Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2009 N 17АП-1469/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-29866/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2009 г. N 17АП-1469/2009-АК

Дело N А60-29866/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Богдановой Р.А., Григорьевой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
- от заявителя ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" - не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованных лиц 1) ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
2) ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 января 2009 года
по делу N А60-29866/2008,
принятое судьей Пономаревой О.А.,
по заявлению ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
о признании незаконным бездействия должностных лиц,
установил:

ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт", уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга и об обязании заинтересованное лицо исправить допущенные нарушения, рассмотрев по существу в кратчайшие сроки уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за февраль - июнь 2005 г., поданные заявителем, при наличии правовых оснований, произвести перерасчет по ранее уплаченному налогу на игорный бизнес по данным декларациям по ставке 800 руб. и передать всю документацию заявителя по месту основного учета - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга. Обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга принять проверенные ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга декларации и иную документацию в связи со снятием заявителя с учета в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2009 г. заявленные требования удовлетворены в части: признано незаконным бездействие ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, выразившиеся в уклонении от проведения проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за февраль - июнь 2005 г. На ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" путем проведения проверки уточненных деклараций по налогу на игорный бизнес за февраль - июнь 2005 г. и передаче результатов проверок указанных деклараций в ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга для внесения соответствующих изменений в лицевой счет заявителя. В удовлетворении требований к ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга обратилась с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленные требований и принять новый судебный акт, поскольку судом были нарушены нормы материального права. Заявитель жалобы полагает, что у ИФНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга не имелось оснований для принятия уточненных налоговых деклараций, как на момент поступления их в адрес инспекции, так и на момент возврата из ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга, поскольку в силу положений п. 4 ст. 366 НК РФ с даты подачи заявления о выбытии игровых автоматов данные автоматы считаются выбывшими, а общество - снятым с учета. Следовательно, у налогового органа не возникает обязанности по принятию уточненных деклараций при отсутствии объектов (игровых автоматов) по месту их нахождения. Кроме того, в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление лицевого счета в электронном виде в другой налоговый орган. Указанное обстоятельство еще раз подтверждает невозможность принятия уточненных налоговых деклараций и проведение камеральной проверки ИФНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, поскольку карточка "РСБ" закрыта 23.12.2008 г., сальдо расчетов сформировано и передано в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга представила письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решением суда правомерно возложена обязанность по проведению камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций за февраль - июнь 2005 г. на ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 29.02.2008 г. в адрес ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" поданы уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за февраль - июнь 2005 г. по ставке 800 руб. за один игровой автомат.
19.03.2008 г. ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в адрес налогоплательщика направлено сообщение за N 14751, в котором заявителю указано, что поскольку общество снято с налогового учета в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, то декларации отправлены в ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга - месту учета налогоплательщика (л.д. 17).
Поскольку документы, подтверждающие проведение проверки в отношении представленных уточненных деклараций у заявителя отсутствовали, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части требований к ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, суд первой инстанции пришел к выводу, что, несмотря на передачу в иной налоговый орган уточненных деклараций, лицевой счет заявителя и иные документы не были переданы на дату поступления уточненных деклараций, а переданные уточненные налоговые декларации возвращены ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, в связи с чем ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга допущено бездействие, выразившееся в не проведении камеральных проверок спорных налоговых деклараций. В связи с чем, на данный налоговый орган возложена обязанность по проведению проверки данных налоговых деклараций и по передаче результатов проверки в налоговый орган по месту учета.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно положениям п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и(или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).
При этом в соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
На основании п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Согласно положениям ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 370 НК РФ налоговая декларация по налогу на игорный бизнес представляется в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Глава 29 НК РФ не содержит положений о том, в какой налоговый орган юридическому лицу следует подавать уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес, если к моменту подачи уточненной декларации объектов налогообложения не имеется и юридическое лицо снято с учета в налоговом органе в связи с выбытием этих объектов.
Вместе с тем, из системного толкования вышеназванных норм следует, что если на момент представления налоговых деклараций юридическое лицо находилось на налоговом учете в одной инспекции, а к моменту представления уточненных налоговых деклараций место налогового учета изменилось, то уточненные декларации должны быть представлены в тот налоговый орган, где налогоплательщик состоит на учете на дату представления уточненных налоговых деклараций. При этом налоговый орган по месту учета налогоплательщика на дату представления уточненных налоговых деклараций не вправе отказать в их принятии.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.06.2002 г. и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 005243 от 23.08.2004 г. С даты регистрации юридическое лицо состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.
Поскольку общество осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, оно также состоит на учете в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения.
В 2005 г. в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга налогоплательщиком были зарегистрированы объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, в связи с чем, ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" поставлено на учет в данном налоговом органе.
29.02.2008 г. в этот же налоговый орган поданы уточненные налоговые декларации за февраль - июнь 2005 г., поскольку в 2005 г. общество состояло на учете именно в указанной налоговой инспекции.
Отказывая в принятии уточненных налоговых деклараций, ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга указывает на то, что 29.06.2007 г. заявитель снят с налогового учета, так как все игровые автоматы были демонтированы.
Пунктом 4 статьи 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Таким образом, при подаче в налоговый орган заявления о регистрации выбытия игровых автоматов объекты налогообложения считаются выбывшими, а налоговый орган производит регистрацию выбытия количества объектов налогообложения со снятием с учета налогоплательщика по месту нахождения объектов.
Как следует из материалов дела, на дату подачи уточненных налоговых деклараций (29.02.2008 г.) у общества не было зарегистрировано ни одного объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга; следовательно, общество не должно состоять на учете в данном налоговом органе ввиду отсутствия объектов налогообложения.
Факт подачи заявления о снятии игровых автоматов с учета в 2007 г., а также фактическое снятие с налогового учета общества в ИФНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга не оспаривается обществом и подтверждается заявлением об уточнении требований (л.д. 97), в котором общество просит проверенные декларации передать по месту основного учета в ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга в связи со снятием общества с учета в ИФНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга.
Ссылка на несоставление уведомления налогового органа о снятии с учета в налоговом органе по установленной форме само по себе свидетельствует лишь о нарушении процедуры снятия с учета, но не об отсутствии оснований для снятия с налогового учета в 2007 г., поскольку в силу вышеназванных положений п. 4 ст. 366 НК РФ объект считается выбывшим с даты подачи заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения.
В связи с чем, довод ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о не уведомлении ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга общества о снятии с учета отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах, при реальном отсутствии объектов налогообложения по месту их нахождения у соответствующего налогового органа не возникает обязанности по принятию уточняющих налоговых деклараций после снятия с учета налогоплательщика.
Факт снятия с налогового учета на дату подачи уточненных деклараций не оспаривается налогоплательщиком.
Довод ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга о том, что ей не передан полный пакет документов по ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт", судом апелляционной инстанции рассмотрен и принят во внимание, между тем, данной инспекции переданы карточки "РСБ" 23.12.2008 г., что лишает ИФНС РФ по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга провести в дальнейшем по указанию суда камеральную проверку данных деклараций.
Кроме того, ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга длительное время с момента получения уточненных налоговых деклараций в апреле 2008 г. до их возврата другой инспекции в декабре 2008 г. не предпринимала никаких действий по получению необходимых документов и проверке деклараций.
На основании изложенного, ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга правомерно направило уточненные декларации по месту учета налогоплательщика - в ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.
На основании изложенного, решение суда в рассматриваемой части подлежит отмене, жалоба ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга - удовлетворению.
Учитывая, что апелляционная жалоба налогового органа удовлетворена, решение в оспариваемой части отменено, сумма госпошлины по апелляционной жалобе подлежит взысканию с общества в размере 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.01.2009 г. отменить в части удовлетворения заявленных требований к ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга.
В удовлетворении требований в этой части отказать.
Взыскать с ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА

Судьи
Р.А.БОГДАНОВА
Н.П.ГРИГОРЬЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)