Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2009 N 09АП-6084/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-4810/09-128-15

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2009 г. N 09АП-6084/2009-АК

Дело N А40-4810/09-128-15
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Птанской Е.А.
судей Седова С.П., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 года
по делу N А40-4810/09-128-15, принятое судьей Белозеровым А.В.
по заявлению ООО "Нестле Фуд"
к ИФНС России N 5 по г. Москве
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить налог на прибыль, начислить и выплатить проценты за нарушение сроков возврата налога на прибыль
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лазрева Е.Г. по доверенности N 35-3008 от 27.02.2009 г.; Осипова Ю.А. по доверенности N 35-2008 от 27.02.2009 г.; Каменских Н.В. по доверенности N 15-2009 от 02.02.2009 г.; Овчарова Е.В. по доверенности от 27.02.2009 г.
от заинтересованного лица: Бершанская О.А. по доверенности N 489 от 30.10.2008 г.

установил:

ООО "Нестле Фуд" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 5 по г. Москве, выразившегося в невозвращении заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в соответствии с решением от 20 октября 2008 г. N 12/1344, также просил обязать ответчика возвратить истцу излишне уплаченный налог на прибыль в размере 180 623 603 руб., обязать ответчика начислить и выплатить 24 369 160,52 руб. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль.
Решением от 25 февраля 2009 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, а также представленные в суд апелляционной инстанции доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 20 октября 2008 г. Решением ИФНС России N 5 по г. Москве N 12/1344 было решено произвести возврат заявителю излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 рубля (70 817 169 рублей в федеральный бюджет и 109 806 434 рубля в бюджет субъекта РФ - г. Москвы), что не отрицается ответчиком.
Заверенная копия решения в материалы дела представлена (т. 1, л.д. 21).
Указанная переплата (сумма излишне уплаченного налога) была подтверждена Актом N 11 сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам между Заявителем и Инспекцией от 20 августа 2008 г. (т. 1, л.д. 24).
Заявитель неоднократно обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате указанных излишне уплаченных сумм налога на прибыль.
Так, заявитель 06 октября 2008 г. письмом за исх. N 1/0210НФ от 02.10.2008 г., 31 августа 2007 г. письмами за исх. N 1/2808, N 22808 от 28.08.2007 г. обратился в ИФНС РФ по г. Москве N 5 с просьбой вернуть сумму излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 рубля (70 817 169 рублей по федеральному бюджету и 109 806 434 рубля по бюджету субъекта РФ - г. Москвы) с указанием реквизитов для перечисления сумм излишне уплаченного налога (копии заявлений с отметками Инспекции в материалы дела представлены (т. 1, л.д. 39 - 45).
Инспекция письмом от 06.11.2008 г. (исх. N 12-10/079553) уведомила Общество о направлении 20.10.2008 г. в адрес УФНС России по г. Москве решений о возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
Однако до настоящего времени Заявитель не получил денежных средств на расчетный счет.
Письмом от 14.11.2008 г. (исх. N 12-10/082320) Инспекция сообщила Обществу о том, что вопрос возврата переплаты по налогу на прибыль из федерального бюджета в сумме 70 817 169 рублей и из бюджета г. Москвы в сумме 109 806 434 рубля, будет повторно рассмотрен после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рекомендованных УФНС России по г. Москве.
По мнению заявителя, бездействие Инспекции, выразившееся в неисполнении решения от 20 октября 2008 г. N 12/1344 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 руб. (70 817 169 руб. из федерального бюджета, 109 806 434 руб. из бюджета субъекта РФ - г. Москвы), незаконно.
Инспекцией в нарушение ст. 78 НК РФ не было исполнено решение от 20 октября 2008 г. N 12/1344 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 руб., в частности, не было направлено в Управление Федерального казначейства по г. Москве поручение на возврат ООО "Нестле Фуд" соответствующих сумм излишне уплаченного налога на прибыль.
Согласно ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.
Федеральное казначейство перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Минфином РФ (абз. 2 п. 8 ст. 78 НК РФ, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Первое письмо с заявлением Общества о возврате соответствующих сумм налога на прибыль было получено налоговым органом 31 августа 2007 г. (т. 1, л.д. 44). Следовательно, с этой даты началось течение срока, предусмотренного положениями ст. 78 НК РФ для принятия Инспекцией решения о возврате соответствующих сумм налога и для их фактического возврата.
Соответственно, суммы излишне уплаченного Обществом налога на прибыль из федерального бюджета в размере 70 817 169 рублей и бюджета г. Москвы в размере 109 806 434 рубля должны были поступить на расчетный счет Заявителя не позднее 30.09.2007 г.
Однако по настоящее время возврат соответствующих сумм из бюджета не был произведен.
Как следует из п. 9 ст. 78 НК РФ и п. 6 ст. 78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действующей после 01.01.2007 г.) возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата.


В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения в порядке, предусмотренном НК РФ.
Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении Решения от 20 октября 2008 г. N 12/1344 о возврате в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 6 ст. 78 НК РФ) сумм излишне уплаченного налога на прибыль и неначислении и неуплате рассчитанных в соответствии со ст. 78 НК РФ сумм процентов за нарушение сроков возврата в размере 24 369 160 руб. 52 коп. (по состоянию на 20.01.2009 г.) незаконно, противоречит положениям ст. 78 НК РФ, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Допущенное налоговым органом нарушение положений законодательства РФ о налогах и сборах приводит к тому, что Общество лишено возможности использовать в своей предпринимательской деятельности принадлежащие ему по праву денежные средства в размере 180 623 603 рубля.
Наличие и размер излишне уплаченного Обществом налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ (г. Москвы) подтверждается как Решением Инспекции от 20.10.2008 г. N 12/1344 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в размере 180 623 603 руб., Решениями Инспекции N 12/707, N 12/708 от 18.10.2007 г., так и Актами N 11 от 20.08.2008 г. и N 13 от 20.11.2008 г. сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам между Заявителем и Инспекцией.
Кроме того, факт излишней уплаты Заявителем налога на прибыль и право Общества на возврат налога на прибыль в соответствующей сумме подтверждается документально налоговыми декларациями по налогу на прибыль, платежными поручениями на уплату налога на прибыль, представленными в материалы дела, а также документами по обжалованию решений, вынесенных ИФНС по результатам выездных налоговых проверок: решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-14797/06-98-94 от 05.07.2007 г.; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N 09АП-9709/2007-АК от 29.10.2007 г.
В суд апелляционной инстанции заявителем дополнительно представлены письменные пояснения и документы о суммах переплаты общества по налогу на прибыль и об обстоятельствах возникновения указанной переплаты. Суд апелляционной инстанции принимает указанные доказательства в подтверждение правовой позиции заявителя.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на налоговый орган.
В суд апелляционной инстанции налоговый орган представил переписку инспекции с УФНС г. Москвы в обоснование уважительных причин несвоевременного исполнения решения о возврате налога на прибыль.
Принимая во внимание, что подтверждающие переплату по налогу на прибыль документы (налоговые декларации, пл. поручения, суд. акты) заявителем в материалы дела представлены, каких-либо замечаний по представленным документам ответчиком не заявлено, заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль заявителем в налоговый орган подано, заявитель, согласно представленному акту сверки, имеет переплату по налогу на прибыль, превышающую спорные суммы, и до настоящего времени налог обществу не возвращен, требования заявителя об обязании ответчика возвратить налог на прибыль из соответствующих бюджетов подлежит удовлетворению.
Представленный заявителем расчет процентов судом проверен, признан математически верным. Замечаний по расчету ответчиком не представлено.
В апелляционной жалобе налоговый орган указал, что 28 августа 2007 г. заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу на прибыль организации, зачисляемой в бюджет субъекта г. Москвы, в размере 109 806 434 рублей и переплаты по налогу на прибыль организации, зачисляемой в федеральный бюджет в размере 70 817 169 рублей.
В соответствии со ст. 88 НК РФ Ответчиком были проведены мероприятия налогового контроля, в ходе которой были истребованы от налогоплательщика пояснения (письмо N 21/4666 от 21.05.2007 г) за период с ноября 2006 г. по январь 2007 г.
Заявитель пояснения представил 08.06.2007 г. По итогам проведенной камеральной проверки арифметических ошибок в декларациях по налогу на прибыль за период с ноября 2006 г. по январь 2007 г. выявлено не было.
На основании заключения по мероприятиям налогового контроля 18.10.2007 г. Ответчиком были вынесены решения по форме 54 за N 77050000002357 и N 77050000002357 о возврате образовавшейся переплаты на сумму 109 806 434 рублей по налогу на прибыль организации, зачисляемый в бюджет субъекта и переплаты по налогу на прибыль организации, зачисляемый в федеральный бюджет на сумму 70 817 169 рублей. Согласно пояснениям Заявителя данная переплата образовалась вследствие значительного снижения налоговой базы за счет увеличения расходов за период 2006 г.
18.10.2007 г. в Управление ФНС России по г. Москве было направлено уведомление N 12-09/068127 с объяснениями причины возникновения переплаты и вынесения Решений по форме 54 за N 2357 и N 2358 на возврат суммы 109 806 434 рублей из бюджета субъекта и 70 817 169 рублей, из федерального бюджета в отношении Заявителя.
Управлением письмом от 13 декабря 2007 г. за N 27-08/119005 было отказано в возврате Заявителю переплаты по налогу на прибыль по следующим основаниям.
При перепроверке соответствия начислений/уменьшений, относящихся к отчетным периодам 2007 года и проведенных инспекцией в карточках "РСБ", открытых на 2007 год, суммам исчисленного налога в декларации за январь - август 2007 года установлено расхождение в части налога на прибыль, зачисляемого в бюджет г. Москвы. При этом в карточке "РСБ" не начислено 218 754 руб. налога по декларации за указанный период (в разделе 1.1 налогоплательщиком показана сумма доплаты 358 811 рублей, а в приложении N 5 к Листу 02 по головной организации - 577 565 руб.).
В связи с установлением данного факта Управлением ФНС России по г. Москве было поручено Инспекции провести камеральную проверку декларации в отношении заявителя за январь - август 2007 г.
Данная проверка была проведена в установленные сроки, по итогам проверки нарушений налогового законодательства установлено не было. Заявителем были представлены уточненные декларации по налогу на прибыль за январь - июнь 2007 г. в связи с обнаруженными ошибками в статусе обособленных подразделений организации (без доначислений), а также за август 2007 г. в связи с неверным отражением суммы налога к доплате в городской бюджет (доначислений 218 754 руб.)
20 октября 2008 г. на основании заявления Заявителя с приложенными актами сверки расчетов Ответчиком повторно были вынесены решения о возврате образовавшейся переплаты за N 77050000002812 и N 77050000002813 на возврат суммы 109 806 434 рублей с городской прибыли и 70 817 169 рублей с федеральной прибыли.
05.11.2008 г. Управление ФНС по г. Москве, рассмотрев письмо от 20.10.2008 г. за N 12-09/074220@ о принятии решений на проведение возвратов переплаты по налогу на прибыль в отношении Заявителя, оставило решение без исполнения по причине неисследованности причины уменьшения налоговой базы, в том числе за счет снижения доходов от реализации и роста расходов, связанных с реализацией, по сравнению с предыдущим периодом, также снижения доходов от реализации в 2007 - 2008 г.г. исходя из условий действующих, измененных либо расторгнутых договоров, снижения рентабельности, причины расхождений доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете в указанных периодах. Кроме того Управление после проведения мероприятий налогового контроля предложило провести повторную сверку расчетов налогоплательщика.
В связи с указаниями Управления Ответчиком была проведена проверка за 9 месяцев 2008 г., в процессе проведения которой в адрес Заявителя было направлено требование о представлении пояснений по вопросам, указанным в письме Управления ФНС России по г. Москве. Проверка была окончена 31.12.2008 г. С 11.01.2009 г. Инспекция ФНС России N 5 по г. Москве перешла на единую базу по контролю за налогоплательщиками АРМ "Инспектора". При переводе данных из базы АИС 2 в АРМ "Инспектора" произошел сбой, конвертация данных прошла с ошибкой, в результате которой спорная переплата по налогу на прибыль не обнаружена, в связи с чем не представилось возможным провести сверку.
Между тем, указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2009 года по делу N А40-4810/09-128-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
Е.А.ПТАНСКАЯ

Судьи:
Л.А.ЯРЕМЧУК
С.П.СЕДОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)