Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 27.09.2004, 21.09.2004 ПО ДЕЛУ N А51-2697/2004 30-77

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


27 сентября 2004 г. Дело N А51-2697/2004 30-77


Арбитражный суд Приморского края установил:
ЗАО "Л. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными требований МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - налоговая инспекция) об уплате налога от 08.01.2004 NN 1, 2, 3, выставленных по результатам камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года.
Определением от 14.04.2004 по ходатайству заявителя в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне налоговой инспекции привлечены Комитет по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Приморскому краю.
Решением от 25.06.2004 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительными требования налоговой инспекции об уплате налога на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года.
Обжалуя решение суда, МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю просит его отменить. Налоговая инспекция считает неправомерным ссылку ЗАО "Л." в подтверждение права на применение ставки 0 процентов на приказ Комитета природных ресурсов по Приморскому краю МПР России и Комитета природных ресурсов Администрации Приморского края N 2476/333 от 28.12.2001, который противоречит Постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 N 899. Поскольку предусмотренное по ныне действующему порядку решение МПР РФ об отнесении запасов твердых полезных ископаемых ЗАО "Л." к некондиционным представлено не было, у заявителя отсутствовало право на применение в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Заявитель - ЗАО "Л." в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, считает, что в соответствии с ранее действующим законодательством совместным приказом Примгеолкома от 29.12.1998 N 159 и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 30.12.1998 N 288 заявитель был освобожден от платежей за пользование недрами и от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче некондиционных углей третьей группы пластов в технических границах разреза "Лучегорский-1", о чем внесены соответствующие изменения в лицензию на право пользования недрами, и представления иных документов в подтверждение права на освобождение от уплаты налога не требуется.
Третье лицо - Комитет природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края в отзыве на апелляционную жалобу считает неправомерным применение ЗАО "Л." налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых на объемы добытых некондиционных запасов при отсутствии решения МПР России, принятого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899.
Третье лицо - Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю в отзыве на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, применение ЗАО "Л." ставки 0 процентов за добычу некондиционных запасов угля считает правомерным как соответствующее действовавшему до вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 порядку.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 23.07.2003 и 27.08.2003 ЗАО "Л." в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю были представлены налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года, согласно которым ЗАО "Л." произвело налогообложение добытого некондиционного угля разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения по ставке ноль процентов на основании пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ.
В ходе камеральной проверки представленных деклараций налоговой инспекцией вынесено решение N 08/02 ДСП от 06.01.2004 о привлечении ЗАО "Л." к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года и предложено ЗАО "Л." после устранения допущенных арифметических ошибок при исчислении суммы налога уплатить сумму налога за июнь - 872710 руб., за июль - 928990 руб., штраф в сумме 174542 руб. (июнь), 185798 руб. (июль). При этом налоговой инспекцией сделан вывод о том, что при отсутствии в отношении ЗАО "Л." решения МПР России, принятого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, об отнесении запасов твердых полезных ископаемых поля разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения к некондиционным запасам примененная ЗАО "Л." при расчете суммы налога налоговая ставка ноль процентов по налогу на добычу полезных ископаемых по основанию, указанному в пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, не применяется, налогообложение добычи бурого угля данного месторождения должно проводится по ставке 4%.
По состоянию на 08.01.2004 налоговой инспекцией выставлены ЗАО "Л." требования NN 1, 2, 3 об уплате в срок до 19.01.2004 сумм налога на добычу полезных ископаемых - 872710 руб. и 928990 руб., и налоговых санкций 174542 руб. и 185798 руб. за июнь и июль 2003 года соответственно.
Полагая доначисление сумм налога на добычу полезных ископаемых и штрафов по нему незаконным, ЗАО "Л." обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании требований об уплате налога и штрафных санкций NN 1, 2, 3 от 08.01.2004 незаконными.
Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общества "Л." зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы администрации Пожарского района N 888 от 01.12.1997, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации N 59 серия ЗАО. Основными видами деятельности предприятия согласно свидетельству являются: производство и поставка электрической энергии (мощности), тепловой энергии.
Предприятие имеет лицензию от 06.05.1998 N ВЛВ 00716 ТЭ на право пользования недрами для добычи бурого угля в поле разреза "Лучегорский-1" Бикинского буроугольного месторождения в Пожарском районе Приморского края. Участок недр расположен в п. Лучегорск Приморского края. Лицензия выдана на основании совместного приказа Комитета по геологии и использованию недр Приморского края (в настоящее время - Главное управление природных ресурсов России по Приморскому краю) от 15.04.1998 N 39 и Комитета по природным ресурсам и экологии Администрации Приморского края от 20.04.1998 N 102. Срок окончания лицензии - 30.08.2013. В соответствии с Федеральным законом "О недрах" заявитель являлся плательщиком платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" с 01.01.2002 вместо взимаемых ранее по Федеральному закону "О недрах" платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для предприятий, добывающих полезные ископаемые, с 01.01.2002 введен налог на добычу полезных ископаемых, плательщиком которого является заявитель.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 342 НК РФ установлено, что налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). При этом отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
По результатам проведенной в 1998 году экспертизы участка месторождения заявителя по решению Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета РФ по геологии и использованию недр, оформленным протоколом N 279 от 20.11.1998, подсчитанные запасы некондиционных углей в количестве 8642 тыс. тонн в породах вскрыши третьей группы пластов Нижне-Бикинского месторождения в пределах технических границ разреза "Лучегорский-1" госбалансом было решено не учитывать ввиду нецелесообразности принять их для маркшейдерского учета и рекомендовано Примгеолкому и Комитету по природным ресурсам Администрации Приморского края с 01.01.1998 освободить ЗАО "Л." от платежей за пользование недрами и от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на добычу некондиционных углей согласно Федеральному закону "О недрах".
Согласно приложению N 5 к приказу Комитета по природным ресурсам по Приморскому краю МПР России и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28.12.2001 N 2476/333 внесены соответствующие изменения в выданную предприятию лицензию N ВЛВ 00716 ТЭ и установлена налоговая ставка для некондиционного угля 0%.
Коллегией не принимается довод заявителя жалобы о том, что приказ Комитета природных ресурсов по Приморскому краю МПР России и Комитета природных ресурсов Администрации Приморского края N 2476/333 от 28.12.2001 противоречит Постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 N 899.
Согласно п. 1 Правил отнесения запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
При этом вышеназванные правила не предусматривают назначение повторной экспертизы в отношении разрабатываемых участков и касаются запасов вновь осваиваемых участков.
Кроме того, принятые в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 899 Временные методические рекомендации по подготовке к рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам, которыми надлежит руководствоваться при подготовке документов на экспертизу, утверждены Распоряжением МПР России N 403-р только 10.09.2003, то есть заявитель объективно не имел возможности подготовить необходимые в соответствии с новыми требованиями документы, а кроме того, имел в наличии полученные в соответствии с установленным ранее порядком надлежащие разрешения.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрена переоценка по новым правилам признанных ранее некондиционными запасов полезных ископаемых в связи с заменой платежей на пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на налог на добычу полезных ископаемых.
Совместным приказом Примгеолкома от 29.12.1998 N 159 и Комитета по природных ресурсам Администрации Приморского края от 30.12.1998 N 288 ЗАО "Л." освобождено от уплаты платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче некондиционных углей третьей группы пластов в технических границах разреза "Лучегорский-1".
По результатам проведенной в 1998 году экспертизы участка месторождения заявителя по решению Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Комитета РФ по геологии и использованию недр, оформленным протоколом N 279 от 20.11.1998, подсчитанные запасы некондиционных углей в количестве 8642 тыс. тонн было решено считать некондиционными. Согласно лицензионному соглашению (Приложение N 1 к лицензии N ВЛВ 00716 ТЭ) по состоянию на 01.01.1998 забалансовые (некондиционные) запасы угля в переданных ЗАО "Л." запасах бурого угля на участке поля разреза "Лучегорский-1" составили 8503 тыс. тонн. До настоящего времени состав некондиционного угля в разрабатываемом заявителем месторождении не изменился, что подтверждается актом комплексной проверки соблюдения требований природоресурсного и природоохранного законодательства РФ на объектах ЗАО "Л." от 15.08.2003. В соответствии с протоколом N 61-11/0414-пр от 27.08.2003 заседания Комиссии Министерства природных ресурсов РФ по рассмотрению материалов по нормативам потерь и уточненным нормативам потерь твердых полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений по Приморскому краю, в том числе в отношении ЗАО "Л.," потери полезных ископаемых по месторождениям за последние 5 лет работы предприятий не превышают плановых и утвержденных в технических проектах. Уровень рассчитанных нормативов потерь при добыче по рудным месторождениям на 2003 год соответствует среднему уровню фактических потерь за последние 5 лет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков, коллегия апелляционной инстанции полагает применение заявителем при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за июнь, июль 2003 года ставки налога 0 процентов обоснованным, требования налоговой инспекции от 08.01.2004 NN 1, 2, 3 об уплате ЗАО "Л." налога за июнь, июль 2003 года и штрафных санкций являются недействительными как выставленные в нарушение положений Налогового кодекса РФ.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.06.2004 по делу N А51-2697/2004 30-77 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)