Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.09.2011 ПО ДЕЛУ N А56-2065/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. по делу N А56-2065/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Дмитриева В.В., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Аскерко Ю.В. (доверенность от 12.09.2011 без номера), Максимовой Д.А. (доверенность от 12.01.2011 без номера), от открытого акционерного общества "Ленгражданпроект" Швецова А.В. (доверенность от 05.05.2011 N 649), рассмотрев 21.09.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2011 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-2065/2011,

установил:

Открытое акционерное общество "Ленгражданпроект", место нахождения: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 6, ОГРН 1079847047103, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 17.09.2010 N 1322/1788.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.06.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что Обществу при определении налоговой базы по земельному налогу за 2009 год следовало применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены налогоплательщику до 1 января 2009 года, и не принимать во внимание ее дальнейшее изменение в течение этого налогового периода.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель Общества возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом 04.05.2010 уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.
По результатам камеральной проверки Инспекцией вынесено решение от 17.09.2010 N 1322/1788, согласно которому Обществу доначислено 214 455 руб. земельного налога. Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы налогового органа о неправомерности использования ОАО "Ленгражданпроект" в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер 47:20:0907009:16 и принадлежащего заявителю на праве собственности, в размере 3 528 695 руб. 72 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 10.11.2010 N 16-21-07/17658 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции - без изменения.
Общество, считая принятое решение Инспекции не соответствующим законодательству о налогах и сборах и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций удовлетворили требования заявителя, установив, что изменение стоимостной оценки принадлежащего Обществу земельного участка для целей налогообложения произошло в течение налогового периода в результате устранения уполномоченным органом технической ошибки в итогах государственной кадастровой оценки земли, что не противоречит действующему законодательству. Следовательно, как указали суды, в обязанность Общества в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не входила уплата земельного налога за 2009 год, исходя из ошибочно определенной ранее кадастровой стоимости земельного участка.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Инспекции.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Он обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Правительством Ленинградской области принято постановление от 19.03.2009 N 63 "О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области" (далее - постановление Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63).
Этим постановлением внесены изменения в результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области, которые изложены в иной редакции, согласно приложению к указанному постановлению.
При этом действие постановления Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63 распространено на отношения, возникшие с 1 января 2009 года (пункт 2 данного постановления).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу пункта 5 названной статьи Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, в связи с принятием Правительством Ленинградской области постановления от 19.03.2009 N 63, распространившего свою силу на правоотношения с 01.01.2009, кадастровая стоимость принадлежащего Обществу земельного участка уменьшилась с 23 024 630 руб. до 3 528 695 руб. 72 коп., что несомненно улучшило положение налогоплательщика.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка Общества для целей обложения земельным налогом подлежала определению в более низком размере, который установлен постановлением Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости), выданной Обществу Территориальным отделом по Кингисеппскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, кадастровая стоимость земельного участка 47:20:0907009:16 с 01.01.2009 действительно составляет 3 528 695 руб. 72 коп., что соответствует показателям кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка, установленной постановлением Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63.
Кроме того, в материалах дела имеется решение Территориального отдела по Кингисеппскому району Роснедвижимости от 26.04.2010 N 20/10-3-1-1858 (об исправлении технической ошибки), в котором прямо указано на необходимость внесения исправления в возникшую ранее ошибку в определении кадастровой стоимости земли, а также на то, что стоимость спорного участка Общества с 01.01.2009 составляет 3 528 696 руб. 72 коп. (лист дела 23).
Приведенные выше обстоятельства послужили обоснованной причиной для подачи Обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, в которой налогоплательщик уменьшил сумму земельного налога к уплате, исчислив его с применением кадастровой стоимости земельного участка, установленной с 01.01.2009 постановлением Правительства Ленинградской области от 19.03.2009 N 63.
Исходя из изложенного, суды первой и апелляционной инстанций по существу правильно указали на отсутствие у налогового органа законных оснований считать, что Общество обязано было исчислить земельный налог за 2009 год с применением кадастровой стоимости земельного участка, ранее установленной постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области".
Также суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что налоговый орган, доначисляя Обществу оспариваемым решением недоимку по земельному налогу за 2009 год по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации, не учел, что земельный налог в этой сумме налогоплательщиком был ранее исчислен и уплачен в бюджет.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 по делу N А56-2065/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.И.КОРАБУХИНА
Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.В.ДМИТРИЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)