Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 декабря 2004 года Дело N А05-3932/04-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 28.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.08.2004 по делу N А05-3932/04-18 (судья Чалбышева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Архангельский областной Центр энергетической эффективности" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 13.01.2004 N 16-23/1058 о невозможности применения Организацией упрощенной системы налогообложения.
Решением от 12.08.2004 суд удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. При этом под непосредственным участием в данном случае понимается любое участие учредителей и участников независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или нет.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организация с 01.01.2003 на основании статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и уведомления налоговой инспекции от 15.12.2002 N 16-23/14-43417 применяет упрощенную систему налогообложения.
Налоговым органом 13.01.2004 в адрес налогоплательщика направлено уведомление N 16-23/1058 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Организация с данным уведомлением налогового органа не согласилась и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, удовлетворяя требования Организации, указал на то, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон от 12.01.96 N 7-ФЗ) учредители Организации не имеют имущественных прав в отношении нее, в связи с чем выводы налоговой инспекции о непосредственном участии иных организаций являются необоснованными и противоречащими законодательству.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такой вывод суда правомерным.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) раздел VIII.1 НК РФ дополнен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 104-ФЗ с 01.01.2003 вводится в действие специальный налоговый режим, предусмотренный статьей 1 данного Закона.
Положения главы 26.2 НК РФ в части, регулирующей порядок и условия перехода налогоплательщиков с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, введены в действие с 29.08.2002, а в части особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов - с 01.01.2003.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.
Судом установлено, что Организация зарегистрирована Постановлением Администрации Архангельской области от 26.08.1999 N 248. В соответствии с учредительным договором и уставом ее учредителями являются: Архангельская область, норвежская группа энергоэффективности в лице частной акционерной компании "Energy Saving international AS", некоммерческая Ассоциация "Российские демонстративные зоны высокой энергоэффективности", неправительственный экологический фонд имени Вернадского, ООО "Энергосервис-Инженерный Центр". При этом учредительные документы Организации не определяют размер уставного капитала или какой-либо доли участия учредителей.
Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод налоговой инспекции о невозможности применения Организацией упрощенной системы налогообложения, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, как не соответствующий обстоятельствам дела, положениям НК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ.
Судом установлено и налоговой инспекцией не оспаривается отсутствие иных оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, не позволяющих применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона от 12.01.96 N 7-ФЗ автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное им в собственность этой организации, а могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Запрет, предусмотренный подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, связан с исключением из круга налогоплательщиков, имеющих право использовать упрощенную систему налогообложения, лиц, отличающихся определенной степенью и характером взаимозависимости. Согласно пункту 1 статьи 20 НК РФ участие одной организации в другой подразумевает взаимозависимость юридических лиц.
Для целей налогообложения отношения взаимозависимости означают возможность оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности налогоплательщиков. Однако правовой статус Организации не позволяет говорить о каком-либо влиянии учредителей на условия или экономические результаты ее деятельности в связи с отсутствием у них имущественных прав (как вещных, так и обязательственных) в отношении заявителя как юридического лица.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа Организации в применении упрощенной системы налогообложения и направления в ее адрес оспариваемого уведомления.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.08.2004 по делу N А05-3923/04-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.12.2004 N А05-3932/04-18
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2004 года Дело N А05-3932/04-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев 28.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.08.2004 по делу N А05-3932/04-18 (судья Чалбышева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Архангельский областной Центр энергетической эффективности" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 13.01.2004 N 16-23/1058 о невозможности применения Организацией упрощенной системы налогообложения.
Решением от 12.08.2004 суд удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. При этом под непосредственным участием в данном случае понимается любое участие учредителей и участников независимо от того, имеют они имущественные права в отношении данной организации или нет.
Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организация с 01.01.2003 на основании статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и уведомления налоговой инспекции от 15.12.2002 N 16-23/14-43417 применяет упрощенную систему налогообложения.
Налоговым органом 13.01.2004 в адрес налогоплательщика направлено уведомление N 16-23/1058 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Организация с данным уведомлением налогового органа не согласилась и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, удовлетворяя требования Организации, указал на то, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон от 12.01.96 N 7-ФЗ) учредители Организации не имеют имущественных прав в отношении нее, в связи с чем выводы налоговой инспекции о непосредственном участии иных организаций являются необоснованными и противоречащими законодательству.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает такой вывод суда правомерным.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) раздел VIII.1 НК РФ дополнен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 104-ФЗ с 01.01.2003 вводится в действие специальный налоговый режим, предусмотренный статьей 1 данного Закона.
Положения главы 26.2 НК РФ в части, регулирующей порядок и условия перехода налогоплательщиков с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, введены в действие с 29.08.2002, а в части особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов - с 01.01.2003.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ.
Судом установлено, что Организация зарегистрирована Постановлением Администрации Архангельской области от 26.08.1999 N 248. В соответствии с учредительным договором и уставом ее учредителями являются: Архангельская область, норвежская группа энергоэффективности в лице частной акционерной компании "Energy Saving international AS", некоммерческая Ассоциация "Российские демонстративные зоны высокой энергоэффективности", неправительственный экологический фонд имени Вернадского, ООО "Энергосервис-Инженерный Центр". При этом учредительные документы Организации не определяют размер уставного капитала или какой-либо доли участия учредителей.
Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод налоговой инспекции о невозможности применения Организацией упрощенной системы налогообложения, поскольку доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, как не соответствующий обстоятельствам дела, положениям НК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 12.01.96 N 7-ФЗ.
Судом установлено и налоговой инспекцией не оспаривается отсутствие иных оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ, не позволяющих применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона от 12.01.96 N 7-ФЗ автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное им в собственность этой организации, а могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Запрет, предусмотренный подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, связан с исключением из круга налогоплательщиков, имеющих право использовать упрощенную систему налогообложения, лиц, отличающихся определенной степенью и характером взаимозависимости. Согласно пункту 1 статьи 20 НК РФ участие одной организации в другой подразумевает взаимозависимость юридических лиц.
Для целей налогообложения отношения взаимозависимости означают возможность оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности налогоплательщиков. Однако правовой статус Организации не позволяет говорить о каком-либо влиянии учредителей на условия или экономические результаты ее деятельности в связи с отсутствием у них имущественных прав (как вещных, так и обязательственных) в отношении заявителя как юридического лица.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа Организации в применении упрощенной системы налогообложения и направления в ее адрес оспариваемого уведомления.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы налоговой инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.08.2004 по делу N А05-3923/04-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)