Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 ноября 2005 г. Дело N А48-1875/05-8
от 14 ноября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области на Решение от 29.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1875/05-8,
Администрация Выгоничского района Брянской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Брянской области (в настоящее время - Межрайонная ИФНС РФ N 5 по Брянской области, далее - Инспекция) о признании недействительными ее заключений от 05.12.2003 N 505 на сумму 3500000 руб., от 16.12.2003 N 506 на сумму 5000000 руб. и от 20.01.2004 N 29 на сумму 6800000 руб., а всего на общую сумму 15300000 руб. в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в объеме 3809300 руб., а также ограничении изъятия оставшейся суммы 7911200 руб. из дохода местного бюджета района 20% ежедневного поступления доходов в связи с катастрофической ситуацией, сложившейся в районе по исполнению бюджета (с учетом уточнения требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Финансовое управление Брянской области и Управление Федерального казначейства по Брянской области.
Определением арбитражного суда от 27.01.2004 по делу N А09-387/04-13 введены обеспечительные меры в виде приостановления возврата налога на прибыль РАО "ЕЭС России" (далее - Общество) из средств бюджета Выгоничского района Брянской области, производимого Инспекцией на основании оспариваемых заключений N N 505, 506 и 29, до рассмотрения судом дела по существу.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 требование Администрации удовлетворено в части признания недействительными заключений налогового органа N N 505, 506 и 29 в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в размере 3809300 руб. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.05.2004 решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.09.2004 требование Администрации также удовлетворено в части признания недействительными заключений налогового органа N N 505, 506 и 29 в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в размере 3809300 руб., а в остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 17.01.2005 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2005 судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Орловской области.
В ходе нового рассмотрения дела заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительными заключения налогового органа N N 505, 506 и 29 в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в размере 3809300 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обеспечительные меры, введенные Определением Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2004 по делу N А09-387/04-13, отменены.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Выгоничского района Брянской области просит судебные акты отменить, полагая, что они вынесены с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, на протяжении 2002 - 2003 годов РАО "ЕЭС России" производило уплату налога на прибыль по месту нахождения своего структурного подразделения - Брянского ПМЭС - в бюджет Брянской области (бюджет субъекта РФ) и в бюджет Выгоничского района (местный бюджет).
В соответствии с действовавшей в 2002 году редакцией п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль была установлена в размере 24%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, подлежала зачислению в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачислялась в бюджеты субъектов РФ; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, - в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации размер предусмотренной указанным пунктом ставки мог быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не мог быть ниже 10,5%.
Статьей 58 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет.
Согласно ст. 5 Закона Брянской области от 11.12.2001 N 81-З "Об областном бюджете на 2002 год" и приложению N 2 к нему налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в местный бюджет по ставке 2%, в 2002 году направлялся в полном объеме в бюджет Выгоничского района (100%); налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в областной бюджет по ставке 14,5%, также направлялся в бюджет Выгоничского района в полном объеме (100%).
Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 и ст. 52 НК РФ, и с учетом нормативов отчислений налога на прибыль организаций в бюджеты муниципальных образований (местных бюджетов), установленных Законом Брянской области N 81-З, РАО "ЕЭС России" самостоятельно исчислило в налоговой декларации за 9 месяцев 2002 года и уплатило в бюджет Выгоничского района (местный бюджет) налог на прибыль по ставке 16,5%. Указанное обстоятельство явилось основанием для начисления Инспекцией в карточке лицевого счета плательщика налога на прибыль в размерах, указанных Обществом в поданной им налоговой декларации, без разбивки по бюджету субъекта РФ и местному бюджету, поскольку Налоговый кодекс РФ не наделяет налоговые органы правом самостоятельно изменять сведения, указанные налогоплательщиками в своих налоговых декларациях.
В марте 2003 года РАО "ЕЭС России" представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года, устранив допущенное им несоответствие в указании налоговых ставок по налогу, и уплатило указанный налог в бюджет Брянской области (бюджет субъекта РФ) по установленной в 2002 году федеральным законодательством налоговой ставке 14,5%.
Вместе с тем Законом Брянской области от 17.12.2002 N 91-З "Об областном бюджете на 2003 год" размер отчислений налога на прибыль в местные бюджеты был изменен: сумма налога, подлежавшая зачислению в местный бюджет по ставке 2%, в объеме 100% направлялась в бюджет Выгоничского района; сумма налога, подлежавшая зачислению в областной бюджет по ставке 14,5%, стала направляться в бюджет Выгоничского района в объеме 20% от исчисленных сумм.
Однако Управление Федерального казначейства по Брянской области, руководствуясь положениями п. 18 Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.12.99 N 91н (зарегистрированным в Минюсте РФ от 22.12.99 за N 2022), распределило сумму повторно уплаченного РАО "ЕЭС России" налога на прибыль, подлежавшего зачислению в бюджет Брянской области (региональный бюджет), с учетом изменившихся в 2003 году нормативов отчислений данного налога согласно Закону Брянской области от 17.12.2002 N 91-З "Об областном бюджете на 2003 год". При этом Управлением Федерального казначейства по Брянской области при распределении уплаченных РАО "ЕЭС России" в 2003 году сумм налога на прибыль в региональный бюджет по налоговой ставке 14,5% не было учтено, что Законом Брянской области от 31.07.2003 N 44-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Брянской области "Об областном бюджете на 2003 год" ст. 5 Закона N 91-З была дополнена нормой, согласно которой по налогу на прибыль организаций и поступлениям по перерасчетам за 2002 год применяются нормативы отчислений налога в областной и местный бюджеты, установленные Законом Брянской области "Об областном бюджете на 2002 год".
При таких обстоятельствах в карточке лицевого счета налогоплательщика с учетом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 года образовалась переплата по данному налогу, которую Общество заявлением от 11.07.2003 N ДЖ-4082 просило налоговый орган возвратить в части уплаты в местный бюджет.
Исходя из положений ст. 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании вышеуказанного заявления РАО "ЕЭС России" и с учетом того обстоятельства, что по состоянию на 31.12.2003 по данным карточки лицевого счета у налогоплательщика имелась переплата по налогу на прибыль по местному бюджету в размере 30289731 руб., Инспекция составила заключения по форме N 21 (возврат) N 505 от 05.12.2003, N 506 от 16.12.2003 и N 29 от 20.01.2004 о возврате Обществу из бюджета Выгоничского района налога на прибыль в общей сумме 15300000 руб., сообщив об этом факте плательщику. Наличие у РАО "ЕЭС России" переплаты в указанной сумме именно в местном бюджете подтверждено материалами дела и не оспорено заявителем.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые Администрацией заключения налогового органа N N 505 - 506 и N 29 являются законными и обоснованными, в связи с чем нет оснований для признания их недействительными.
Доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления суда, также не установлено.
В силу указанного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 29.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Орловской области оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2005 N А48-1875/05-8
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 16 ноября 2005 г. Дело N А48-1875/05-8
от 14 ноября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области на Решение от 29.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-1875/05-8,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Выгоничского района Брянской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ N 5 по Брянской области (в настоящее время - Межрайонная ИФНС РФ N 5 по Брянской области, далее - Инспекция) о признании недействительными ее заключений от 05.12.2003 N 505 на сумму 3500000 руб., от 16.12.2003 N 506 на сумму 5000000 руб. и от 20.01.2004 N 29 на сумму 6800000 руб., а всего на общую сумму 15300000 руб. в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в объеме 3809300 руб., а также ограничении изъятия оставшейся суммы 7911200 руб. из дохода местного бюджета района 20% ежедневного поступления доходов в связи с катастрофической ситуацией, сложившейся в районе по исполнению бюджета (с учетом уточнения требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Финансовое управление Брянской области и Управление Федерального казначейства по Брянской области.
Определением арбитражного суда от 27.01.2004 по делу N А09-387/04-13 введены обеспечительные меры в виде приостановления возврата налога на прибыль РАО "ЕЭС России" (далее - Общество) из средств бюджета Выгоничского района Брянской области, производимого Инспекцией на основании оспариваемых заключений N N 505, 506 и 29, до рассмотрения судом дела по существу.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 требование Администрации удовлетворено в части признания недействительными заключений налогового органа N N 505, 506 и 29 в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в размере 3809300 руб. В остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.05.2004 решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.09.2004 требование Администрации также удовлетворено в части признания недействительными заключений налогового органа N N 505, 506 и 29 в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в размере 3809300 руб., а в остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 17.01.2005 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2005 судебные акты отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Орловской области.
В ходе нового рассмотрения дела заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительными заключения налогового органа N N 505, 506 и 29 в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в размере 3809300 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.06.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано. Обеспечительные меры, введенные Определением Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2004 по делу N А09-387/04-13, отменены.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.08.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Выгоничского района Брянской области просит судебные акты отменить, полагая, что они вынесены с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, на протяжении 2002 - 2003 годов РАО "ЕЭС России" производило уплату налога на прибыль по месту нахождения своего структурного подразделения - Брянского ПМЭС - в бюджет Брянской области (бюджет субъекта РФ) и в бюджет Выгоничского района (местный бюджет).
В соответствии с действовавшей в 2002 году редакцией п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль была установлена в размере 24%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, подлежала зачислению в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачислялась в бюджеты субъектов РФ; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, - в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации размер предусмотренной указанным пунктом ставки мог быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не мог быть ниже 10,5%.
Статьей 58 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет.
Согласно ст. 5 Закона Брянской области от 11.12.2001 N 81-З "Об областном бюджете на 2002 год" и приложению N 2 к нему налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в местный бюджет по ставке 2%, в 2002 году направлялся в полном объеме в бюджет Выгоничского района (100%); налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в областной бюджет по ставке 14,5%, также направлялся в бюджет Выгоничского района в полном объеме (100%).
Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 и ст. 52 НК РФ, и с учетом нормативов отчислений налога на прибыль организаций в бюджеты муниципальных образований (местных бюджетов), установленных Законом Брянской области N 81-З, РАО "ЕЭС России" самостоятельно исчислило в налоговой декларации за 9 месяцев 2002 года и уплатило в бюджет Выгоничского района (местный бюджет) налог на прибыль по ставке 16,5%. Указанное обстоятельство явилось основанием для начисления Инспекцией в карточке лицевого счета плательщика налога на прибыль в размерах, указанных Обществом в поданной им налоговой декларации, без разбивки по бюджету субъекта РФ и местному бюджету, поскольку Налоговый кодекс РФ не наделяет налоговые органы правом самостоятельно изменять сведения, указанные налогоплательщиками в своих налоговых декларациях.
В марте 2003 года РАО "ЕЭС России" представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2002 года, устранив допущенное им несоответствие в указании налоговых ставок по налогу, и уплатило указанный налог в бюджет Брянской области (бюджет субъекта РФ) по установленной в 2002 году федеральным законодательством налоговой ставке 14,5%.
Вместе с тем Законом Брянской области от 17.12.2002 N 91-З "Об областном бюджете на 2003 год" размер отчислений налога на прибыль в местные бюджеты был изменен: сумма налога, подлежавшая зачислению в местный бюджет по ставке 2%, в объеме 100% направлялась в бюджет Выгоничского района; сумма налога, подлежавшая зачислению в областной бюджет по ставке 14,5%, стала направляться в бюджет Выгоничского района в объеме 20% от исчисленных сумм.
Однако Управление Федерального казначейства по Брянской области, руководствуясь положениями п. 18 Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14.12.99 N 91н (зарегистрированным в Минюсте РФ от 22.12.99 за N 2022), распределило сумму повторно уплаченного РАО "ЕЭС России" налога на прибыль, подлежавшего зачислению в бюджет Брянской области (региональный бюджет), с учетом изменившихся в 2003 году нормативов отчислений данного налога согласно Закону Брянской области от 17.12.2002 N 91-З "Об областном бюджете на 2003 год". При этом Управлением Федерального казначейства по Брянской области при распределении уплаченных РАО "ЕЭС России" в 2003 году сумм налога на прибыль в региональный бюджет по налоговой ставке 14,5% не было учтено, что Законом Брянской области от 31.07.2003 N 44-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Брянской области "Об областном бюджете на 2003 год" ст. 5 Закона N 91-З была дополнена нормой, согласно которой по налогу на прибыль организаций и поступлениям по перерасчетам за 2002 год применяются нормативы отчислений налога в областной и местный бюджеты, установленные Законом Брянской области "Об областном бюджете на 2002 год".
При таких обстоятельствах в карточке лицевого счета налогоплательщика с учетом уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 года образовалась переплата по данному налогу, которую Общество заявлением от 11.07.2003 N ДЖ-4082 просило налоговый орган возвратить в части уплаты в местный бюджет.
Исходя из положений ст. 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании вышеуказанного заявления РАО "ЕЭС России" и с учетом того обстоятельства, что по состоянию на 31.12.2003 по данным карточки лицевого счета у налогоплательщика имелась переплата по налогу на прибыль по местному бюджету в размере 30289731 руб., Инспекция составила заключения по форме N 21 (возврат) N 505 от 05.12.2003, N 506 от 16.12.2003 и N 29 от 20.01.2004 о возврате Обществу из бюджета Выгоничского района налога на прибыль в общей сумме 15300000 руб., сообщив об этом факте плательщику. Наличие у РАО "ЕЭС России" переплаты в указанной сумме именно в местном бюджете подтверждено материалами дела и не оспорено заявителем.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые Администрацией заключения налогового органа N N 505 - 506 и N 29 являются законными и обоснованными, в связи с чем нет оснований для признания их недействительными.
Доводы, положенные в основу кассационной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления суда, также не установлено.
В силу указанного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 22.08.2005 Арбитражного суда Орловской области оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Выгоничского района Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)