Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 21.09.2004 N КАС04-442

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2004 г. N КАС04-442


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Пирожкова В.Н.,
Манохиной Г.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 21 сентября 2004 года гражданское дело по заявлению К. о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12, 13 пункта 16 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями от 15.10.2001, от 12.04.2002 и от 21.04.2003) по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 20 января 2004 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства РФ по налогам и сборам Б. и Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:

К., являясь плательщиком налога на землю, обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием. При этом указал на то, что его права затронуты вышеуказанным нормативным правовым актом, положения которого противоречат частям 1 и 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить, полагая его вынесенным при неправильном применении норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения Верховного Суда РФ.
В соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 2 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, была принята Инструкция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2000 года, пункт 16 которой (в части) оспаривается заявителем.
В пункте 16 Инструкции содержится перечень нормативных правовых актов, на основании которых производилась индексация ставок земельного налога по годам, начиная с 1995 года и по 2003 год включительно, с указанием минимального размера земельного налога за один квадратный метр. Ставки земельного налога индексировались по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году.
Заявитель не оспаривал абз. 10 и 11 п. 16 Инструкции, в которых приводятся указанные в абзацах 8 и 9 этого пункта минимальные размеры ставок со ссылкой на положения ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", установившей, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель, что свидетельствует о согласии его с приведенными в указанных абзацах пункта 16 Инструкции размерами минимальных ставок налога.
Суд первой инстанции тщательно проверил доводы К. о том, что оспариваемые им положения Инструкции в нарушение Федерального закона "О плате за землю" (ч. 1, 5 ст. 8) при установлении ставки земельного налога с учетом коэффициента текущего года необоснованно включают в расчет и коэффициент предыдущего года, что ведет якобы к переплате налога, и пришел к правильному выводу об их необоснованности.
Так, в соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона РФ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Из положений ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует, что земельный налог относится к местным налогам, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом.
Применительно к земельному налогу таким законом является Закон РФ "О плате за землю".
Частью первой ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к указанному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
В соответствии с частью 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.




Правовой анализ содержания вышеприведенной нормы Закона позволяет сделать вывод, что она (норма) не устанавливает порядка расчета налогов за землю, а лишь определяет минимальный размер ставки земельного налога, распространяющийся на всю территорию РФ, и делает ссылку на соответствующие приложения, в которых указаны ставки, касающиеся отдельных регионов. В связи с чем довод заявителя о противоречии положений п. 16 Инструкции порядку, установленному законом, а именно ч. 1 и ч. 5 Закона РФ "О плате за землю" несостоятелен.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" на Правительство РФ была возложена обязанность по индексации, начиная с 1995 года, ставки земельного налога.
Заявитель также указал на то, что ставки земельного налога незаконно индексировались по отношению к ставкам, применяемым в предшествующем году. Данный довод также был правильно признан судом первой инстанции необоснованным.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О подтверждено право федерального законодателя вводить учитывающий изменения минимального размера оплаты труда коэффициент индексирования ставок земельного налога.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендная плата, действующие в 2001 году, применяются и в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что коэффициент 2 в 2002 году применяется к проиндексированным ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 году. Таким образом, законодатель подтвердил, что перерасчет ставок земельного налога, установленных с учетом их индексации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, должен производиться исходя из ставок, применяемых в предшествующем году, причем ставок проиндексированных. То есть установление ставок земельного налога должно производиться с одновременным применением всех коэффициентов предшествующих годов, а не по отдельности на соответствующий финансовый год.
Как следует из возражений на кассационную жалобу Министерства РФ по налогам и сборам (л.д. 241 - 244), установление ставки земельного налога без учета одновременного применения всех установленных законом коэффициентов и отдельное их применение только на соответствующий финансовый год (как указал заявитель) привело бы к тому, что, в частности, сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2001 год, была бы в 2 раза ниже суммы, учитываемой на 1999 год, и равна сумме, учитываемой на 2002 год.
Довод заявителя о том, что в 1994 году для рассматриваемой в данном деле категории налогоплательщиков была установлена минимальная ставка земельного налога менее 10 руб. за квадратный метр, опровергается содержанием ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю"), из которой следует, что в 1994 году была установлена для указанной в ней категории налогоплательщиков минимальная ставка земельного налога в сумме 10 рублей за квадратный метр.
Каких-либо иных правовых доводов, которые не были бы рассмотрены судом первой инстанции и которые не получили бы оценку в решении суда, в кассационной жалобе не содержится.
Материальный закон применен и истолкован судом правильно, решение постановлено с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)