Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей Н.И.Протас, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1582/2008) (заявление) ИП Комаровой Инны Алексеевны на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 по делу N А56-20781/2007 (судья А.Е.Бойко),
по иску (заявлению) предпринимателя Комаровой Инны Алексеевны
к ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Якшилова Р.Н. (доверенность от 09.01.2008 б/н)
от ответчика: не явился.
предприниматель Комарова Инна Алексеевна (далее - Предприниматель), уточнив предмет требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.05.2007 N 10933.
Решением от 19.12.2007 суд отказал И.А.Комаровой в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе И.А.Комарова просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих об отсутствии государственной регистрации ООО "Декорд" в качестве юридического лица.
Представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Инспекции, поскольку она извещена надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без ее участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель И.А.Комаровой поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 год.
В ходе проверки установлено, что И.А.Комарова необоснованно завысила расходы за 2006 год на сумму 184 256 руб. По мнению Инспекции, И.А.Комарова не подтвердила произведенные ею расходы, непосредственно связанные с извлечением прибыли, поскольку представленные платежные документы и накладные по поставщику ООО "Декорт" составлены организацией, не зарегистрированной Федеральной базой данных в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "Декорт" является несуществующим юридическим лицом.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 28.05.2007 N 10933. Указанным решением Предпринимателю предложено уплатить неуплаченный (не полностью уплаченный) НДФЛ в размере 24 058 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией решения, И.А.Комарова обратилась с заявлением в суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что при просмотре Федеральной базы данных юридических лиц установлено, что ООО "Декорт" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является несуществующим юридическим лицом, следовательно, И.А.Комарова документально не подтвердила произведенные ею расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, в связи с чем необоснованно завысила сумму налоговых вычетов.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам:
Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. В пункте 3 статьи 210 НК РФ указано, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 абзаца первого статьи 221 НК РФ "Профессиональные налоговые вычеты" такие вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности, по окончании того налогового периода, в котором были произведены вышеуказанные расходы. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы (затраты) должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Экономически оправданными затратами считаются затраты (расходы), непосредственно связанные с извлечением доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Условием для включения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что такие затраты фактически понесены. При этом должны приниматься во внимание представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат доказательства, которые подлежат правовой оценке в совокупности.
В силу пункта 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления документа; 3) при оформлении документа от имени юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; от имени индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; 4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; 5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); 6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Как следует из материалов дела, для подтверждения заявленных профессиональных налоговых вычетов И.А.Комаровой были представлены платежные документы и накладные, выставленные ООО "Декорт":
- - накладная от 04.01.2006 N 108 на сумму 139 000 руб.;
- - квитанция к приходному кассовому ордеру от 04.01.2006 N 97 на сумму 139 000 руб.;
- - накладная от 03.08.2006 N 421 на сумму 45256 руб.;
- - квитанция к приходному кассовому ордеру от 03.08.2006 N 421 на сумму 45256 руб.
В своем решении Инспекция ссылается на то, что при просмотре Федеральной базы юридических лиц установлено, что ООО "Декорт" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является несуществующим юридическим лицом.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В силу части 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
Кроме того, по правилам пункта 1 статьи 83 НК РФ налогоплательщик может находиться на учете в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
В обоснование довода о том, что ООО "Декорт" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, Инспекция ссылается на Федеральную базу данных юридических лиц.
Однако в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 2300 АПК РФ никаких доказательств в подтверждение данного довода налоговым органом в материалы дела не представлено.
Не представлено Инспекцией и доказательств, опровергающих содержащиеся в первичных документах сведения о наличии хозяйственных операций между Предпринимателем и ООО "Декорт". Таким образом, И.А.Комарова подтвердила спорную сумму расходов, и у налогового органа не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а решение Инспекции от 28.05.2007 N 10933 - признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 пп. 4 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2007 по делу N А56-20781/2007 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области от 28.05.2007 N 10933.
Взыскать с ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области в пользу предпринимателя Комаровой Инны Алексеевны 150 руб. расходов по уплате госпошлины.
Возвратить предпринимателю Комаровой Инне Алексеевне 450 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по квитанции от 15.01.2008 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗГУРСКАЯ М.Л.
Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2008 ПО ДЕЛУ N А56-20781/2007
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2008 г. по делу N А56-20781/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей Н.И.Протас, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1582/2008) (заявление) ИП Комаровой Инны Алексеевны на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2007 по делу N А56-20781/2007 (судья А.Е.Бойко),
по иску (заявлению) предпринимателя Комаровой Инны Алексеевны
к ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Якшилова Р.Н. (доверенность от 09.01.2008 б/н)
от ответчика: не явился.
установил:
предприниматель Комарова Инна Алексеевна (далее - Предприниматель), уточнив предмет требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.05.2007 N 10933.
Решением от 19.12.2007 суд отказал И.А.Комаровой в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе И.А.Комарова просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих об отсутствии государственной регистрации ООО "Декорд" в качестве юридического лица.
Представитель Инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Инспекции, поскольку она извещена надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без ее участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель И.А.Комаровой поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 год.
В ходе проверки установлено, что И.А.Комарова необоснованно завысила расходы за 2006 год на сумму 184 256 руб. По мнению Инспекции, И.А.Комарова не подтвердила произведенные ею расходы, непосредственно связанные с извлечением прибыли, поскольку представленные платежные документы и накладные по поставщику ООО "Декорт" составлены организацией, не зарегистрированной Федеральной базой данных в Едином государственном реестре юридических лиц, ООО "Декорт" является несуществующим юридическим лицом.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 28.05.2007 N 10933. Указанным решением Предпринимателю предложено уплатить неуплаченный (не полностью уплаченный) НДФЛ в размере 24 058 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с законностью вынесенного Инспекцией решения, И.А.Комарова обратилась с заявлением в суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, указал, что при просмотре Федеральной базы данных юридических лиц установлено, что ООО "Декорт" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является несуществующим юридическим лицом, следовательно, И.А.Комарова документально не подтвердила произведенные ею расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, в связи с чем необоснованно завысила сумму налоговых вычетов.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам:
Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. В пункте 3 статьи 210 НК РФ указано, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 абзаца первого статьи 221 НК РФ "Профессиональные налоговые вычеты" такие вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности, по окончании того налогового периода, в котором были произведены вышеуказанные расходы. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы (затраты) должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Экономически оправданными затратами считаются затраты (расходы), непосредственно связанные с извлечением доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Условием для включения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что такие затраты фактически понесены. При этом должны приниматься во внимание представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат доказательства, которые подлежат правовой оценке в совокупности.
В силу пункта 9 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления документа; 3) при оформлении документа от имени юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; от имени индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; 4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; 5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); 6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Как следует из материалов дела, для подтверждения заявленных профессиональных налоговых вычетов И.А.Комаровой были представлены платежные документы и накладные, выставленные ООО "Декорт":
- - накладная от 04.01.2006 N 108 на сумму 139 000 руб.;
- - квитанция к приходному кассовому ордеру от 04.01.2006 N 97 на сумму 139 000 руб.;
- - накладная от 03.08.2006 N 421 на сумму 45256 руб.;
- - квитанция к приходному кассовому ордеру от 03.08.2006 N 421 на сумму 45256 руб.
В своем решении Инспекция ссылается на то, что при просмотре Федеральной базы юридических лиц установлено, что ООО "Декорт" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является несуществующим юридическим лицом.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В силу части 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
Кроме того, по правилам пункта 1 статьи 83 НК РФ налогоплательщик может находиться на учете в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
В обоснование довода о том, что ООО "Декорт" не зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, Инспекция ссылается на Федеральную базу данных юридических лиц.
Однако в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 2300 АПК РФ никаких доказательств в подтверждение данного довода налоговым органом в материалы дела не представлено.
Не представлено Инспекцией и доказательств, опровергающих содержащиеся в первичных документах сведения о наличии хозяйственных операций между Предпринимателем и ООО "Декорт". Таким образом, И.А.Комарова подтвердила спорную сумму расходов, и у налогового органа не было законных оснований для вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а решение Инспекции от 28.05.2007 N 10933 - признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 пп. 4 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.10.2007 по делу N А56-20781/2007 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области от 28.05.2007 N 10933.
Взыскать с ИФНС России по Лужскому району Ленинградской области в пользу предпринимателя Комаровой Инны Алексеевны 150 руб. расходов по уплате госпошлины.
Возвратить предпринимателю Комаровой Инне Алексеевне 450 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по квитанции от 15.01.2008 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗГУРСКАЯ М.Л.
Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)