Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.И. Сабировой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (далее - заявитель, общество, ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757)
о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Ф.Х. Куфман, зам. ген. директора по доверенности N 01 от 19.05.2010, предъявлен паспорт; П.Ю. Порубенко, ведущий юрисконсульт по доверенности N 5-юр от 30.07.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица: О.А. Суханова, специалист по доверенности N 5 от 01.02.2011, сл. удостоверение; Е.М. Федорова, ст. гос. налог. инспектор по доверенности N 2 от 14.01.2011, сл. удостоверение; Л.В. Прочко, гл. гос. налог. инспектор по доверенности N 73 от 03.12.2010, сл. удостоверение; А.Г. Широков ст. гос. налог. инспектор УФНС по СО по доверенности N 64 от 01.12.2010, сл. удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
03.02.2011 от инспекции в материалы дела поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое судом удовлетворено. Кроме того, в начале судебного заседания заинтересованное лицо ходатайствовало о ведении аудиозаписи заседания суда. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не последовало.
Заявитель обратился в суд с заявлением, требуя признать незаконными:
- бездействие инспекции, выразившееся в непризнании безнадежной к взысканию задолженности общества по уплате налогов и в отказе списать указанную задолженность с лицевого счета заявителя, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 2448138 руб., налог на имущество предприятий в сумме 57566 руб. 30 коп., налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ, в размере 588541 руб. 30 коп., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в размере 73198 руб. 50 коп.
- действия инспекции по начислению на сумму задолженности, безнадежную к взысканию, пеней и штрафов в размере: 1041554 руб. 36 коп. - пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ; 128059 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ; 160173 руб. 73 коп. - пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ; 80 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ; 6290689 руб. 70 коп. - пени по налогу на добавленную стоимость; 123 руб. 24 коп. - штраф по налогу на добавленную стоимость; 107014 руб. 17 коп. - пени по налогу на имущество предприятий; 94878 руб. 99 коп. - пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Кроме того, заявитель просит признать:
1. безнадежными к взысканию суммы налогов, списанные со счетов общества, открытых в банках АООТ "Крестьянский ипотечный банк" и КБ "Резон банк", но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, а также пеней и штрафов, начисленных на данную задолженность, в следующих размерах:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 1041554 руб. 36 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.,
В связи с пропуском сроков, установленных законом для взыскания данной задолженности Общество просит суд обязать инспекцию признать утратившей возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в указанных размерах и обязать заинтересованное лицо списать с лицевого счета налогоплательщика эту задолженность в указанных выше размерах.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, представило отзыв. Считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обжалования действий (бездействий) налоговых органов, установленный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, пояснило, что у него отсутствует возможность представить в суд истребуемые документы в обоснование правомерности начисления спорной задолженности по налогам, пеням, штрафам, ввиду их отсутствия в связи с истечением срока хранения. Вместе с тем, инспекцией не отрицается и в отзыве указывается, что спорные суммы задолженности образовались в период 1995 - 2000 года.
В ходе заседания суда заинтересованное лицо уточнило свою позицию по делу, пояснив, что решением N 2 от 31.01.2011 инспекция признала безнадежной к взысканию и списала с лицевого счета налогоплательщика 456480 руб. 82 коп., составляющих задолженность общества по уплате пеней по налогу на прибыль и начисленных инспекцией на сумму налоговых обязательств, признанных решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3806/2000-С5 безнадежными к взысканию.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, инспекцией и заявителем 01.10.2010 проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по результатам которой составлен совместный акт N 6219 от 01.10.2010, согласно которому на лицевом счете налогоплательщика числится задолженность в сумме денежных средств, списанных с расчетных счетов, открытых ОАО "Уралгипротранс" в АООТ "Крестьянский ипотечный банк" и КБ "Резон-Банк", но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Согласно указанному акта, в составе налоговой задолженности числятся следующие налоговые платежи, произведенные обществом, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов:
1) в период с 4 квартала 1995 года по январь 1996 года со счета, открытого в АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск):
- налог на добавленную стоимость - 625927 руб.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации - 237895 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 73198 руб. 50 коп.,
- - налог на пользователей автомобильных дорог - 90000 руб.;
2) 28.07.1999 со счета, открытого заявителем в КБ "Резон-Банк" (г. Москва): - налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации - 350646 руб.,
- - налог на добавленную стоимость - 1822211 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду платежными поручениями с отметками на них банков о списании денежных средств, копии этих документов приобщены в дело.
Считая обязанность общества по уплате указанных выше налогов не исполненной, инспекция в период с 1996 по 2010 года начислила заявителю пени за неуплату налогов и штрафы в следующих суммах, подтвержденных сторонами в совместном акте сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6219 от 01.10.2010:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 1041554 руб. 36 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 128059 руб.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 80 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость - 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость - 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий - 107014 руб. 17 коп.,
- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 94878 руб. 99 коп.
Общество неоднократно в период с 2000 по 2010 года обращалось в инспекцию с просьбами об учете платежей, проведенных заявителем через АООТ "Крестьянский ипотечный банк" и КБ "Резон-Банк", в качестве уплаченных в федеральный бюджет и о сторнировании пеней, начисленных на платежи, проведенные через указанные банки (письма от 28.10.2000 N 2-1664, от 16.01.2002 N 2-104, от 24.07.2002 N 2-1568, от 03.09.2002 N 2-1902, от 26.09.2002 N 2-2055, от 29.07.2003 N 2-1619, от 06.08.2003 N 2-1701, от 15.01.2004 N 2-106), а также просило признать безнадежными к взысканию и списании с лицевого счета заявителя указанных сумм задолженностей по налогам, пеней и штрафов, начисленных за неуплату указанных налогов, о чем свидетельствуют обращения налогоплательщика от 13.02.2009 N 2-391, от 31.03.2010 N 2-634, и письмо от 19.07.2010 N 5-1477 о выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Инспекция, отказывая налогоплательщику в заявленных им требованиях, в своих письмах ссылалась на то, что:
- - отсутствуют вступившие в силу решения судов о признании обязанности налогоплательщика по уплате налогов исполненной (письмо N 11-24/от 16.08.2010);
- - считает суммы денежных средств, списанные указанными выше банками со счетов налогоплательщика, не поступившими в бюджет, а обязанность по уплате налогов - не исполненной (решение инспекции от 14.10.2002 N 17/1, письма от 09.08.2002 N 09-49066, от 29.11.2002 N 07-17/70586, N 11-24/от 16.08.2010);
- - полагает, что решение о списании указанных выше сумм в соответствии с положениями ст. 59 НК РФ может быть принято только после утверждения Правительством Российской Федерации порядка списания "зависших платежей" (письма от 06.03.2009, 16.08.2010).
Вместе с тем, суд отмечает, что инспекцией признается и подтверждается находящимся в материалах дела письмом заинтересованного лица о предоставлении информации N 11-27/4413 от 30.08.2010 то, что суммы спорных недоимок, пеней и штрафов, относятся к денежным средствам, списанным со счетов налогоплательщика, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджета в 1995 и 1999 годах, а также то, что сроки давности по взысканию данных сумм задолженности истекли.
Считая действия инспекции по отражению на лицевом счете общества безнадежных к взысканию сумм налоговых платежей, начислению на данные суммы пеней по настоящее время, а также выдачу справок о состоянии расчетов с бюджетом с указанием в них сумм списанных с его расчетных счетов, но не поступивших в бюджет, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению ввиду нижеследующего.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, может быть признан судом недействительным, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.
В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" - далее Федеральный закон N 229-ФЗ) суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со статьей 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы
Пунктом 7 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что положения п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ.
Судом установлено и инспекцией не отрицается тот факт, что поименованные выше суммы недоимок по налогам являются ни чем иным как суммами налоговых платежей, произведенных обществом в период с 4 квартала 1995 года по январь 1996 года и 28.07.1999 со счетов, открытых обществом в АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск) и в КБ "Резон-Банк" (г. Москва), но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Из находящегося в материалах дела письма Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области N 13-53/715 от 15.01.2009 г., следует, что в соответствии с приказами Центрального банка Российской Федерации от 04.05.2000 N ОД-157 и от 23.09.2002 N ОД-633 регистрирующим органами были внесены соответствующие записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и Единый государственный реестр юридических лиц об аннулировании записи и о ликвидации АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск) и в КБ "Резон-Банк" (г. Москва) соответственно.
Содержание данного письма было доведено налогоплательщиком до сведения инспекции, в связи, с чем заявитель просил налоговый орган признать безнадежными к взысканию и списать с лицевого счета заявителя указанные суммы задолженностей по налогам, пеням и штрафов (письмо налогоплательщика от 13.02.2009 N 2-391).
Налоговый орган подтверждает также, что АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск) и КБ "Резон-Банк" (г. Москва), ликвидированы.
Однако, налоговый орган посчитал, что суммы денежных средств, списанные указанными выше банками со счетов налогоплательщика, являются не поступившими в бюджет, а обязанность по уплате налогов - не исполненной.
Указанное утверждение налогового органа, на котором он настаивает и в настоящее время, является ошибочным, поскольку противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, закрепленной в Решении от 25.12.2009 N ВАС-17582/08, которая содержит следующие разъяснения.
Исходя из п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Следовательно, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Это изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога.
Таким образом, отражение инспекцией в лицевой карточке налогоплательщика следующих сумм платежей по АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск): налога на добавленную стоимость - 625927 руб., налога на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп., налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 73198 руб. 50 коп., налога на пользователей автомобильных дорог - 90000 руб.; а также по КБ "Резон-Банк" (г. Москва): налога на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации - 350646 руб., налога на добавленную стоимость - 1822211 руб., произведенных обществом в 1995 - 1996 годах через указанные кредитные организации (впоследствии ликвидированные), но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов является неправомерным.
Принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает неправомерным вывод инспекции о том, что данные суммы не относятся к безнадежным к взысканию.
Однако, учитывая, что налоговой инспекцией 31.01.2011 принято решение N 2, которым признаны безнадежными к взысканию пени по налогу на прибыль в размере 456480 руб. 82 коп. на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3806/2000-С5, в связи с чем, требования заявителя о признания незаконными действий (бездействия) инспекции, выразившееся в непризнании безнадежной к взысканию задолженности общества пеней, начисленных за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации, в размере 456480 руб. 82 коп. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного действия (бездействие) инспекции по отражению на лицевом счете налогоплательщика спорных сумм в качестве недоимок по налогам, начисление на них пеней и штрафов в размерах:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 585073 руб. 54 коп. (1041554,36 руб. - 456480,82 руб.),
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 128059 руб.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 80 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость - 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость - 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий - 107014 руб. 17 коп.,
- - пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 94878 руб. 99 коп.;
- - налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп. и налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп., а также несписание инспекцией данных сумм со счетов налогоплательщика и указания их в справке о состоянии его расчетов с бюджетом информации о невозможности взыскания указанных выше недоимки, пеней и штрафов следует признать незаконными, противоречащими положениям подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Более того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Наличие оспариваемой обществом задолженности создает неблагоприятные последствия для налогоплательщика, влияет на его хозяйственную деятельность, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности с его контрагентами.
Кроме того, суд считает, что перечисленные выше действия (бездействие) инспекции не соответствуют и п. 4 ст. 59 НК РФ, которым установлено необходимость признания налоговыми органами безнадежными к взысканию суммы недоимок, задолженностей по пеням и штрафам, числящихся за налогоплательщиками, и списания их с лицевого счета в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
При таких обстоятельствах требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
Суд также считает необходимым отметить тот факт, что до принятия Федерального закона N 229-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 59 НК РФ, налоговый орган не использовал имеющуюся у него возможность во внесудебном порядке произвести списание с лицевых счетов налогоплательщика спорных сумм в соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 3 ст. 59 НК РФ, согласно которой суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 указанной статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.
Учитывая изложенное, судом отклоняется ссылка заинтересованного лица в обоснование возражений на отсутствие у него копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банке, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, заверенная гербовой печатью соответствующего суда, представление которого предусмотрено Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам".
Довод заинтересованного лица о пропуске заявителем срока, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обжалования действий (бездействий) налоговых органов, судом отклонен, поскольку о допущенных инспекциях нарушениях заявителю стало известно 08.10.2010, т.е. по получению акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6219, тогда как заявление обществом в арбитражный суд подано 13.11.2010, следовательно, срок на обращение с заявлением в арбитражный суд не является пропущенным.
Суд отмечает, что находящаяся в материалах дела переписка между обществом и инспекцией, свидетельствует о том, что инспекцией не были своевременно исполнены возложенные на нее Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности, в частности по ведению и отражению объективной информации о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетами всех уровней
Госпошлина в сумме 10000 руб., уплаченная заявителем платежными поручениями N 1827 от 09.11.2010 и N 2146 от 27.12.2010, взыскивается с заинтересованного лица в пользу заявителя в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконными:
- бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757), выразившееся в непризнании безнадежной к взысканию задолженности открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343) по уплате налогов и в отказе списать указанную задолженность с лицевого счета заявителя:
- налог на добавленную стоимость в сумме 2448138 руб.,
- налог на имущество предприятий в сумме 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ, в размере 588541,3 руб.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в размере 73198 руб. 50 коп.
- действия инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757) по начислению на сумму задолженности, безнадежную к взысканию, пеней и штрафов в размере:
- - 585073 руб. 54 коп. - пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ;
- - 128059 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ;
- - 160173 руб. 73 коп. - пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 80 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 6290689 руб. 70 коп. - пени по налогу на добавленную стоимость;
- - 123 руб. 24 коп. - штраф по налогу на добавленную стоимость;
- - 107014 руб. 17 коп. - пени по налогу на имущество предприятий;
- - 94878 руб. 99 коп. - пени по налогу на пользователей автомобильных дорог;
- Признать безнадежными к взысканию суммы налогов, списанные со счетов открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343), но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, а также пеней и штрафов, начисленных на данную задолженность, в следующих размерах:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 585073 руб. 54 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.
Признать утратившей возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в следующих размерах в связи с пропуском сроков, установленных для взыскания данной задолженности:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 350646 руб.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 585073 руб. 54 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.,
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга списать с лицевого счета открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343) эту задолженность в указанных ниже суммах:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 585073 руб. 54 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.
3. В остальной части в иске отказать.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757) в пользу открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343) 10000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.02.2011 ПО ДЕЛУ N А60-40969/2010-С8
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2011 г. по делу N А60-40969/2010-С8
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.И. Сабировой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (далее - заявитель, общество, ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757)
о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Ф.Х. Куфман, зам. ген. директора по доверенности N 01 от 19.05.2010, предъявлен паспорт; П.Ю. Порубенко, ведущий юрисконсульт по доверенности N 5-юр от 30.07.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица: О.А. Суханова, специалист по доверенности N 5 от 01.02.2011, сл. удостоверение; Е.М. Федорова, ст. гос. налог. инспектор по доверенности N 2 от 14.01.2011, сл. удостоверение; Л.В. Прочко, гл. гос. налог. инспектор по доверенности N 73 от 03.12.2010, сл. удостоверение; А.Г. Широков ст. гос. налог. инспектор УФНС по СО по доверенности N 64 от 01.12.2010, сл. удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
03.02.2011 от инспекции в материалы дела поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое судом удовлетворено. Кроме того, в начале судебного заседания заинтересованное лицо ходатайствовало о ведении аудиозаписи заседания суда. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не последовало.
Заявитель обратился в суд с заявлением, требуя признать незаконными:
- бездействие инспекции, выразившееся в непризнании безнадежной к взысканию задолженности общества по уплате налогов и в отказе списать указанную задолженность с лицевого счета заявителя, в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 2448138 руб., налог на имущество предприятий в сумме 57566 руб. 30 коп., налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ, в размере 588541 руб. 30 коп., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в размере 73198 руб. 50 коп.
- действия инспекции по начислению на сумму задолженности, безнадежную к взысканию, пеней и штрафов в размере: 1041554 руб. 36 коп. - пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ; 128059 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ; 160173 руб. 73 коп. - пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ; 80 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ; 6290689 руб. 70 коп. - пени по налогу на добавленную стоимость; 123 руб. 24 коп. - штраф по налогу на добавленную стоимость; 107014 руб. 17 коп. - пени по налогу на имущество предприятий; 94878 руб. 99 коп. - пени по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Кроме того, заявитель просит признать:
1. безнадежными к взысканию суммы налогов, списанные со счетов общества, открытых в банках АООТ "Крестьянский ипотечный банк" и КБ "Резон банк", но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, а также пеней и штрафов, начисленных на данную задолженность, в следующих размерах:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 1041554 руб. 36 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.,
В связи с пропуском сроков, установленных законом для взыскания данной задолженности Общество просит суд обязать инспекцию признать утратившей возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в указанных размерах и обязать заинтересованное лицо списать с лицевого счета налогоплательщика эту задолженность в указанных выше размерах.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, представило отзыв. Считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обжалования действий (бездействий) налоговых органов, установленный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, пояснило, что у него отсутствует возможность представить в суд истребуемые документы в обоснование правомерности начисления спорной задолженности по налогам, пеням, штрафам, ввиду их отсутствия в связи с истечением срока хранения. Вместе с тем, инспекцией не отрицается и в отзыве указывается, что спорные суммы задолженности образовались в период 1995 - 2000 года.
В ходе заседания суда заинтересованное лицо уточнило свою позицию по делу, пояснив, что решением N 2 от 31.01.2011 инспекция признала безнадежной к взысканию и списала с лицевого счета налогоплательщика 456480 руб. 82 коп., составляющих задолженность общества по уплате пеней по налогу на прибыль и начисленных инспекцией на сумму налоговых обязательств, признанных решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3806/2000-С5 безнадежными к взысканию.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, инспекцией и заявителем 01.10.2010 проведена сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по результатам которой составлен совместный акт N 6219 от 01.10.2010, согласно которому на лицевом счете налогоплательщика числится задолженность в сумме денежных средств, списанных с расчетных счетов, открытых ОАО "Уралгипротранс" в АООТ "Крестьянский ипотечный банк" и КБ "Резон-Банк", но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Согласно указанному акта, в составе налоговой задолженности числятся следующие налоговые платежи, произведенные обществом, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов:
1) в период с 4 квартала 1995 года по январь 1996 года со счета, открытого в АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск):
- налог на добавленную стоимость - 625927 руб.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации - 237895 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 73198 руб. 50 коп.,
- - налог на пользователей автомобильных дорог - 90000 руб.;
2) 28.07.1999 со счета, открытого заявителем в КБ "Резон-Банк" (г. Москва): - налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации - 350646 руб.,
- - налог на добавленную стоимость - 1822211 руб.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду платежными поручениями с отметками на них банков о списании денежных средств, копии этих документов приобщены в дело.
Считая обязанность общества по уплате указанных выше налогов не исполненной, инспекция в период с 1996 по 2010 года начислила заявителю пени за неуплату налогов и штрафы в следующих суммах, подтвержденных сторонами в совместном акте сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6219 от 01.10.2010:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 1041554 руб. 36 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 128059 руб.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 80 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость - 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость - 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий - 107014 руб. 17 коп.,
- пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 94878 руб. 99 коп.
Общество неоднократно в период с 2000 по 2010 года обращалось в инспекцию с просьбами об учете платежей, проведенных заявителем через АООТ "Крестьянский ипотечный банк" и КБ "Резон-Банк", в качестве уплаченных в федеральный бюджет и о сторнировании пеней, начисленных на платежи, проведенные через указанные банки (письма от 28.10.2000 N 2-1664, от 16.01.2002 N 2-104, от 24.07.2002 N 2-1568, от 03.09.2002 N 2-1902, от 26.09.2002 N 2-2055, от 29.07.2003 N 2-1619, от 06.08.2003 N 2-1701, от 15.01.2004 N 2-106), а также просило признать безнадежными к взысканию и списании с лицевого счета заявителя указанных сумм задолженностей по налогам, пеней и штрафов, начисленных за неуплату указанных налогов, о чем свидетельствуют обращения налогоплательщика от 13.02.2009 N 2-391, от 31.03.2010 N 2-634, и письмо от 19.07.2010 N 5-1477 о выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Инспекция, отказывая налогоплательщику в заявленных им требованиях, в своих письмах ссылалась на то, что:
- - отсутствуют вступившие в силу решения судов о признании обязанности налогоплательщика по уплате налогов исполненной (письмо N 11-24/от 16.08.2010);
- - считает суммы денежных средств, списанные указанными выше банками со счетов налогоплательщика, не поступившими в бюджет, а обязанность по уплате налогов - не исполненной (решение инспекции от 14.10.2002 N 17/1, письма от 09.08.2002 N 09-49066, от 29.11.2002 N 07-17/70586, N 11-24/от 16.08.2010);
- - полагает, что решение о списании указанных выше сумм в соответствии с положениями ст. 59 НК РФ может быть принято только после утверждения Правительством Российской Федерации порядка списания "зависших платежей" (письма от 06.03.2009, 16.08.2010).
Вместе с тем, суд отмечает, что инспекцией признается и подтверждается находящимся в материалах дела письмом заинтересованного лица о предоставлении информации N 11-27/4413 от 30.08.2010 то, что суммы спорных недоимок, пеней и штрафов, относятся к денежным средствам, списанным со счетов налогоплательщика, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджета в 1995 и 1999 годах, а также то, что сроки давности по взысканию данных сумм задолженности истекли.
Считая действия инспекции по отражению на лицевом счете общества безнадежных к взысканию сумм налоговых платежей, начислению на данные суммы пеней по настоящее время, а также выдачу справок о состоянии расчетов с бюджетом с указанием в них сумм списанных с его расчетных счетов, но не поступивших в бюджет, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению ввиду нижеследующего.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, может быть признан судом недействительным, в случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица, причем необходимо наличие этих условий в совокупности.
В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" - далее Федеральный закон N 229-ФЗ) суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии со статьей 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы
Пунктом 7 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что положения п. 4 ст. 59 НК РФ (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) применяются также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленным банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ.
Судом установлено и инспекцией не отрицается тот факт, что поименованные выше суммы недоимок по налогам являются ни чем иным как суммами налоговых платежей, произведенных обществом в период с 4 квартала 1995 года по январь 1996 года и 28.07.1999 со счетов, открытых обществом в АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск) и в КБ "Резон-Банк" (г. Москва), но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Из находящегося в материалах дела письма Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Свердловской области N 13-53/715 от 15.01.2009 г., следует, что в соответствии с приказами Центрального банка Российской Федерации от 04.05.2000 N ОД-157 и от 23.09.2002 N ОД-633 регистрирующим органами были внесены соответствующие записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и Единый государственный реестр юридических лиц об аннулировании записи и о ликвидации АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск) и в КБ "Резон-Банк" (г. Москва) соответственно.
Содержание данного письма было доведено налогоплательщиком до сведения инспекции, в связи, с чем заявитель просил налоговый орган признать безнадежными к взысканию и списать с лицевого счета заявителя указанные суммы задолженностей по налогам, пеням и штрафов (письмо налогоплательщика от 13.02.2009 N 2-391).
Налоговый орган подтверждает также, что АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск) и КБ "Резон-Банк" (г. Москва), ликвидированы.
Однако, налоговый орган посчитал, что суммы денежных средств, списанные указанными выше банками со счетов налогоплательщика, являются не поступившими в бюджет, а обязанность по уплате налогов - не исполненной.
Указанное утверждение налогового органа, на котором он настаивает и в настоящее время, является ошибочным, поскольку противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, закрепленной в Решении от 25.12.2009 N ВАС-17582/08, которая содержит следующие разъяснения.
Исходя из п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Следовательно, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Это изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога.
Таким образом, отражение инспекцией в лицевой карточке налогоплательщика следующих сумм платежей по АООТ "Крестьянский ипотечный банк" (г. Челябинск): налога на добавленную стоимость - 625927 руб., налога на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп., налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - 73198 руб. 50 коп., налога на пользователей автомобильных дорог - 90000 руб.; а также по КБ "Резон-Банк" (г. Москва): налога на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации - 350646 руб., налога на добавленную стоимость - 1822211 руб., произведенных обществом в 1995 - 1996 годах через указанные кредитные организации (впоследствии ликвидированные), но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов является неправомерным.
Принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает неправомерным вывод инспекции о том, что данные суммы не относятся к безнадежным к взысканию.
Однако, учитывая, что налоговой инспекцией 31.01.2011 принято решение N 2, которым признаны безнадежными к взысканию пени по налогу на прибыль в размере 456480 руб. 82 коп. на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3806/2000-С5, в связи с чем, требования заявителя о признания незаконными действий (бездействия) инспекции, выразившееся в непризнании безнадежной к взысканию задолженности общества пеней, начисленных за неуплату налога на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации, в размере 456480 руб. 82 коп. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного действия (бездействие) инспекции по отражению на лицевом счете налогоплательщика спорных сумм в качестве недоимок по налогам, начисление на них пеней и штрафов в размерах:
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 585073 руб. 54 коп. (1041554,36 руб. - 456480,82 руб.),
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации - 128059 руб.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации - 80 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость - 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость - 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий - 107014 руб. 17 коп.,
- - пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 94878 руб. 99 коп.;
- - налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп. и налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп., а также несписание инспекцией данных сумм со счетов налогоплательщика и указания их в справке о состоянии его расчетов с бюджетом информации о невозможности взыскания указанных выше недоимки, пеней и штрафов следует признать незаконными, противоречащими положениям подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Более того, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Наличие оспариваемой обществом задолженности создает неблагоприятные последствия для налогоплательщика, влияет на его хозяйственную деятельность, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности с его контрагентами.
Кроме того, суд считает, что перечисленные выше действия (бездействие) инспекции не соответствуют и п. 4 ст. 59 НК РФ, которым установлено необходимость признания налоговыми органами безнадежными к взысканию суммы недоимок, задолженностей по пеням и штрафам, числящихся за налогоплательщиками, и списания их с лицевого счета в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
При таких обстоятельствах требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
Суд также считает необходимым отметить тот факт, что до принятия Федерального закона N 229-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 59 НК РФ, налоговый орган не использовал имеющуюся у него возможность во внесудебном порядке произвести списание с лицевых счетов налогоплательщика спорных сумм в соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 3 ст. 59 НК РФ, согласно которой суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 указанной статьи в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.
Учитывая изложенное, судом отклоняется ссылка заинтересованного лица в обоснование возражений на отсутствие у него копии вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банке, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, заверенная гербовой печатью соответствующего суда, представление которого предусмотрено Приказом ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам".
Довод заинтересованного лица о пропуске заявителем срока, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока для обжалования действий (бездействий) налоговых органов, судом отклонен, поскольку о допущенных инспекциях нарушениях заявителю стало известно 08.10.2010, т.е. по получению акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 6219, тогда как заявление обществом в арбитражный суд подано 13.11.2010, следовательно, срок на обращение с заявлением в арбитражный суд не является пропущенным.
Суд отмечает, что находящаяся в материалах дела переписка между обществом и инспекцией, свидетельствует о том, что инспекцией не были своевременно исполнены возложенные на нее Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности, в частности по ведению и отражению объективной информации о состоянии расчетов налогоплательщиков с бюджетами всех уровней
Госпошлина в сумме 10000 руб., уплаченная заявителем платежными поручениями N 1827 от 09.11.2010 и N 2146 от 27.12.2010, взыскивается с заинтересованного лица в пользу заявителя в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконными:
- бездействие инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757), выразившееся в непризнании безнадежной к взысканию задолженности открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343) по уплате налогов и в отказе списать указанную задолженность с лицевого счета заявителя:
- налог на добавленную стоимость в сумме 2448138 руб.,
- налог на имущество предприятий в сумме 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ, в размере 588541,3 руб.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в размере 73198 руб. 50 коп.
- действия инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757) по начислению на сумму задолженности, безнадежную к взысканию, пеней и штрафов в размере:
- - 585073 руб. 54 коп. - пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ;
- - 128059 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ;
- - 160173 руб. 73 коп. - пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 80 руб. 00 коп. - штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;
- - 6290689 руб. 70 коп. - пени по налогу на добавленную стоимость;
- - 123 руб. 24 коп. - штраф по налогу на добавленную стоимость;
- - 107014 руб. 17 коп. - пени по налогу на имущество предприятий;
- - 94878 руб. 99 коп. - пени по налогу на пользователей автомобильных дорог;
- Признать безнадежными к взысканию суммы налогов, списанные со счетов открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343), но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, а также пеней и штрафов, начисленных на данную задолженность, в следующих размерах:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 585073 руб. 54 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.
Признать утратившей возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в следующих размерах в связи с пропуском сроков, установленных для взыскания данной задолженности:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 350646 руб.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 585073 руб. 54 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.,
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга списать с лицевого счета открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343) эту задолженность в указанных ниже суммах:
- налог на добавленную стоимость - 2448138 руб. 00 коп.,
- налог на имущество предприятий - 57566 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет РФ - 588541 руб. 30 коп.,
- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 73198 руб. 50 коп.
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 585073 руб. 54 коп.,
- штраф по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет РФ - 128059 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 160173 руб. 73 коп.,
- штраф по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 80 руб. 00 коп.,
- пени по налогу на добавленную стоимость: 6290689 руб. 70 коп.,
- штраф по налогу на добавленную стоимость: 123 руб. 24 коп.,
- пени по налогу на имущество предприятий: 107014 руб. 17 коп.
3. В остальной части в иске отказать.
4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757) в пользу открытого акционерного общества "Уральский проектно-изыскательский институт транспортного строительства" (ИНН 6659004375, ОГРН 1026602964343) 10000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ЛИХАЧЕВА Г.Г.
ЛИХАЧЕВА Г.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)