Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2010 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тетеркиной С.И.,
судей Бочаровой Н.Н., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Лазарева М.В., дов. от 16.02.10 N 167/10
от ответчика - Кочкин А.С., заместитель начальника отдела, дов. от 28.04.10 N 126
рассмотрев 02.11.2010 г. в судебном заседании кассационные жалобы ОАО "АНХК", заявителя, МРИ ФНС России по КН N 1, ответчика
на решение от 04.05.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Лариным М.В.
на постановление от 28.07.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Голобородько В.Я., Кольцовой Н.Н., Нагаевым Р.Г.
по иску (заявлению) ОАО "Ангарская нефтехимическая компания"
о признании недействительными решений, требования
к МРИ ФНС России по КН N 1
установил:
Открытое акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения от 10.04.2009 N 52-16-14/897Р/447 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 1079 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2009 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 04.05.2010 заявление удовлетворено частично. Признаны недействительными:
- решение инспекции от 10.04.2009 N 52-16-14/897Р/447 - в части привлечения к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату акциза на автомобильный бензин в виде штрафа в размере 11 593 296 руб., акциза на дизельное топливо в виде штрафа в размере 7 362 002 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей в виде штрафа в размере 79 020 руб., начисления пеней по состоянию на 10.04.2009 на недоимку по акцизу на автомобильный бензин в размере 1 824 869 руб., по акцизу на дизельное топливо в размере 2 167 580 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей в размере 23 228 руб., предложения уплатить недоимку по акцизу на автомобильный бензин, акцизу на дизельное топливо, акцизу на масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей в общем размере 138 097 932 руб., уплатить пени в общем размере 4 204 022 руб., штрафы в общем размере 19 034 318 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета,
- требование N 1079 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2009.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в связи с кассационными жалобами сторон.
Инспекция в своей жалобе просит об отмене решения и постановления арбитражных судов и отклонении требований общества, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых актов нарушены нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующие порядок уплаты акциза при нарушении сроков представления документов, подтверждающих освобождение от уплаты этого налога.
Общество просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении его требований и принятии нового судебного акта об их удовлетворении в полном объеме. При этом общество ссылается на наличие у него переплаты по акцизу на дату вынесения оспариваемого решения инспекции и считает, что в связи с подтверждением им обоснованности освобождения от уплаты акциза (независимо от нарушения сроков представления подтверждающих документов) оснований для начисления пеней с момента наступления срока уплаты и до даты представления документов у налогового органа не имелось.
В отзыве на жалобу инспекции общество выражает несогласие с ее доводами и просит оставить судебные в оспариваемой инспекцией части без изменения.
Инспекцией в заседании суда заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на жалобу общества.
С учетом мнения представителя общества, совещаясь на месте, суд определил: приобщить отзыв на жалобу к материалам дела.
В отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, считая их несостоятельными, и просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали их правовые позиции.
Согласно материалам дела, обществом инспекции представлена декларация по акцизам за октябрь 2008 года, в которой заявлено освобождение от уплаты акцизов на сумму 138 097 932 руб. по подакцизным товарам, реализованным на экспорт в мае 2008 года.
01.12.2008 общество представило документы, подтверждающие право освобождение от уплаты акциза.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлены акты от 27.02.2009 N 52-16-14/128А по проверке правомерности освобождения от уплаты акцизов за май 2008 год и N 52-16-14/427А по проверке документального подтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт, заявленной в октябре 2008 года.
С учетом представленных обществом возражений налоговым органом вынесены решения от 10.04.2009 N 52-16-14/897Р/447 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 52-16-14/898Р "Об отказе в подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты суммы акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации".
Решением N 52-16-14/897Р/447 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату акциза на автомобильный бензин в виде взыскания штрафа в размере 11 593 296 руб., акциза на дизельное топливо - в размере 7 362 002 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - в размере 79 020 руб. - пункт 1.
Кроме того, обществу начислены пени по состоянию на 10.04.2009 за неуплату акциза на автомобильный бензин в размере 4 966 892 руб., акциза на дизельное топливо в размере 2 170 477 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в размере 42 932 руб.
Также предложено уплатить недоимку по акцизу на автомобильный бензин в размере 57 966 480 руб. (28 983 240 руб. по двум срокам уплаты), акцизу на дизельное топливо в размере 57 448 290 руб. (28 724 145 руб. по двум срокам уплаты), акцизу на прямогонный бензин в размере 22 288 056 руб., акцизу на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в размере 395 104 руб. (197 552 руб. по двум срокам уплаты), уплатить штрафы и пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением N 52-16-14/898Р заявителю отказано в праве на освобождение от уплаты сумм акциза по подакцизным нефтепродуктам, реализованным за пределы территории Российской Федерации в режиме экспорта под банковскую гарантию, отраженным в налоговой декларации за октябрь 2008 года, в размере 138 097 932 руб.
Решением Федеральной налоговой службы от 29.10.2009 N 9-1-08/00333@ апелляционная жалоба общества на решение инспекции N 52-16-14/897Р/447 оставлена без удовлетворения, решение утверждено и признано вступившим в силу.
В адрес общества инспекцией выставлено требование N 1079 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2009, которым предложено уплатить пени по акцизам в размере 587 453,55 руб., начисленные за период с 10.04.2009 по 13.11.2009, и штрафы в размере 19 034 318 руб.
Основанием для предложения уплатить недоимку по акцизу по срокам уплаты 28.06.2008 и 15.07.2008, начисления пеней за периоды с 25.06.2008 и 15.07.2008 до 10.04.2009, наложения штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужил установленный налоговым органом факт несвоевременной уплаты акциза в связи с непредставлением обществом документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в 180-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 198 НК РФ.
Принимая оспариваемые акты, суды исходили из того, что документальное подтверждение налогоплательщиком факта экспорта подакцизных товаров по истечении 180 дней с момента их отгрузки на экспорт неизбежно влечет за собой право на освобождение от уплаты акциза по операциям с этими подакцизными товарами, в связи с чем основания для предложения уплатить налог и привлечения к ответственности за его неуплату отсутствуют.
Так как налоговый орган на основании документов, представленных обществом 01.12.2008, подтвердил право общества на освобождение от уплаты акциза, суды пришли к выводу, что пени за неуплату налога могли быть начислены только до даты представления документов.
С учетом того, что требованием обществу предлагалось уплатить пени за период с 10.04.2009 по 13.11.2009 и указанные в решении штрафные санкции, по выводу судов требование является незаконным в полном объеме.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии.
Пунктом 8 статьи 198 НК РФ установлено, что при непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 7 настоящей статьи документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Общество в мае 2008 произвело отгрузку на экспорт нефтепродуктов и представило инспекции в соответствии с пунктом 2 статьи 184 НК РФ для освобождения от уплаты акциза при передаче произведенных на давальческой основе товаров для реализации на экспорт налогоплательщиком банковскую гарантию от 24.06.2008 N ЛН-55/3486, выданную ОАО "Газпромбанк" на сумму 151 148 186 руб., из которой 138 097 931 руб. - сумма акциза, освобожденная от уплаты, и 13 050 254 руб. - сумма пеней.
Согласно пункту 2 статьи 184, пункту 8 статьи 198 НК РФ представление банковской гарантии освобождает налогоплательщика от уплаты акциза только в течение 180 дней, начиная с даты реализации подакцизных товаров, и при условии подтверждения в установленный срок факта экспорта.
Таким образом, суды обоснованно указали, что само по себе наличие у заявителя банковской гарантии не может освобождать его от начисления пени за нарушение срока уплаты налога при непредставлении документов в течение 180 дней со дня экспорта.
Документы, подтверждающие экспорт, следовало представить налоговому органу до 30.11.2008, однако фактически они были представлены 01.12.2008.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в связи с непредставлением в установленный пунктом 7 статьи 198 НК РФ 180-дневный срок подтверждающих документов у общества возникла обязанность по уплате акциза, а так как он уплачен не был - ему правомерно начислены пени.
Вместе с тем, поскольку необходимые документы были представлены 01.12.2009, и налоговый орган впоследствии (по декларации за декабрь 2008 года, которую общество подало в связи с отказом инспекции рассмотреть эти документы в рамках камеральной проверки декларации за октябрь 2008 года) подтвердил право общества на освобождение от уплаты акциза, руководствуясь именно этими документами, суды правомерно посчитали, что начисление пеней после даты представления документов нельзя признать правильным.
Этот вывод судов соответствует пункту 8 статьи 198 НК РФ, из толкования которого следует, что обязанность уплаты акциза прекращается представлением документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров.
Как видно из материалов дела, общество 16.03.2009, то есть до принятия оспариваемого решения инспекции, уплатило акциз по реализованному в мае 2008 на экспорт бензину автомобильному - в сумме 57 966 481 руб. платежным поручением N 517, по дизельному топливу - в сумме 57 448 291 руб. платежным поручением N 515, по моторным маслам - в сумме 395 103 руб. платежным поручением N 516.
Таким образом, на дату принятия решения у общества отсутствовала недоимка в названных суммах, которую следовало уплатить в соответствии с этим решением.
Предложение уплатить налог и привлечение к ответственности по статье 122 НК РФ при подтверждении обществом права на освобождение от уплаты налога, а также после самостоятельной уплаты налога противоречит положениям статьи 44 НК РФ и нарушает права налогоплательщика.
Довод инспекции о неправомерном взыскании с нее расходов по уплате государственной пошлины является несостоятельным.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При таких обстоятельствах 4000 руб. госпошлины, уплаченной обществом, подлежат взысканию с налогового органа.
В связи с изложенным жалоба инспекции подлежит отклонению.
Утверждение общества о наличии у него переплаты по акцизу, исключающей начисление пеней, не соответствует действительности.
Действительно, налоговым органом по декларации за октябрь 2008 года, в которой заявлено право на возмещение акциза в сумме 253 862 372 руб. в связи с уплатой этого налога по реализации на экспорт подакцизных товаров в мае 2008 года (по экспортной реализации не были представлены банковские гарантии или поручительство), вынесено решение о возмещении от 27.02.2009 N 52-16-14/426/839.
Однако общество распорядилось этой суммой до вынесения оспариваемого решения, подав инспекции 04.03.2009 заявления о ее зачете в счет уплаты акциза по сроку уплаты 16.03.2009, 25.03.2009, 15.04.2009.
Инспекцией вынесены соответствующие решения о зачете от 12.03.2009 N 2446, 2444, 4603.
Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком в бюджет в соответствии с действующими правилами, не считается переплатой до подтверждения налогоплательщиком права на освобождение от уплаты акциза.
Такое подтверждение было оформлено инспекцией 27.02.2009, поэтому довод заявителя о том, что переплата имела место на дату возникновения обязанности по уплате акциза в сумме 138 097 931 руб., т.е. 28.06.2008 и 15.07.2008, не основан на действительных обстоятельствах дела и противоречит пункту 4 статьи 203 НК РФ.
Ссылка общества на абзац 8 пункта 4 статьи 203 НК РФ, в соответствии с которым, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется, подлежит отклонению, так как документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты акциза, были представлены 01.12.2008, и именно до этой даты, а не до 27.02.2009, суды признали правильным начисление пеней.
На основании изложенного жалоба общества также подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2010 года по делу N А40-169873/09-107-1404 оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" и МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий
С.И.ТЕТЕРКИНА
Судьи
Н.Н.БОЧАРОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 09.11.2010 N КА-А40/13862-10 ПО ДЕЛУ N А40-169873/09-107-1404 ТРЕБОВАНИЕ: ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДОНАЧИСЛИЛ АКЦИЗЫ НА АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО, МАСЛО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ И КАРБЮРАТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, ПЕНИ И ШТРАФЫ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА ТОМ, ЧТО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАРУШЕНЫ СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА.
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. N КА-А40/13862-10
Дело N А40-169873/09-107-1404
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2010 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Тетеркиной С.И.,
судей Бочаровой Н.Н., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Лазарева М.В., дов. от 16.02.10 N 167/10
от ответчика - Кочкин А.С., заместитель начальника отдела, дов. от 28.04.10 N 126
рассмотрев 02.11.2010 г. в судебном заседании кассационные жалобы ОАО "АНХК", заявителя, МРИ ФНС России по КН N 1, ответчика
на решение от 04.05.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Лариным М.В.
на постановление от 28.07.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Голобородько В.Я., Кольцовой Н.Н., Нагаевым Р.Г.
по иску (заявлению) ОАО "Ангарская нефтехимическая компания"
о признании недействительными решений, требования
к МРИ ФНС России по КН N 1
установил:
Открытое акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения от 10.04.2009 N 52-16-14/897Р/447 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 1079 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2009 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 04.05.2010 заявление удовлетворено частично. Признаны недействительными:
- решение инспекции от 10.04.2009 N 52-16-14/897Р/447 - в части привлечения к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату акциза на автомобильный бензин в виде штрафа в размере 11 593 296 руб., акциза на дизельное топливо в виде штрафа в размере 7 362 002 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей в виде штрафа в размере 79 020 руб., начисления пеней по состоянию на 10.04.2009 на недоимку по акцизу на автомобильный бензин в размере 1 824 869 руб., по акцизу на дизельное топливо в размере 2 167 580 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей в размере 23 228 руб., предложения уплатить недоимку по акцизу на автомобильный бензин, акцизу на дизельное топливо, акцизу на масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей в общем размере 138 097 932 руб., уплатить пени в общем размере 4 204 022 руб., штрафы в общем размере 19 034 318 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета,
- требование N 1079 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2009.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в связи с кассационными жалобами сторон.
Инспекция в своей жалобе просит об отмене решения и постановления арбитражных судов и отклонении требований общества, полагая, что судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых актов нарушены нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующие порядок уплаты акциза при нарушении сроков представления документов, подтверждающих освобождение от уплаты этого налога.
Общество просит об отмене судебных актов в части отказа в удовлетворении его требований и принятии нового судебного акта об их удовлетворении в полном объеме. При этом общество ссылается на наличие у него переплаты по акцизу на дату вынесения оспариваемого решения инспекции и считает, что в связи с подтверждением им обоснованности освобождения от уплаты акциза (независимо от нарушения сроков представления подтверждающих документов) оснований для начисления пеней с момента наступления срока уплаты и до даты представления документов у налогового органа не имелось.
В отзыве на жалобу инспекции общество выражает несогласие с ее доводами и просит оставить судебные в оспариваемой инспекцией части без изменения.
Инспекцией в заседании суда заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на жалобу общества.
С учетом мнения представителя общества, совещаясь на месте, суд определил: приобщить отзыв на жалобу к материалам дела.
В отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, считая их несостоятельными, и просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали их правовые позиции.
Согласно материалам дела, обществом инспекции представлена декларация по акцизам за октябрь 2008 года, в которой заявлено освобождение от уплаты акцизов на сумму 138 097 932 руб. по подакцизным товарам, реализованным на экспорт в мае 2008 года.
01.12.2008 общество представило документы, подтверждающие право освобождение от уплаты акциза.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлены акты от 27.02.2009 N 52-16-14/128А по проверке правомерности освобождения от уплаты акцизов за май 2008 год и N 52-16-14/427А по проверке документального подтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт, заявленной в октябре 2008 года.
С учетом представленных обществом возражений налоговым органом вынесены решения от 10.04.2009 N 52-16-14/897Р/447 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 52-16-14/898Р "Об отказе в подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты суммы акциза при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации".
Решением N 52-16-14/897Р/447 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату акциза на автомобильный бензин в виде взыскания штрафа в размере 11 593 296 руб., акциза на дизельное топливо - в размере 7 362 002 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - в размере 79 020 руб. - пункт 1.
Кроме того, обществу начислены пени по состоянию на 10.04.2009 за неуплату акциза на автомобильный бензин в размере 4 966 892 руб., акциза на дизельное топливо в размере 2 170 477 руб., акциза на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в размере 42 932 руб.
Также предложено уплатить недоимку по акцизу на автомобильный бензин в размере 57 966 480 руб. (28 983 240 руб. по двум срокам уплаты), акцизу на дизельное топливо в размере 57 448 290 руб. (28 724 145 руб. по двум срокам уплаты), акцизу на прямогонный бензин в размере 22 288 056 руб., акцизу на масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в размере 395 104 руб. (197 552 руб. по двум срокам уплаты), уплатить штрафы и пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением N 52-16-14/898Р заявителю отказано в праве на освобождение от уплаты сумм акциза по подакцизным нефтепродуктам, реализованным за пределы территории Российской Федерации в режиме экспорта под банковскую гарантию, отраженным в налоговой декларации за октябрь 2008 года, в размере 138 097 932 руб.
Решением Федеральной налоговой службы от 29.10.2009 N 9-1-08/00333@ апелляционная жалоба общества на решение инспекции N 52-16-14/897Р/447 оставлена без удовлетворения, решение утверждено и признано вступившим в силу.
В адрес общества инспекцией выставлено требование N 1079 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.11.2009, которым предложено уплатить пени по акцизам в размере 587 453,55 руб., начисленные за период с 10.04.2009 по 13.11.2009, и штрафы в размере 19 034 318 руб.
Основанием для предложения уплатить недоимку по акцизу по срокам уплаты 28.06.2008 и 15.07.2008, начисления пеней за периоды с 25.06.2008 и 15.07.2008 до 10.04.2009, наложения штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужил установленный налоговым органом факт несвоевременной уплаты акциза в связи с непредставлением обществом документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в 180-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 198 НК РФ.
Принимая оспариваемые акты, суды исходили из того, что документальное подтверждение налогоплательщиком факта экспорта подакцизных товаров по истечении 180 дней с момента их отгрузки на экспорт неизбежно влечет за собой право на освобождение от уплаты акциза по операциям с этими подакцизными товарами, в связи с чем основания для предложения уплатить налог и привлечения к ответственности за его неуплату отсутствуют.
Так как налоговый орган на основании документов, представленных обществом 01.12.2008, подтвердил право общества на освобождение от уплаты акциза, суды пришли к выводу, что пени за неуплату налога могли быть начислены только до даты представления документов.
С учетом того, что требованием обществу предлагалось уплатить пени за период с 10.04.2009 по 13.11.2009 и указанные в решении штрафные санкции, по выводу судов требование является незаконным в полном объеме.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 НК РФ налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса или банковской гарантии.
Пунктом 8 статьи 198 НК РФ установлено, что при непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 7 настоящей статьи документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
Общество в мае 2008 произвело отгрузку на экспорт нефтепродуктов и представило инспекции в соответствии с пунктом 2 статьи 184 НК РФ для освобождения от уплаты акциза при передаче произведенных на давальческой основе товаров для реализации на экспорт налогоплательщиком банковскую гарантию от 24.06.2008 N ЛН-55/3486, выданную ОАО "Газпромбанк" на сумму 151 148 186 руб., из которой 138 097 931 руб. - сумма акциза, освобожденная от уплаты, и 13 050 254 руб. - сумма пеней.
Согласно пункту 2 статьи 184, пункту 8 статьи 198 НК РФ представление банковской гарантии освобождает налогоплательщика от уплаты акциза только в течение 180 дней, начиная с даты реализации подакцизных товаров, и при условии подтверждения в установленный срок факта экспорта.
Таким образом, суды обоснованно указали, что само по себе наличие у заявителя банковской гарантии не может освобождать его от начисления пени за нарушение срока уплаты налога при непредставлении документов в течение 180 дней со дня экспорта.
Документы, подтверждающие экспорт, следовало представить налоговому органу до 30.11.2008, однако фактически они были представлены 01.12.2008.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в связи с непредставлением в установленный пунктом 7 статьи 198 НК РФ 180-дневный срок подтверждающих документов у общества возникла обязанность по уплате акциза, а так как он уплачен не был - ему правомерно начислены пени.
Вместе с тем, поскольку необходимые документы были представлены 01.12.2009, и налоговый орган впоследствии (по декларации за декабрь 2008 года, которую общество подало в связи с отказом инспекции рассмотреть эти документы в рамках камеральной проверки декларации за октябрь 2008 года) подтвердил право общества на освобождение от уплаты акциза, руководствуясь именно этими документами, суды правомерно посчитали, что начисление пеней после даты представления документов нельзя признать правильным.
Этот вывод судов соответствует пункту 8 статьи 198 НК РФ, из толкования которого следует, что обязанность уплаты акциза прекращается представлением документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров.
Как видно из материалов дела, общество 16.03.2009, то есть до принятия оспариваемого решения инспекции, уплатило акциз по реализованному в мае 2008 на экспорт бензину автомобильному - в сумме 57 966 481 руб. платежным поручением N 517, по дизельному топливу - в сумме 57 448 291 руб. платежным поручением N 515, по моторным маслам - в сумме 395 103 руб. платежным поручением N 516.
Таким образом, на дату принятия решения у общества отсутствовала недоимка в названных суммах, которую следовало уплатить в соответствии с этим решением.
Предложение уплатить налог и привлечение к ответственности по статье 122 НК РФ при подтверждении обществом права на освобождение от уплаты налога, а также после самостоятельной уплаты налога противоречит положениям статьи 44 НК РФ и нарушает права налогоплательщика.
Довод инспекции о неправомерном взыскании с нее расходов по уплате государственной пошлины является несостоятельным.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При таких обстоятельствах 4000 руб. госпошлины, уплаченной обществом, подлежат взысканию с налогового органа.
В связи с изложенным жалоба инспекции подлежит отклонению.
Утверждение общества о наличии у него переплаты по акцизу, исключающей начисление пеней, не соответствует действительности.
Действительно, налоговым органом по декларации за октябрь 2008 года, в которой заявлено право на возмещение акциза в сумме 253 862 372 руб. в связи с уплатой этого налога по реализации на экспорт подакцизных товаров в мае 2008 года (по экспортной реализации не были представлены банковские гарантии или поручительство), вынесено решение о возмещении от 27.02.2009 N 52-16-14/426/839.
Однако общество распорядилось этой суммой до вынесения оспариваемого решения, подав инспекции 04.03.2009 заявления о ее зачете в счет уплаты акциза по сроку уплаты 16.03.2009, 25.03.2009, 15.04.2009.
Инспекцией вынесены соответствующие решения о зачете от 12.03.2009 N 2446, 2444, 4603.
Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком в бюджет в соответствии с действующими правилами, не считается переплатой до подтверждения налогоплательщиком права на освобождение от уплаты акциза.
Такое подтверждение было оформлено инспекцией 27.02.2009, поэтому довод заявителя о том, что переплата имела место на дату возникновения обязанности по уплате акциза в сумме 138 097 931 руб., т.е. 28.06.2008 и 15.07.2008, не основан на действительных обстоятельствах дела и противоречит пункту 4 статьи 203 НК РФ.
Ссылка общества на абзац 8 пункта 4 статьи 203 НК РФ, в соответствии с которым, если налоговым органом принято решение о возмещении, при наличии недоимки по акцизу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется, подлежит отклонению, так как документы, подтверждающие право на освобождение от уплаты акциза, были представлены 01.12.2008, и именно до этой даты, а не до 27.02.2009, суды признали правильным начисление пеней.
На основании изложенного жалоба общества также подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 мая 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2010 года по делу N А40-169873/09-107-1404 оставить без изменения, кассационные жалобы ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" и МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий
С.И.ТЕТЕРКИНА
Судьи
Н.Н.БОЧАРОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)