Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2003 N А12-3582/03-С7

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 октября 2003 года Дело N А12-3582/03-С7


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества Администрации г. Волгограда
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 10 - 16.07.2003 по делу N А12-3582/03-С7
по иску Общества с ограниченной ответственностью "У Игоря", г. Волгоград, к Департаменту муниципального имущества Администрации г. Волгограда о понуждении заключить договор аренды земельного участка от 22.06.94 N 164 на условии арендной платы на 2002 г. в размере 9094 руб. 46 коп. согласно прилагаемому проекту,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2003 в удовлетворении иска отказано по мотиву, что истцу направлено изменение к действующему договору аренды земли от 22.06.94 N 164 на основании Постановления Администрации г. Волгограда от 07.06.2002 N 610 "О временной методике расчета арендной платы за земельные участки на территории г. Волгограда" и в рамках условий п. п. 2.7 и 2.9 договора.
Постановлением апелляционной инстанции от 10 - 16.07.2003 данное решение суда отменено, иск удовлетворен. Суд постановил: считать внесенными изменения в договор аренды N 164 от 22.06.94, установить размер годовой арендной платы на 2002 г. в размере 9094 руб. 46 коп. за весь арендуемый участок.
Апелляционная инстанция указала, что пересмотр и пересчет размера арендной платы возможен исключительно на основании издания соответствующих законодательных актов или Постановлений Правительства Российской Федерации. При этом Постановление Администрации г. Волгограда от 07.06.2002 N 610 "О временной методике расчета арендной платы за земельные участки на территории г. Волгограда" не может быть отнесено к законодательным актам или подменять собой Постановление Правительства Российской Федерации.
Кроме того апелляционная инстанция сослалась на положение ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", которым установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Не согласившись с Постановлением апелляционной инстанции от 10 - 16.07.2003 ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом норм процессуального и материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что ввиду отсутствия базовых ставок арендной платы до июня месяца 2002 г. в формулах расчета арендной платы им были проиндексированы ставки земельного налога, что не противоречит Федеральному закону от 14.12.2001 N 163-ФЗ.
Заявитель указывает, что п. 2.7 договора аренды земельного участка N 164 от 22.06.94 устанавливалась возможность одностороннего пересмотра размера арендной платы в случаях изменения устанавливаемых централизованных ставок.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен долгосрочный договор аренды земельного участка от 22.06.94 N 164, согласно которому ТОО "У Игоря" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок площадью 1052,6 кв. м, занимаемый магазином N 73, для торговой деятельности по ул. 8-й Воздушной армии,37а в Дзержинском районе г. Волгограда.
В соответствии с изменениями N 6 от 22.06.94 N 164 внесены изменения в договор в части названия арендатора - на ООО "У Игоря".
На протяжении действия договора стороны неоднократно вносили изменения в текст договора относительно размера годовой арендной платы.
Как следует из изменения от 24.05.2000 N 7, при расчете арендной платы сторонами применялась дифференцированная ставка земельного налога в размере 360х1,2 при повышающем коэффициенте равном 1,0, и сумма годовой арендной платы составляла 4547 руб. 23 коп.
11.09.2002 ответчик представил истцу изменение к договору аренды земельного участка от 22.06.94 N 164 в части установления размера годовой арендной платы, где указал, что с 18.06.2002 размер годовой арендной платы будет составлять 86207 руб. 94 коп.
При этом базовая ставка арендной платы была определена в размере 81 руб. 90 коп. со ссылкой на Постановление Администрации г. Волгограда от 07.06.2002 N 610 "О временной методике расчета арендной платы за земельные участки на территории г. Волгограда".
Истец полагает, что размер арендной платы должен быть изменен в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и п. 2.9 договора аренды земельного участка от 22.06.94 N 164 и должен в год составить сумму в размере 9094 руб. 46 коп.
При этом размер арендной платы изменяется истцом путем индексации дифференцированной ставки земельного налога 2001 г. с применением коэффициента 2.
Удовлетворяя исковые требования истца и внося изменения в договор аренды земли от 22.06.94 N 164, установив арендную плату на 2002 г. в размере 9094 руб. 46 коп., апелляционная инстанция сослалась на ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и п. п. 2.7, 2.9 договора, считая, что пересмотр и пересчет размера арендной платы возможен исключительно на основании издания соответствующих законодательных актов или Постановлений Правительства Российской Федерации.
В силу ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Так, согласно п. 2.7 договора от 22.06.94 N 164 размеры арендной платы могут быть пересмотрены по требованию одной из сторон в случаях изменения устанавливаемых централизованно ставок и в других случаях, предусмотренных законодательными актами.
Статьей 21 Федерального закона "О плате за землю" установлено, что при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно распоряжению Администрации г. Волгограда от 05.05.99 N 390-р "О размере арендной платы на земельные участки" базовые нормативы арендной платы приравнены к дифференцированным ставкам земельного налога.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на землю устанавливается на основе средних ставок, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления.
Следует отметить, что в расчете ответчика применена средняя ставка земельного налога в размере 9,36 руб./кв. м.
Судом не проверена обоснованность этой ставки.
В соответствии со ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации Законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам.
В расчете ответчика при определении базовой ставки применена нормативная цена земли. Однако в силу ст. 1 Федерального закона "О плате за землю" нормативная цена земли применяется при продаже земли в собственность.
Данное обстоятельство судом не исследовано и не оценено.
В расчете ответчика присутствует коэффициент доходности, однако правомерность применения подобного коэффициента судом не проверена.
При определении коэффициента дифференциации ставки земельного налога в 8-й оценочной зоне ответчиком использовалась дифференцированная ставка земельного налога в размере 17,28. Однако данная цифра не обоснована со ссылкой на среднюю ставку и судом не проверена законность подобной дифференциации.
В силу ст. 8 Закона "О плате за землю" величина ставки земельного налога может изменяться в зависимости от коэффициента, установленного Федеральным законом.
Однако обе инстанции суда не исследовали обоснованность расчетов ответчика с тем, чтобы проверить правомерность требований истца. При таких данных коллегия считает, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суд вправе привлечь лицо, обладающее специальными познаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам, для того, чтобы проверить обоснованность расчетов сторон.
Довод заявителя о том, что судом не были всесторонне и полно исследованы формулы расчета базовых ставок арендной платы на территории г. Волгограда является обоснованным.
Коллегия отмечает, что в материалах дела отсутствует Постановление Главы администрации Волгоградской области от 29.12.2001 N 1165, на которое ссылается ответчик в своем расчете, что не позволяет коллегии проверить обоснованность этой ссылки.
Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.05.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 10-16.07.2003 по делу N А12-3582/03-С7 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)