Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 ноября 2004 года Дело N А56-43952/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии представителя Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Шубутинского А.В. (доверенность от 02.04.04 N 02/9672), рассмотрев 23.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 18.03.04 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.04 (судьи Бойко А.Е., Семиглазов В.А., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43952/03,
Закрытое акционерное общество "Фирма "Топ Геймс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 03.10.03 N 06/29200 и об обязании налоговой инспекции осуществить зачет излишне уплаченного земельного налога в размере 556628 руб. 58 коп.
Решением суда от 18.03.04 заявленные обществом требования частично удовлетворены: пункт 2 решения от 03.10.03 N 06/29200 признан недействительным. Суд также признал незаконным бездействие налоговой инспекции в отношении заявления общества от 15.09.03 N 84 о зачете излишне уплаченного налога и обязал ответчика произвести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 397399 руб. 58 коп. в счет платежей по земельному налогу за 2003 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.08.04 решение суда изменено. Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 417865 руб. 58 коп. в счет платежей по земельному налогу за 2003 год. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции пояснил суду, что правильный расчет подлежащей возврату обществу суммы земельного налога имеется в материалах дела и подтвержден актом сверки расчетов между сторонами, тогда как суд апелляционной инстанции неправильно указал в постановлении суммы налога, подлежащие возврату налогоплательщику.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает доводы представителя налоговой инспекции, приведенные в заседании суда кассационной инстанции, правомерными.
Как следует из материалов дела, обществом 15.09.03 в налоговую инспекцию направлены уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, а также заявление о зачете излишне уплаченного земельного налога (том 1, листы дела 7, 12 - 27, 29). Налоговым органом проведена камеральная проверка представленных обществом деклараций, в ходе которой установлено, что заявитель неправильно произвел расчет налога, поскольку при его исчислении не учтены повышающие коэффициенты, предусмотренные законами о федеральном бюджете. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 03.10.03 N 06/29200 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу предложено уплатить 556628 руб. 58 коп. земельного налога. Заявитель, считая установленным наличие у него переплаты по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные нормативные акты являются нормами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, которая ежегодно увеличивалась федеральными законами, вводившими поправочные коэффициенты.
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Следовательно, ставка земельного налога за 2003 год в Санкт-Петербурге равна ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", увеличенной в 8,64 раза.
В материалах дела имеется расчет сумм земельного налога за 2000, 2001, 2002 годы (том 2, листы дела 39 - 40). Методика расчета, а также примененные обществом коэффициенты соответствуют вышеуказанным положениям налогового законодательства. В деле также имеется акт сверки расчетов между сторонами по данному делу (том 2, лист дела 41). Из расчета и акта сверки следует, что зачету подлежат: 5622 руб. 94 коп. земельного налога за 2000 год и 16867 руб. 39 коп. за 2001 год. Поэтому не соответствует законодательству и материалам дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что зачету в счет платежей за 2003 год подлежат: за 2000 год 106829 руб., за 2001 год - 118072 руб. и за 2002 год 192964 руб. земельного налога. В этой части судебные акты, принятые по настоящему делу, должны быть отменены.
Кассационная инстанция также считает, что должен быть отменен пункт 1 решения суда первой инстанции, оставленного в силе судом апелляционной инстанции, которым признан недействительным пункт 2 решения налоговой инспекции от 03.10.03 N 06/29200. Пунктом 2 решения налогового органа (том 1, лист дела 31) обществу предложено уплатить 556628 руб. 58 коп. земельного налога; в данном решении отсутствуют указания на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие принудительное взыскание налогов. Поэтому права заявителя актом налогового органа не нарушены. В удовлетворении заявления общества в этой части следует отказать.
Общество заявило в арбитражный суд два требования: о признании недействительным решения налоговой инспекции от 03.10.03 N 06/29200 и о признании незаконным бездействия налогового органа. За рассмотрение данного заявления подлежали уплате 2000 руб. государственной пошлины. Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с отклонением первого требования общества с заявителя должно быть взыскано 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций (1000 руб. + 500 руб. + 500 руб. = 2000 руб.). Второе требование заявителя удовлетворяется частично, поэтому с общества должно быть взыскано 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в трех инстанциях арбитражного суда (500 руб. + 250 руб. + 250 руб. = 1000 руб.). Всего с общества следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 18.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43952/03 отменить.
В части требования закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" о признании недействительным решения Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.10.03 N 06/29200 отказать.
Признать незаконным бездействие Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в отношении заявления закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" от 15.09.03 N 84 о зачете излишне уплаченного налога.
Обязать Инспекцию по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам произвести зачет излишне уплаченного закрытым акционерным обществом "Фирма "Топ Геймс" земельного налога 5622 руб. 94 коп. за 2000 год и 16867 руб. 39 коп. за 2001 год.
В остальной части в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2004 N А56-43952/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2004 года Дело N А56-43952/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии представителя Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Шубутинского А.В. (доверенность от 02.04.04 N 02/9672), рассмотрев 23.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 18.03.04 (судья Глазков Е.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.04 (судьи Бойко А.Е., Семиглазов В.А., Спецакова Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43952/03,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фирма "Топ Геймс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 03.10.03 N 06/29200 и об обязании налоговой инспекции осуществить зачет излишне уплаченного земельного налога в размере 556628 руб. 58 коп.
Решением суда от 18.03.04 заявленные обществом требования частично удовлетворены: пункт 2 решения от 03.10.03 N 06/29200 признан недействительным. Суд также признал незаконным бездействие налоговой инспекции в отношении заявления общества от 15.09.03 N 84 о зачете излишне уплаченного налога и обязал ответчика произвести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 397399 руб. 58 коп. в счет платежей по земельному налогу за 2003 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.08.04 решение суда изменено. Суд обязал налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченного в 2000 - 2002 годах земельного налога в сумме 417865 руб. 58 коп. в счет платежей по земельному налогу за 2003 год. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции пояснил суду, что правильный расчет подлежащей возврату обществу суммы земельного налога имеется в материалах дела и подтвержден актом сверки расчетов между сторонами, тогда как суд апелляционной инстанции неправильно указал в постановлении суммы налога, подлежащие возврату налогоплательщику.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция считает доводы представителя налоговой инспекции, приведенные в заседании суда кассационной инстанции, правомерными.
Как следует из материалов дела, обществом 15.09.03 в налоговую инспекцию направлены уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, а также заявление о зачете излишне уплаченного земельного налога (том 1, листы дела 7, 12 - 27, 29). Налоговым органом проведена камеральная проверка представленных обществом деклараций, в ходе которой установлено, что заявитель неправильно произвел расчет налога, поскольку при его исчислении не учтены повышающие коэффициенты, предусмотренные законами о федеральном бюджете. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 03.10.03 N 06/29200 об отказе в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу предложено уплатить 556628 руб. 58 коп. земельного налога. Заявитель, считая установленным наличие у него переплаты по земельному налогу за 2000 - 2002 годы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные нормативные акты являются нормами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, которая ежегодно увеличивалась федеральными законами, вводившими поправочные коэффициенты.
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Следовательно, ставка земельного налога за 2003 год в Санкт-Петербурге равна ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", увеличенной в 8,64 раза.
В материалах дела имеется расчет сумм земельного налога за 2000, 2001, 2002 годы (том 2, листы дела 39 - 40). Методика расчета, а также примененные обществом коэффициенты соответствуют вышеуказанным положениям налогового законодательства. В деле также имеется акт сверки расчетов между сторонами по данному делу (том 2, лист дела 41). Из расчета и акта сверки следует, что зачету подлежат: 5622 руб. 94 коп. земельного налога за 2000 год и 16867 руб. 39 коп. за 2001 год. Поэтому не соответствует законодательству и материалам дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что зачету в счет платежей за 2003 год подлежат: за 2000 год 106829 руб., за 2001 год - 118072 руб. и за 2002 год 192964 руб. земельного налога. В этой части судебные акты, принятые по настоящему делу, должны быть отменены.
Кассационная инстанция также считает, что должен быть отменен пункт 1 решения суда первой инстанции, оставленного в силе судом апелляционной инстанции, которым признан недействительным пункт 2 решения налоговой инспекции от 03.10.03 N 06/29200. Пунктом 2 решения налогового органа (том 1, лист дела 31) обществу предложено уплатить 556628 руб. 58 коп. земельного налога; в данном решении отсутствуют указания на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие принудительное взыскание налогов. Поэтому права заявителя актом налогового органа не нарушены. В удовлетворении заявления общества в этой части следует отказать.
Общество заявило в арбитражный суд два требования: о признании недействительным решения налоговой инспекции от 03.10.03 N 06/29200 и о признании незаконным бездействия налогового органа. За рассмотрение данного заявления подлежали уплате 2000 руб. государственной пошлины. Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с отклонением первого требования общества с заявителя должно быть взыскано 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций (1000 руб. + 500 руб. + 500 руб. = 2000 руб.). Второе требование заявителя удовлетворяется частично, поэтому с общества должно быть взыскано 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в трех инстанциях арбитражного суда (500 руб. + 250 руб. + 250 руб. = 1000 руб.). Всего с общества следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43952/03 отменить.
В части требования закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" о признании недействительным решения Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.10.03 N 06/29200 отказать.
Признать незаконным бездействие Инспекции по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в отношении заявления закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" от 15.09.03 N 84 о зачете излишне уплаченного налога.
Обязать Инспекцию по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам произвести зачет излишне уплаченного закрытым акционерным обществом "Фирма "Топ Геймс" земельного налога 5622 руб. 94 коп. за 2000 год и 16867 руб. 39 коп. за 2001 год.
В остальной части в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Фирма "Топ Геймс" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Председательствующий
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ВЕТОШКИНА О.В.
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ВЕТОШКИНА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)