Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.09.2004 ПО ДЕЛУ N А19-4656/04-45

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


от 6 сентября 2004 г. Дело N А19-4656/04-45
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Буяновера П.И.,
судей: Ибрагимовой С.Ю., Дягилевой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буяновером П.И.,
при участии:
от заявителя - Зарубина К.В., юрисконсульта, доверенность от 09.03.2004 N 10,
от ответчика - не присутствовали (уведомление N 7560),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Усть-Илимский ремонтно-транспортный комплекс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.06.2004 по делу N А19-4656/04-45, принятое Рудых А.И. по заявлению закрытого акционерного общества "Усть-Илимский ремонтно-транспортный комплекс" к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 9 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Усть-Илимский ремонтно-транспортный комплекс" (ЗАО "УИРТК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 9 по Иркутской области (МИМНС РФ N 9, налоговый орган) о признании незаконным решения налогового органа от 04.03.2004 N 01-05-15/655 о привлечении к налоговой ответственности за неуплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.06.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "УИРТК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ЗАО "УИРТК" не учитывало земельный налог в отношении земельных участков общего пользования.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом (уведомление N 7560).
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ЗАО "УИРТК" за период с 05.04.2001 по 31.12.2003, по результатам которой был составлен акт от 06.02.2004 N 01-05/15.
На основании акта было принято решение налогового органа от 04.03.2004 N 01-05-15/655 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1005043 рублей, доначислен налог на землю в сумме 5025217 рублей и пени - 559575 рублей, всего по решению налогового органа с налогоплательщика взыскана сумма 6589835 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО "УИРТК" обратилось с заявлением в суд о признании незаконным названного решения в судебном порядке.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что общество, являясь фактическим и юридическим пользователем земельного участка, освобожденного от уплаты земельного налога, передав этот участок в аренду, обязано было уплачивать земельный налог в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о плате за землю.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) (закон) собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В силу статьи 5 Закона органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 4 названной нормы установлено, что порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" учет плательщиков и начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Законодательное собрание Иркутской области в пределах предоставленных вышеназванным Законом полномочий приняло Закон от 05.06.1995 N 124 (в редакции Закона Иркутской области от 09.10.1995 N 252, от 28.11.2001 N 18/64-03) "О плате за землю в Иркутской области", которым установлено, что юридические лица вносят суммы платежей за землю равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Статьей 15 Закона предусмотрено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Статьями 16 и 17 названного Закона предусмотрено, что суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.
Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона при переходе права собственности, владения или пользования земельным участком новый собственник (владелец, пользователь) исчисляет налог с месяца, следующего за месяцем предоставления ему земельного налога.
Как усматривается из представленных документов, ООО "УИРТК" постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 21.05.2001 были предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 121,641 га, в том числе для размещения скоростного трамвая - площадью 53,4 га. На названных земельных участках налогоплательщиком был построен трамвайный путь протяженностью 25,52 км, который впоследствии был приватизирован.
Согласно договорам аренды от 05.04.2001 N 111-11-01/367, 111-11-01/366, от 01.04.2002 N 111-11-01/325 и акту приема-передачи имущества, трамвайный путь был передан обществом в аренду ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" и в 2002 - 2003 годах постановлениями главы администрации г. Усть-Илимска N 1803 от 23.12.2002 и N 1182 от 12.08.2003, часть земельных участков площадью 22,07 га и 22,288 га были изъяты у общества, в связи с чем последний 11.09.2003 представил в налоговый орган измененную декларацию по земельному налогу за 2003 год, посчитав, что земельный налог необходимо исчислять до даты изъятия части земельных участков.
Как следует из ответов Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району (л.д. 15 - 16), каких-либо решений, распоряжений или постановлений о придании спорным земельным участкам статуса земель общего пользования местными органами самоуправления не принимались.
Следовательно, спорный земельный участок площадью 8,2213 га, на котором находится скоростной трамвай, относится к категории земель общего пользования, поскольку данный участок, как видно из материалов дела, находится в пределах черты г. Усть-Илимска в правобережной части города, ничем не огражден и используется для проезда всех проживающих в населенном пункте жителей.




Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации к землям общего пользования населенных пунктов относятся, в том числе, земли, используемые в качестве путей сообщения (переулки, улицы, набережные, дороги, площади, проезды) и служащие для удовлетворения нужд города, поселка, населенного пункта.
Данный земельный участок площадью 8,2213 га относится к категории земель общего пользования и находится в муниципальной собственности.
На основании статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В соответствии со статьей 270 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. Права передаются на ту часть земельного участка, которая занята и необходима для ее использования.
Доводы заявителя жалобы о том, что налогоплательщик вправе применить в качестве сроков для расчета налога на землю количество дней фактического пользования земельным участком, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку статья 17 Закона о плате за землю устанавливает, что в качестве отчета определен месяц календарного года, а не дата.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ЗАО "УИРТК", являясь фактическим и юридическим пользователем земельного участка, при рассматриваемых правоотношениях в соответствии со статьей 12 Закона "О плате за землю" обязано уплачивать земельный налог, поскольку, как следует из содержания названной статьи, арендодатель (первичный пользователь земельного участка), освобожденный от уплаты земельного налога и передавший льготируемый участок в аренду другому лицу, обязан уплатить земельный налог с площади, переданной в аренду.
Несостоятельны также и доводы заявителя жалобы о том, что он не может быть привлечен к ответственности в связи с тем, что руководствовался разъяснением Комитета от 25.05.2004, поскольку ранее налогоплательщик при исчислении земельного налога применял льготу к земельному участку площадью 9,21 га, а после согласования с Комитетом применял льготу к участку площадью 31,8048 га, данное согласование может служить обстоятельством, смягчающим вину налогоплательщика, но не исключает вину в совершении налогового правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.06.2004 по делу N А19-4656/04-45 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
П.И.БУЯНОВЕР

Судьи:
С.Ю.ИБРАГИМОВА
И.П.ДЯГИЛЕВА







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 6 сентября 2004 г. Дело N А19-4656/04-45
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Буяновера П.И.,
судей: Ибрагимовой С.Ю., Дягилевой И.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Буяновером П.И.,
при участии:
от заявителя - Зарубина К.В., юрисконсульта, доверенность от 09.03.2004 N 10,
от ответчика - не присутствовали (уведомление N 7560),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Усть-Илимский ремонтно-транспортный комплекс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.06.2004 по делу N А19-4656/04-45, принятое Рудых А.И. по заявлению закрытого акционерного общества "Усть-Илимский ремонтно-транспортный комплекс" к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 9 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "Усть-Илимский ремонтно-транспортный комплекс" (ЗАО "УИРТК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции МНС Российской Федерации N 9 по Иркутской области (МИМНС РФ N 9, налоговый орган) о признании незаконным решения налогового органа от 04.03.2004 N 01-05-15/655 о привлечении к налоговой ответственности за неуплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.06.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "УИРТК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что ЗАО "УИРТК" не учитывало земельный налог в отношении земельных участков общего пользования.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом (уведомление N 7560).
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ЗАО "УИРТК" за период с 05.04.2001 по 31.12.2003, по результатам которой был составлен акт от 06.02.2004 N 01-05/15.
На основании акта было принято решение налогового органа от 04.03.2004 N 01-05-15/655 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1005043 рублей, доначислен налог на землю в сумме 5025217 рублей и пени - 559575 рублей, всего по решению налогового органа с налогоплательщика взыскана сумма 6589835 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО "УИРТК" обратилось с заявлением в суд о признании незаконным названного решения в судебном порядке.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что общество, являясь фактическим и юридическим пользователем земельного участка, освобожденного от уплаты земельного налога, передав этот участок в аренду, обязано было уплачивать земельный налог в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о плате за землю.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) (закон) собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В силу статьи 5 Закона органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 4 названной нормы установлено, что порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" учет плательщиков и начисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня.
Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Законодательное собрание Иркутской области в пределах предоставленных вышеназванным Законом полномочий приняло Закон от 05.06.1995 N 124 (в редакции Закона Иркутской области от 09.10.1995 N 252, от 28.11.2001 N 18/64-03) "О плате за землю в Иркутской области", которым установлено, что юридические лица вносят суммы платежей за землю равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Статьей 15 Закона предусмотрено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. Статьями 16 и 17 названного Закона предусмотрено, что суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.
Кроме того, в соответствии со статьей 17 Закона при переходе права собственности, владения или пользования земельным участком новый собственник (владелец, пользователь) исчисляет налог с месяца, следующего за месяцем предоставления ему земельного налога.
Как усматривается из представленных документов, ООО "УИРТК" постановлением главы администрации г. Усть-Илимска от 21.05.2001 были предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 121,641 га, в том числе для размещения скоростного трамвая - площадью 53,4 га. На названных земельных участках налогоплательщиком был построен трамвайный путь протяженностью 25,52 км, который впоследствии был приватизирован.
Согласно договорам аренды от 05.04.2001 N 111-11-01/367, 111-11-01/366, от 01.04.2002 N 111-11-01/325 и акту приема-передачи имущества, трамвайный путь был передан обществом в аренду ОАО "Производственное объединение "Усть-Илимский лесопромышленный комплекс" и в 2002 - 2003 годах постановлениями главы администрации г. Усть-Илимска N 1803 от 23.12.2002 и N 1182 от 12.08.2003, часть земельных участков площадью 22,07 га и 22,288 га были изъяты у общества, в связи с чем последний 11.09.2003 представил в налоговый орган измененную декларацию по земельному налогу за 2003 год, посчитав, что земельный налог необходимо исчислять до даты изъятия части земельных участков.
Как следует из ответов Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району (л.д. 15 - 16), каких-либо решений, распоряжений или постановлений о придании спорным земельным участкам статуса земель общего пользования местными органами самоуправления не принимались.
Следовательно, спорный земельный участок площадью 8,2213 га, на котором находится скоростной трамвай, относится к категории земель общего пользования, поскольку данный участок, как видно из материалов дела, находится в пределах черты г. Усть-Илимска в правобережной части города, ничем не огражден и используется для проезда всех проживающих в населенном пункте жителей.




Согласно статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации к землям общего пользования населенных пунктов относятся, в том числе, земли, используемые в качестве путей сообщения (переулки, улицы, набережные, дороги, площади, проезды) и служащие для удовлетворения нужд города, поселка, населенного пункта.
Данный земельный участок площадью 8,2213 га относится к категории земель общего пользования и находится в муниципальной собственности.
На основании статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В соответствии со статьей 270 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка. Права передаются на ту часть земельного участка, которая занята и необходима для ее использования.
Доводы заявителя жалобы о том, что налогоплательщик вправе применить в качестве сроков для расчета налога на землю количество дней фактического пользования земельным участком, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку статья 17 Закона о плате за землю устанавливает, что в качестве отчета определен месяц календарного года, а не дата.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ЗАО "УИРТК", являясь фактическим и юридическим пользователем земельного участка, при рассматриваемых правоотношениях в соответствии со статьей 12 Закона "О плате за землю" обязано уплачивать земельный налог, поскольку, как следует из содержания названной статьи, арендодатель (первичный пользователь земельного участка), освобожденный от уплаты земельного налога и передавший льготируемый участок в аренду другому лицу, обязан уплатить земельный налог с площади, переданной в аренду.
Несостоятельны также и доводы заявителя жалобы о том, что он не может быть привлечен к ответственности в связи с тем, что руководствовался разъяснением Комитета от 25.05.2004, поскольку ранее налогоплательщик при исчислении земельного налога применял льготу к земельному участку площадью 9,21 га, а после согласования с Комитетом применял льготу к участку площадью 31,8048 га, данное согласование может служить обстоятельством, смягчающим вину налогоплательщика, но не исключает вину в совершении налогового правонарушения.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.06.2004 по делу N А19-4656/04-45 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
П.И.БУЯНОВЕР

Судьи:
С.Ю.ИБРАГИМОВА
И.П.ДЯГИЛЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)