бы духу и букве Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию правовым государством, а также вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливого баланса частных и публичных интересов, предполагающего взаимную ответственность государства, с одной стороны, и граждан и их объединений - с другой.
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении (часть пятая статьи 88, пункт 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога (и, соответственно, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации применена быть не может).
Следовательно, положение абзаца первого пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами".
В рассматриваемом случае налогоплательщиком заявлено требование о начислении и взыскании процентов на суммы излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, уплаченных по требованиям, выставленным на основании признанного недействительным решения налогового органа от 01.10.2007 N 52/2205 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Учитывая изложенное, довод налогового органа о необоснованности применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 79 НК РФ, являются необоснованными.
Одновременно налоговый орган указывает, что зачет суммы пени по налогу на прибыль и суммы ЕСН, зачисляемого в ФСС, нельзя признать взысканием, так как зачет нельзя приравнять к взысканию, поскольку в бюджет налогоплательщик налоги, пени, штраф не перечислял.
Данный довод налогового органа не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, поскольку законодательство РФ о налогах и сборах не ставит наличие/отсутствие обязанности налогового органа вернуть излишне взысканный налог с начисленными на него процентами за их несвоевременный возврат в зависимость от того, каким именно способом (т.е. путем перечисления денежных средств или путем осуществления зачета из имеющейся переплаты) налогоплательщиком была исполнена обязанность по уплате налога, пени, штрафа.
Мерой принудительного характера в порядке статьи 79 НК РФ рассматривается не способ исполнения требования, а сам факт выставления налоговым органом требования об уплате налога (пеней, штрафов).
То обстоятельство, что суммы налога, пени были незаконно взысканы с налогоплательщика, само по себе является основанием для ее возврата и начисления на нее процентов в порядке статьи 79 НК РФ.
В связи с тем, что зачет имеющейся переплаты по налогам был произведен в счет погашения неправомерно доначисленные пени по налогу на прибыль и по единому социальному налогу, то такой зачет не может рассматриваться иначе как излишнее взыскание (истребование) налоговых платежей.
Так согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 г. N 5274/06 зачет (удержание) излишне уплаченного налога является формой взыскания задолженности.
При этом ссылка налогового органа на Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 381-О-П неправомерна по следующим основаниям.
В пункте 2 указанного Определения Конституционный суд прямо указывает на то, что: в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата произведена при отсутствии законного на то основания. Таким образом, зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога".
Таким образом, проведение налоговым органом зачета переплаты по налогам в счет уплаты пени по налогу на прибыль и в счет уплаты единого социального налога, приводит к тому, что налогоплательщик теряет право распоряжения суммой зачтенной переплаты. Соответственно зачет является формой уплаты налога и пени, которая по сути не отличается от иных разновидностей (форм) ее уплаты (например, перечисления указанной суммы платежным поручением и т.п.), указанная сумма фактически перешла в доход бюджета с момента проведения зачета.
Таким образом, налогоплательщик верно произвел расчет подлежащих взысканию с налогового органа процентов, исчисляя их в соответствии принятых налоговым органом решений о зачете и (или) возврате.
Довод налогового органа о неправомерности начисления и взыскания суммы процентов на сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, полагая, что для этого необходимо доказать факт удержания и последующего возврата физическим лицам сумм излишне удержанных денежных средств с учетом предъявленных процентов суд отклоняет как не состоятельный поскольку ст. 79 НК РФ предусматривает обязанность налоговых органов возвратить сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами.
Факт взыскания суммы НДФЛ подтверждается платежным поручением N 8919 от 22.08.2008 г., при этом факт незаконности данного взыскания подтверждается решением от 29.12.2009 г. Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-65770/08-143-304, вступившим в законную силу.
Факт возврата налогоплательщику суммы излишне взысканного налога на доходы физических лиц (без начисления процентов) подтверждается выпиской банка по счету ОАО "Самотлорнефтегаз".
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не ставит в зависимость обязанность налогового органа по возврату суммы излишне взысканного НДФЛ с начислением процентов от того был ли налог удержан у физических лиц или был уплачен за счет собственных средств налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требование заявителя является правомерным, документально подтвержденным, а следовательно подлежит удовлетворению судом.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако названная статья, гл. 25.3 НК РФ и ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ" от 02.11.04 N 127-ФЗ, не содержат положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде в качестве ответчиков.
На основании изложенных обстоятельств и в соответствии с п. 2, п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117 от 13.03.2007 г. "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ", расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в полном объеме.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167 - 170, 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 начислить и уплатить Открытому акционерному обществу "Самотлорнефтегаз" проценты на сумму излишне взысканных налогов, штрафов, пени в размере 42 063 591,31 руб. (сорок два миллиона шестьдесят три тысячи пятьсот девяносто один рубль тридцать одна копейка).
Взыскать с межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" 200 000 (двести тысяч) рублей расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
Л.А.ШЕВЕЛЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)