Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Дело рассмотрено 28 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.08 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.08 г. по делу N А68-1675/08-65/12,
Инспекция ФНС РФ по Центральному району г. Тулы (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульской области "Тульский сельскохозяйственный колледж" (далее - Учреждение, ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж) налога, пени и налоговых санкций, всего 182797,48 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.08 г. заявленные Инспекцией требования удовлетворены в части взыскания с ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" в доход соответствующего бюджета единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 55649,46 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 824,4 руб. В остальном заявление налогового органа оставлено без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.08 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований в связи с нарушением норм материального права.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" по вопросам соблюдения налогового законодательства, о чем составлен акт от 31.08.07 г. N 44 и принято решение от 28.09.07 г. N 40, в соответствии с которым Учреждению доначислен ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ - 50611,31 руб., начислена пеня, применены штрафные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН, ст. 123 НК РФ за неполную уплату НДФЛ, п. 2 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ (далее - Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") за неполную уплату страховых взносов.
Основанием для доначисления Учреждению единого социального налога, налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций послужили выводы налогового органа о неправомерном невключении ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" в налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ лечебных пособий, установленных п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании" от 09.02.04 г. N 433-ЗТО (далее - Закон Тульской области "Об образовании") в сумме 202991,75 руб. и 389317,75 руб., соответственно, которые, по мнению Инспекции, не предусмотрены законодательством Российской Федерации, в связи с чем суммы указанных пособий не могут относиться к компенсационным выплатам и подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН и НДФЛ.
Поскольку в срок до 15.11.07 г., установленный в требовании налогового органа от 30.10.07 г. N 517, указанные суммы ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" не погашены, Инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, приняли обоснованные судебные акты по существу спора.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Учреждения 50611,31 руб. НДФЛ и 10122,27 руб. штрафных санкций по ст. 123 НК РФ, суды обоснованно принимали во внимание, что в соответствии ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ к доходам, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) относятся в числе прочих: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании" определено, что пособие на санаторно-курортное лечение в размере должностного оклада (ставки) по основной занимаемой должности за счет средств бюджета области ежегодно выплачивается педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений.
Условия и порядок выплаты пособия устанавливается губернатором области.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.92 г. N 3266-1, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Таким образом, в систему действующего законодательства, предусматривающего выплаты государственных пособий, определенных в п. 1 ст. 217 НК РФ, входят и относящиеся к законодательству Российской Федерации в области образования законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе и в области образования.
Поскольку пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений на основании п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании", подпадают под компенсационные выплаты и иные выплаты, предусмотренные п. 1 ст. 217 НК РФ и не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, суд пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления Учреждению НДФЛ в спорной сумме и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неполное перечисление указанного налога.
Признавая необоснованными требования налогового органа в части взыскания с ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" 52777,58 руб. ЕСН, 15878,45 руб. пени по ЕСН, 10555,57 руб. штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
В силу ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Таким образом, государственные пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые в соответствии с Законом Тульской области "Об образовании", в силу п.п. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Учитывая, что Учреждение обоснованно не включало в налогооблагаемую базу по ЕСН упомянутые лечебные пособия, выплачиваемые педагогическим работникам, суд правильно указал на неправомерность доначисления налоговым органом ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" 52777,85 руб. ЕСН, начисления пени на указанную сумму недоимки по налогу и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Кассационная инстанция находит обоснованными также отказ судов в удовлетворении требований заявленных Инспекцией в части взыскания с Учреждения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени за несвоевременную их уплату и штрафных санкций, предусмотренных п. 2 ст. 27 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, у Инспекции отсутствовали законные основания для обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов, пени и штрафных санкций, установленных п. 2 ст. 27 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления судов, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
решение Арбитражного суда Тульской области от 10 июня 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2008 года по делу N А68-1675/08-65/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2008 ПО ДЕЛУ N А68-1675/08-65/12
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2008 г. по делу N А68-1675/08-65/12
Дело рассмотрено 28 ноября 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.06.08 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.08 г. по делу N А68-1675/08-65/12,
установил:
Инспекция ФНС РФ по Центральному району г. Тулы (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тульской области "Тульский сельскохозяйственный колледж" (далее - Учреждение, ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж) налога, пени и налоговых санкций, всего 182797,48 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.06.08 г. заявленные Инспекцией требования удовлетворены в части взыскания с ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" в доход соответствующего бюджета единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 55649,46 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 824,4 руб. В остальном заявление налогового органа оставлено без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.08 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований в связи с нарушением норм материального права.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" по вопросам соблюдения налогового законодательства, о чем составлен акт от 31.08.07 г. N 44 и принято решение от 28.09.07 г. N 40, в соответствии с которым Учреждению доначислен ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, НДФЛ - 50611,31 руб., начислена пеня, применены штрафные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН, ст. 123 НК РФ за неполную уплату НДФЛ, п. 2 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ (далее - Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") за неполную уплату страховых взносов.
Основанием для доначисления Учреждению единого социального налога, налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и применения налоговых санкций послужили выводы налогового органа о неправомерном невключении ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" в налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ лечебных пособий, установленных п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании" от 09.02.04 г. N 433-ЗТО (далее - Закон Тульской области "Об образовании") в сумме 202991,75 руб. и 389317,75 руб., соответственно, которые, по мнению Инспекции, не предусмотрены законодательством Российской Федерации, в связи с чем суммы указанных пособий не могут относиться к компенсационным выплатам и подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН и НДФЛ.
Поскольку в срок до 15.11.07 г., установленный в требовании налогового органа от 30.10.07 г. N 517, указанные суммы ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" не погашены, Инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суды полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, приняли обоснованные судебные акты по существу спора.
Отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Учреждения 50611,31 руб. НДФЛ и 10122,27 руб. штрафных санкций по ст. 123 НК РФ, суды обоснованно принимали во внимание, что в соответствии ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 217 НК РФ к доходам, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) относятся в числе прочих: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании" определено, что пособие на санаторно-курортное лечение в размере должностного оклада (ставки) по основной занимаемой должности за счет средств бюджета области ежегодно выплачивается педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений.
Условия и порядок выплаты пособия устанавливается губернатором области.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.92 г. N 3266-1, законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Таким образом, в систему действующего законодательства, предусматривающего выплаты государственных пособий, определенных в п. 1 ст. 217 НК РФ, входят и относящиеся к законодательству Российской Федерации в области образования законодательные акты субъектов Российской Федерации, в том числе и в области образования.
Поскольку пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений на основании п. 4 ст. 19 Закона Тульской области "Об образовании", подпадают под компенсационные выплаты и иные выплаты, предусмотренные п. 1 ст. 217 НК РФ и не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, суд пришел к правильному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления Учреждению НДФЛ в спорной сумме и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неполное перечисление указанного налога.
Признавая необоснованными требования налогового органа в части взыскания с ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" 52777,58 руб. ЕСН, 15878,45 руб. пени по ЕСН, 10555,57 руб. штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
В силу ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Таким образом, государственные пособия на санаторно-курортное лечение, выплачиваемые в соответствии с Законом Тульской области "Об образовании", в силу п.п. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Учитывая, что Учреждение обоснованно не включало в налогооблагаемую базу по ЕСН упомянутые лечебные пособия, выплачиваемые педагогическим работникам, суд правильно указал на неправомерность доначисления налоговым органом ГОУ СПО "Тульский сельскохозяйственный колледж" 52777,85 руб. ЕСН, начисления пени на указанную сумму недоимки по налогу и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Кассационная инстанция находит обоснованными также отказ судов в удовлетворении требований заявленных Инспекцией в части взыскания с Учреждения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени за несвоевременную их уплату и штрафных санкций, предусмотренных п. 2 ст. 27 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 г. N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
В случае если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, у Инспекции отсутствовали законные основания для обращения в суд с требованием о взыскании страховых взносов, пени и штрафных санкций, установленных п. 2 ст. 27 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления судов, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 10 июня 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2008 года по делу N А68-1675/08-65/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Центральному району г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)