Судебные решения, арбитраж

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО


1. Освобождаются от обложения налогом на имущество организаций научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Право на применение указанной льготы по налогу на имущество не поставлено в зависимость от факта наличия у налогоплательщика свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации.
Организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство им. Калинина" Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции.
Суд удовлетворил заявленное требование, так как хозяйство является научной организацией Россельхозакадемии и имеет право на льготу, предусмотренную пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, указал, что согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.6 Устава ОНО "Опытно-производственное хозяйство им. Калинина" КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, хозяйство создано в соответствии с приказом Россельхозакадемии от 10.06.03 N 67, осуществляет научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ согласно тематическому плану Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства при ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко Россельхозакадемии, находится в ведомственном подчинении Российской академии сельскохозяйственных наук.
На основании пункта 2.1 Устава хозяйство создано в целях научного обслуживания института по специализации, производства сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, пропаганды и освоения полученных достижений науки в агропромышленное производство. Для достижения названных целей, хозяйство осуществляет, в частности, производство и реализацию семян, разведение, выращивание и реализацию племенных животных и птицы, опытных образцов сельскохозяйственной техники, биологических препаратов различного назначения, различных видов продуктов питания, научное обслуживание института по специализации, пропаганду и рекламу достижений аграрной науки, техники и передового опыта путем научно-информационного распространения знаний, показа и продажи своей продукции на аукционах, торговых биржах, сельскохозяйственных выставках.
Имущество хозяйства - собственность Российской академии сельскохозяйственных наук - является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками хозяйства, закреплено за последним и отражается на его балансе (пункт 3.2 Устава).
Согласно пункту 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
В силу статьи 5 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научная организация проходит аккредитацию, о чем ей выдается свидетельство.
В Положении о государственной аккредитации научных организаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 N 1291, определено, что решение о государственной аккредитации научной организации принимается на основании экспертизы данных о деятельности организации за три предшествовавших года.
Из содержания названных норм не следует, что право на применение указанной льготы по налогу на имущество поставлено в зависимость от факта наличия у налогоплательщика свидетельства о государственной аккредитации в качестве научной организации.
Федеральный закон от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" не относится к актам налогового законодательства и не является источником налогового права, поэтому не может устанавливать дополнительных ограничений в предоставлении льготы по налогу на имущество.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и налоговым органом документально не опровергнуто, что все имущество используется хозяйством для научной деятельности. Суд также установил и это подтверждается материалами дела, что хозяйство является научной организацией Российской академии сельскохозяйственных наук и структурным подразделением ГНУ КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко, имеющего свидетельство о государственной аккредитации от 22.12.02 N 4612 (дело N Ф08-6159/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.

2. Одним из условий освобождения от уплаты налога на имущество является невключение до начала реализации проекта в налогооблагаемую базу имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции. Суд удовлетворил заявленное требование, поскольку общество правомерно применяло льготу по налогу на имущество, предусмотренную статьей 3 Закона Краснодарского края от 26.11.03 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций".
Суд кассационной инстанции, оставляя судебный акт без изменения, указал, что с 11.02.04 общество начало реализовывать инвестиционный проект "Техническое оснащение современной уборочной техникой мирового уровня ООО "МТС-Кубань"". В период с июля по август 2004 года общество, реализуя данный проект, приобрело имущество (сельскохозяйственную уборочную технику). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.04.05 N 372 реализуемому инвестиционному проекту присвоен статус одобренного в целях применения к обществу льготного режима налогообложения на срок фактической окупаемости проекта, но не более трех лет, начиная с 01.04.05.
По мнению налоговой инспекции, в описанной ситуации заявитель обязан был в спорном периоде исчислить авансовый платеж по налогу на имущество, поскольку имущество, приобретенное им и поставленное на учет до 01.04.05, было включено в налогооблагаемую базу по налогу на имущество в первом квартале 2005 года.
В силу статьи 3 Закона Краснодарского края от 26.11.03 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" от уплаты налога на имущество освобождены организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше трех лет, в части имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.
Согласно бизнес-плану и паспорту инвестиционного проекта он начал реализовываться в феврале 2004 года. Следовательно, приобретение имущества, связанного с осуществлением проекта, произошло в процессе реализации инвестиционного проекта (июль - август 2004 года).
Одним из условий освобождения от уплаты налога на имущества является невключение до начала реализации проекта в налогооблагаемую базу имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта. Поскольку сельскохозяйственная уборочная техника приобреталась обществом после начала реализации проекта, то правомерен вывод суда о том, что указанное имущество не включалось в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Довод налогового органа о том, что обязанность по исчислению в первом полугодии 2005 года авансового платежа по налогу на имущество у общества возникла, так как техника приобретена и поставлена на учет до 01.04.05 и в первом квартале 2005 года включалась в налогооблагаемую базу, не принимается.
Факт одобрения исполнительным органом власти края инвестиционного проекта влечет предоставление лицу, реализующему инвестиционный проект, определенной государственной поддержки в виде дополнительных гарантий, освобождения от уплаты определенных видов налогов. Данный вывод следует из прямого указания норм Закона Краснодарского края от 02.07.04 N 731-КЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".
Статья 3 Закона Краснодарского края "О налоге на имущество организаций" не ставит обстоятельство предоставления льготы по налогу на имущество в зависимость от момента одобрения инвестиционного проекта исполнительным органом власти края. Для применения льготы важен момент реализации инвестиционного проекта и одобрение его надлежащими органами власти. Как следует из анализа указанной статьи, до начала реализации проекта в налогооблагаемую базу не должно включаться имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта. Налоговая инспекция не представила доказательств того, что до 11.02.04 общество включало в налогооблагаемую базу по налогу на имущество спорное имущество (дело N Ф08-5351/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)