Судебные решения, арбитраж

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ВЗЫСКАНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА


1. Земельные участки, занятые объектами недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации и находящиеся в федеральной собственности, используемые учреждением как субъектом, входящим в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, на праве оперативного управления, являются землями, изъятыми из оборота, и не признаются объектом обложения земельным налогом.
Решением суда удовлетворено заявление санатория о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении земельного налога и пени на земельные участки, принадлежащие ему на праве оперативного управления.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения судебный акт, указала следующее.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, также не признаются объектом обложения земельным налогом (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса).
Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1, статьями 11, 12 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации состоят не только из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, но и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил России, в Тыл Вооруженных Сил России. Имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.04 N 1082, следует, что министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Подпунктом 61 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации определено, что в его полномочия входит разработка и осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, организует деятельность медицинских, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.
Санаторий является юридическим лицом и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Данное учреждение создано в целях организации лечения и отдыха военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации; имущество учреждения находится в федеральной собственности и принадлежит заявителю на праве оперативного управления.
Таким образом, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для начисления санаторию земельного налога и пени (дела N Ф08-2754/07 и Ф08-2061/07).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.

2. При наличии фактических арендных отношений отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка не влечет обязанности арендатора уплачивать земельный налог, поскольку есть обязанность уплаты арендных платежей.
Удовлетворяя требования общества в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении земельного налога, пени и штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что общество не является плательщиком земельного налога и не должно исполнять обязанности по его уплате и представлению деклараций по указанному налогу, поскольку является арендатором спорного земельного участка согласно статье 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение суда.
Между администрацией как собственником земельного участка и обществом 15.12.03 заключен договор аренды земельного участка, согласно которому общество обязуется вносить арендную плату за фактически используемый земельный участок. Договором определена подлежащая уплате в бюджет арендная плата, ее размер, сроки и порядок уплаты.
Между сторонами договора сложились арендные отношения, поскольку обществу начисляется арендная плата за спорный земельный участок с 11.07.03 по 06.10.06.
Отсутствие государственной регистрации договора аренды не может выступать основанием для доначисления земельного налога ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. В силу пункта 2 статьи 425 названного Кодекса стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка предусмотрено, что стороны, заключив данный договор, определили срок аренды участка с 11.07.03 по 30.07.05 (дело N Ф08-2424/07).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)