Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 марта 2006 г. Дело N А41-К2-25948/05
Арбитражный суд Московской области в составе судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО "Раменский текстиль" к МРИ ФНС РФ N 1 по МО о признании незаконными действий и обязании возместить излишне уплаченный налог, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
ЗАО "Раменский текстиль" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения) к МРИ ФНС РФ N 1 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе провести зачет сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки, предстоящих платежей по НДС и предстоящих платежей по земельному налогу с распределением по соответствующим бюджетам, обязании произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки и предстоящих платежей.
Истец иск поддержал.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ЗАО "Раменский текстиль" (далее - общество) является землепользователем и в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" облагается ежегодным земельным налогом.
В течение 2002 - 2005 годов общество пользовалось землей следующим образом: до сентября 2002 года земельными участками общей площадью 21,921 га; с сентября 2002 года по 07.04.2005 - земельными участками общей площадью 21,9063 га; с 07.04.2005 - земельными участками общей площадью 21,896 га. Изменение общей площади земельных участков, находящихся в пользовании общества, связано с тем, что в указанный период часть земли была изъята из пользования общества.
Все земельные участки, переданные обществу в бессрочное (постоянное) пользование, расположены в границах города Раменского Московской области и предназначены для производственных целей.
Право истца на земельные участки подтверждается:
- - свидетельствами на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО-23-1 N 551 от 17.03.1993; МО-23-1 N 224 от 26.11.1992; МО-23-1 N 225 от 26.11.1992; МО-23-1 N 1040 от 14.10.1993;
- - постановлениями главы Раменского района Московской области N 1504 от 21.08.2000; N 1376 от 03.05.2005; N 1442 от 27.08.2002; N 1307 от 07.04.2005; N 1697 от 03.05.2005.
В 2002 - 2005 годах ЗАО "Раменский текстиль" исчислило и уплатило земельный налог, применив повышающие коэффициенты к средней ставке налога за земли города Раменского Московской области, введенные статьями 2 и 9 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В налоговый орган общество представило декларации по земельному налогу:
Общая сумма уплаченного обществом земельного налога в 2002 - 2005 годах составила 19324088 рублей. Все эти суммы уплачены менее трех лет назад. Уплата налога подтверждается следующими документами (платежными поручениями в банк):
12 сентября 2005 года в связи с перерасчетом ставок земельного налога общество направило в Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 1 Московской области (далее - Инспекция) уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2005 годы на общую сумму 3663308 рублей.
Вместе с уточненными декларациями общество направило налоговому органу сопроводительное письмо и письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного в 2002 - 2005 годах земельного налога в размере 15660780 рублей (19324088 руб. - 3663308 руб.).
По бюджетам суммы земельного налога, излишне уплаченного обществом в пределах трехлетнего срока, распределились следующим образом: федеральный бюджет - 377206,35 руб.; региональный бюджет - 6209912,15 руб.; местный бюджет - 9073661,50 руб.
В заявлении общество просило Инспекцию произвести зачет излишне уплаченного в 2002 - 2005 годах земельного налога следующим образом:
1) в счет погашения недоимки и предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет направить 377206,35 руб.;
2) в счет предстоящих платежей по земельному налогу в областной бюджет направить 6209912,15 руб.;
3) в счет предстоящих платежей по земельному налогу в местный бюджет направить 9073661,50 руб.
Перерасчет ставки земельного налога за земли города Раменского Московской области, а также соответствующее уменьшение суммы земельного налога, подлежавшего уплате обществом в 2002 - 2005 годах, связаны со следующими обстоятельствами.
Общие принципы налогообложения и сборов в РФ установлены частью 3 статьи 75 Конституции РФ и пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 2 пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ и статье 32.1 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" на спорный период времени местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
При этом федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ (статья 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю").
Согласно части 1 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено право установления каких-либо коэффициентов, увеличивающих средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В 2002 - 2005 годах общество при расчете ставок земельного налога применяло два коэффициента:
- - повышающий коэффициент 2,5, предусмотренный статьей 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" (далее - Закон МО "О плате за землю в Московской области");
- - коэффициент 2,5 увеличения средних ставок земельного налога, предусмотренный статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Применение указанных коэффициентов, установленных законом субъекта РФ, не соответствует пункту 2 статьи 53 НК РФ, статье 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", Закону РФ "О плате за землю" и приводит к излишней уплате обществом сумм земельного налога за земельные участки, предоставленные обществу в пользование.
Согласно статье 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением N 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов - с коэффициентом 2,5.
Однако Приложением N 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха г. Москвы. Причем коэффициенты установлены по градостроительным зонам - для земель высокой и меньшей рекреационной ценности.
Следовательно, повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю" (Приложение N 2 (таблица 2)), применяются только к курортным зонам - курортным районам и зонам отдыха г. Москвы, а также градостроительным зонам поселений, имеющим рекреационную ценность. Положения таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" относят к зоне отдыха г. Москвы не всю территорию Московской области, а лишь территориально указывают на месторасположение таких зон (в данном случае - Московская область), которые, в свою очередь, должны быть отнесены к зонам отдыха соответствующими нормативно-правовыми актами органов власти.
Статья 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" установила повышающие коэффициенты для земельных участков всех категорий на территории Московской области, что противоречит федеральному законодательству.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В соответствии с пунктом 5 этой же статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 83 ЗК РФ земли поселений делятся на территориальные зоны. Как следует из п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель поселений (земель городов) входят земельные участки, которые в соответствии с градостроительными регламентами относятся к производственным, рекреационным или иным территориальным зонам.
Рекреационные зоны здесь выделены отдельно (подпункт 5 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, Земельный кодекс РФ предполагает наличие в составе земель городов производственных, рекреационных и иных зон.
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования. В соответствии с пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ "земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма".
В соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ "земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам".
Земельные участки, находящиеся в пользовании общества, расположены в границах города Раменского Московской области и предоставлены под производственную деятельность.
Документы, свидетельствующие о принадлежности данных земельных участков к рекреационным зонам и зонам отдыха г. Москвы, отсутствуют.
Таким образом, в части установления повышающих коэффициентов для земельных участков, которые не относятся к зоне отдыха г. Москвы, статья 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" не соответствует положениям статьи 8 Закона РФ "О плате за землю". В связи с чем общество имеет право не применять коэффициент 2,5, установленный статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю".
Статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области", увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение городов и поселков. Для г. Раменского Московской области установлен коэффициент 2,5 (Приложение N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО").
Между тем аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю", согласно которому в отношении г. Раменского Московской области не установлено вообще никаких коэффициентов как города с численностью населения менее 100 тыс. чел.
Согласно сообщению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области (письмо от 28.02.2006 N 11-439/230) численность постоянного населения города Раменского Московской области в спорный период составляла менее 100 тысяч человек (примерно 80 тысяч человек).
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет субъектам Российской Федерации права применять коэффициенты, не предусмотренные Приложением N 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю", у общества отсутствует обязанность применять коэффициент 2,5, установленный статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Земельное законодательство не позволяет органам местного самоуправления увеличивать средние ставки земельного налога, определенные Федеральным законом РФ "О плате за землю", а дифференциация налога за городские (поселковые) земли производится в рамках средних ставок.
Согласно части 2 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2004 года N 209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю":
- в пункте 2:
- "...в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла";
- - в пункте 3:
"В отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается".
Органами местного самоуправления г. Раменского и Раменского района Московской области дифференцирование средних ставок земельного налога, установленных Законом РФ "О плате за землю", не производилось.
В связи с выявлением указанных обстоятельств общество рассчитало ставки налога за городские (поселковые) земли, действовавшие в 2002 - 2005 годах, за земли города Раменского Московской области, исходя из соответствующих таблиц 1, 2 и 3 Приложения N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" и ежегодных коэффициентов индексации ставок земельного налога, установленных на федеральном уровне. Расчет ставок налога прилагается.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок зачета излишне уплаченных сумм налога установлен статьей 78 НК РФ. В силу статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1); зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (пункт 4).
Решение о зачете налоговый орган обязан вынести в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика (пункт 4 статьи 78 НК РФ), а также обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (пункт 6 статьи 78 НК РФ).
15 сентября 2005 года Инспекция письменно отказала обществу в осуществлении зачета излишне уплаченного в 2002 - 2005 годах земельного налога (отказ от 15.09.2005 N 643).
Суд считает, что действие Инспекции, выразившееся в отказе провести зачет сумм излишне уплаченного обществом земельного налога в счет недоимки и предстоящих платежей общества по налогу на добавленную стоимость и предстоящих платежей по земельному налогу с распределением по соответствующим бюджетам, является незаконным. Произведенное Инспекцией действие в отношении общества не соответствует подпункту 5 пункта 1 статьи 32, статье 78, а также части 2 пункта 5 статьи 3, пункту 2 статьи 53 НК РФ, Закону РФ "О плате за землю".
Таким образом, у ЗАО "Раменский текстиль" отсутствует обязанность применять повышенные ставки земельного налога, установленные Законом МО "О плате за землю в Московской области", в 2002 - 2005 годах, а у Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Московской области, соответственно, возникла обязанность по зачету излишне уплаченного обществом земельного налога за указанный период, которую она не исполнила.
Кроме того, ответчик ссылается на Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N 4Г04-57, однако суд считает, что оно не подлежит применению, поскольку указанным Определением подтверждена правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" (курортные зоны и зоны отдыха). В Определении Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N 4Г04-57 не указано, что занимаемые ЗАО "Раменский текстиль" земельные участки относятся к таким землям.
Пункт 5 статьи 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, мнение ответчика о том, что статья 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" не подлежит применению только лишь с момента вступления в законную силу решения Московского областного суда от 16.06.2004, не основано на законе.
Принимая во внимание изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
признать незаконными действия МРИ ФНС РФ N 1, выразившиеся в отказе провести зачет сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки и предстоящих платежей по НДС и предстоящих платежей по земельному налогу с распределением по соответствующим бюджетам.
Обязать МРИ ФНС РФ N 1 произвести зачет ЗАО "Раменский текстиль" излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки и предстоящих платежей.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.03.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-25948/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2006 г. Дело N А41-К2-25948/05
Арбитражный суд Московской области в составе судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО "Раменский текстиль" к МРИ ФНС РФ N 1 по МО о признании незаконными действий и обязании возместить излишне уплаченный налог, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Раменский текстиль" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения) к МРИ ФНС РФ N 1 о признании незаконными действий, выразившихся в отказе провести зачет сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки, предстоящих платежей по НДС и предстоящих платежей по земельному налогу с распределением по соответствующим бюджетам, обязании произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки и предстоящих платежей.
Истец иск поддержал.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ЗАО "Раменский текстиль" (далее - общество) является землепользователем и в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" облагается ежегодным земельным налогом.
В течение 2002 - 2005 годов общество пользовалось землей следующим образом: до сентября 2002 года земельными участками общей площадью 21,921 га; с сентября 2002 года по 07.04.2005 - земельными участками общей площадью 21,9063 га; с 07.04.2005 - земельными участками общей площадью 21,896 га. Изменение общей площади земельных участков, находящихся в пользовании общества, связано с тем, что в указанный период часть земли была изъята из пользования общества.
Все земельные участки, переданные обществу в бессрочное (постоянное) пользование, расположены в границах города Раменского Московской области и предназначены для производственных целей.
Право истца на земельные участки подтверждается:
- - свидетельствами на право бессрочного (постоянного) пользования землей МО-23-1 N 551 от 17.03.1993; МО-23-1 N 224 от 26.11.1992; МО-23-1 N 225 от 26.11.1992; МО-23-1 N 1040 от 14.10.1993;
- - постановлениями главы Раменского района Московской области N 1504 от 21.08.2000; N 1376 от 03.05.2005; N 1442 от 27.08.2002; N 1307 от 07.04.2005; N 1697 от 03.05.2005.
В 2002 - 2005 годах ЗАО "Раменский текстиль" исчислило и уплатило земельный налог, применив повышающие коэффициенты к средней ставке налога за земли города Раменского Московской области, введенные статьями 2 и 9 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В налоговый орган общество представило декларации по земельному налогу:
Налоговый период | Дата представления | Размер налога, руб. |
2002 год | 2981473,00 | |
2003 год | 19.06.2003 | 6041900,00 |
2004 год | 21.06.2004 | 6646636,00 |
2005 год | 14.06.2005 | 7308126,00 |
ИТОГО | 22978226,00 |
Общая сумма уплаченного обществом земельного налога в 2002 - 2005 годах составила 19324088 рублей. Все эти суммы уплачены менее трех лет назад. Уплата налога подтверждается следующими документами (платежными поручениями в банк):
п/п N 946 от 12.11.2002 | 1490736,00 |
за 2002 год | 2981472,00 |
п/п N 782 от 17.11.2003 | 3020879,00 |
п/п N 655 от 12.09.2003 | 3020879,00 |
п/п N 656 от 12.09.2003 | 25,00 |
п/п N 657 от 12.09.2003 | 93,00 |
п/п N 776 от 14.11.2003 | 24,00 |
за 2003 год | 6041900,00 |
п/п N 541 от 15.09.2004 | 3323 86,00 |
п/п N 542 от 15.09.2004 | 101,00 |
п/п N 543 от 15.09.2004 | 44,00 |
п/п N 658 от 15.11.2004 | 3323186,00 |
п/п N 659 от 15.11.2004 | 101,00 |
п/п N 660 от 15.11.2004 | 31,00 |
за 2004 год | 6646649,00 |
п/п N 490 от 08.09.2005 | 3653921,00 |
п/п N 491 от 08.09.2005 | 31,00 |
п/п N 492 от 08.09.2005 | 115,00 |
за 2005 год | 3654067,00 |
ИТОГО за 2002 - 2005 годы | 19324088,00 |
12 сентября 2005 года в связи с перерасчетом ставок земельного налога общество направило в Межрайонную инспекцию ФНС РФ N 1 Московской области (далее - Инспекция) уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 - 2005 годы на общую сумму 3663308 рублей.
Налоговый период | Дата представления | Размер налога, руб. |
2002 год | 12.09.2005 | 466763,00 |
2003 год | 12.09.2005 | 966301,00 |
2004 год | 12.09.2005 | 1062720,00 |
2005 год | 12.09.2005 | 1167524,00 |
ИТОГО | 3663308,00 |
Вместе с уточненными декларациями общество направило налоговому органу сопроводительное письмо и письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного в 2002 - 2005 годах земельного налога в размере 15660780 рублей (19324088 руб. - 3663308 руб.).
По бюджетам суммы земельного налога, излишне уплаченного обществом в пределах трехлетнего срока, распределились следующим образом: федеральный бюджет - 377206,35 руб.; региональный бюджет - 6209912,15 руб.; местный бюджет - 9073661,50 руб.
В заявлении общество просило Инспекцию произвести зачет излишне уплаченного в 2002 - 2005 годах земельного налога следующим образом:
1) в счет погашения недоимки и предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет направить 377206,35 руб.;
2) в счет предстоящих платежей по земельному налогу в областной бюджет направить 6209912,15 руб.;
3) в счет предстоящих платежей по земельному налогу в местный бюджет направить 9073661,50 руб.
Перерасчет ставки земельного налога за земли города Раменского Московской области, а также соответствующее уменьшение суммы земельного налога, подлежавшего уплате обществом в 2002 - 2005 годах, связаны со следующими обстоятельствами.
Общие принципы налогообложения и сборов в РФ установлены частью 3 статьи 75 Конституции РФ и пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 2 пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса РФ и статье 32.1 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" на спорный период времени местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
При этом федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса РФ (статья 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю").
Согласно части 1 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. При этом субъектам Российской Федерации не предоставлено право установления каких-либо коэффициентов, увеличивающих средние ставки земельного налога за городские (поселковые) земли.
В 2002 - 2005 годах общество при расчете ставок земельного налога применяло два коэффициента:
- - повышающий коэффициент 2,5, предусмотренный статьей 2 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" (далее - Закон МО "О плате за землю в Московской области");
- - коэффициент 2,5 увеличения средних ставок земельного налога, предусмотренный статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Применение указанных коэффициентов, установленных законом субъекта РФ, не соответствует пункту 2 статьи 53 НК РФ, статье 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", Закону РФ "О плате за землю" и приводит к излишней уплате обществом сумм земельного налога за земельные участки, предоставленные обществу в пользование.
Согласно статье 2 Закона Московской области средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением N 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", для земель городов - с коэффициентом 2,5.
Однако Приложением N 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю", на которое ссылается Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", установлен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных районах и зонах отдыха, в том числе в зоне отдыха г. Москвы. Причем коэффициенты установлены по градостроительным зонам - для земель высокой и меньшей рекреационной ценности.
Следовательно, повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю" (Приложение N 2 (таблица 2)), применяются только к курортным зонам - курортным районам и зонам отдыха г. Москвы, а также градостроительным зонам поселений, имеющим рекреационную ценность. Положения таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" относят к зоне отдыха г. Москвы не всю территорию Московской области, а лишь территориально указывают на месторасположение таких зон (в данном случае - Московская область), которые, в свою очередь, должны быть отнесены к зонам отдыха соответствующими нормативно-правовыми актами органов власти.
Статья 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" установила повышающие коэффициенты для земельных участков всех категорий на территории Московской области, что противоречит федеральному законодательству.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В соответствии с пунктом 5 этой же статьи на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 83 ЗК РФ земли поселений делятся на территориальные зоны. Как следует из п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель поселений (земель городов) входят земельные участки, которые в соответствии с градостроительными регламентами относятся к производственным, рекреационным или иным территориальным зонам.
Рекреационные зоны здесь выделены отдельно (подпункт 5 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).
Таким образом, Земельный кодекс РФ предполагает наличие в составе земель городов производственных, рекреационных и иных зон.
Рекреационная ценность земли напрямую связана с целью ее использования. В соответствии с пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ "земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма".
В соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ "земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам".
Земельные участки, находящиеся в пользовании общества, расположены в границах города Раменского Московской области и предоставлены под производственную деятельность.
Документы, свидетельствующие о принадлежности данных земельных участков к рекреационным зонам и зонам отдыха г. Москвы, отсутствуют.
Таким образом, в части установления повышающих коэффициентов для земельных участков, которые не относятся к зоне отдыха г. Москвы, статья 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" не соответствует положениям статьи 8 Закона РФ "О плате за землю". В связи с чем общество имеет право не применять коэффициент 2,5, установленный статьей 2 Закона Московской области "О плате за землю".
Статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области", увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение городов и поселков. Для г. Раменского Московской области установлен коэффициент 2,5 (Приложение N 7 к Закону МО "О плате за землю в МО").
Между тем аналогичные коэффициенты (коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала) предусмотрены Приложением N 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю", согласно которому в отношении г. Раменского Московской области не установлено вообще никаких коэффициентов как города с численностью населения менее 100 тыс. чел.
Согласно сообщению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области (письмо от 28.02.2006 N 11-439/230) численность постоянного населения города Раменского Московской области в спорный период составляла менее 100 тысяч человек (примерно 80 тысяч человек).
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставляет субъектам Российской Федерации права применять коэффициенты, не предусмотренные Приложением N 2 (таблица 3) к Закону РФ "О плате за землю", у общества отсутствует обязанность применять коэффициент 2,5, установленный статьей 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Земельное законодательство не позволяет органам местного самоуправления увеличивать средние ставки земельного налога, определенные Федеральным законом РФ "О плате за землю", а дифференциация налога за городские (поселковые) земли производится в рамках средних ставок.
Согласно части 2 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2004 года N 209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю":
- в пункте 2:
- "...в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета - на основе средней ставки - ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла";
- - в пункте 3:
"В отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается".
Органами местного самоуправления г. Раменского и Раменского района Московской области дифференцирование средних ставок земельного налога, установленных Законом РФ "О плате за землю", не производилось.
В связи с выявлением указанных обстоятельств общество рассчитало ставки налога за городские (поселковые) земли, действовавшие в 2002 - 2005 годах, за земли города Раменского Московской области, исходя из соответствующих таблиц 1, 2 и 3 Приложения N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" и ежегодных коэффициентов индексации ставок земельного налога, установленных на федеральном уровне. Расчет ставок налога прилагается.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок зачета излишне уплаченных сумм налога установлен статьей 78 НК РФ. В силу статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1); зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (пункт 4).
Решение о зачете налоговый орган обязан вынести в течение пяти дней после получения заявления налогоплательщика (пункт 4 статьи 78 НК РФ), а также обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете (пункт 6 статьи 78 НК РФ).
15 сентября 2005 года Инспекция письменно отказала обществу в осуществлении зачета излишне уплаченного в 2002 - 2005 годах земельного налога (отказ от 15.09.2005 N 643).
Суд считает, что действие Инспекции, выразившееся в отказе провести зачет сумм излишне уплаченного обществом земельного налога в счет недоимки и предстоящих платежей общества по налогу на добавленную стоимость и предстоящих платежей по земельному налогу с распределением по соответствующим бюджетам, является незаконным. Произведенное Инспекцией действие в отношении общества не соответствует подпункту 5 пункта 1 статьи 32, статье 78, а также части 2 пункта 5 статьи 3, пункту 2 статьи 53 НК РФ, Закону РФ "О плате за землю".
Таким образом, у ЗАО "Раменский текстиль" отсутствует обязанность применять повышенные ставки земельного налога, установленные Законом МО "О плате за землю в Московской области", в 2002 - 2005 годах, а у Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Московской области, соответственно, возникла обязанность по зачету излишне уплаченного обществом земельного налога за указанный период, которую она не исполнила.
Кроме того, ответчик ссылается на Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N 4Г04-57, однако суд считает, что оно не подлежит применению, поскольку указанным Определением подтверждена правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" (курортные зоны и зоны отдыха). В Определении Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N 4Г04-57 не указано, что занимаемые ЗАО "Раменский текстиль" земельные участки относятся к таким землям.
Пункт 5 статьи 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, мнение ответчика о том, что статья 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" не подлежит применению только лишь с момента вступления в законную силу решения Московского областного суда от 16.06.2004, не основано на законе.
Принимая во внимание изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконными действия МРИ ФНС РФ N 1, выразившиеся в отказе провести зачет сумм излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки и предстоящих платежей по НДС и предстоящих платежей по земельному налогу с распределением по соответствующим бюджетам.
Обязать МРИ ФНС РФ N 1 произвести зачет ЗАО "Раменский текстиль" излишне уплаченного земельного налога в размере 15660780 руб. в счет недоимки и предстоящих платежей.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)