Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Н.К. Толчеева
членов коллегии: М.Н. Лаврентьевой, А.И. Федина
рассмотрела в судебном заседании от 18 июля 2000 года гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества завод "Ставбытхим" о признании недействительными пунктов 1.2. и 2.8 Порядка переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России 18 февраля 1997 г. N ВД-1-224/336,
по кассационной жалобе ОАО завод "Ставбытхим" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2000 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей ОАО завод "Ставбытхим" В.А. и Д., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Минфина РФ Г.В., Госкомстата РФ Г.М. и В.Т., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
ОАО завод "Ставбытхим" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просило признать недействительными отдельные положения вышеуказанного Порядка, зарегистрированного в Минюсте РФ 7 марта 1997 г. N 1266, указывая на то, что пункт 1.2 в части второго предложения: "Результаты переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1997 год..." и пункт 2.8 в части первого предложения: "Результаты проведенной переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. следует отразить в бухгалтерском балансе организации за 1 квартал 1998 года", фактически вторгаются в сферу налоговых отношений, регулирование которых допускается только законом.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2000 года в удовлетворении жалобы отказано.
В кассационной жалобе ОАО завод "Ставбытхим" просит решение суда отменить и вынести новое решение, признать обжалуемые положения нормативного правового акта незаконными, ссылаясь на то, что суд первой инстанции обосновал принятое им решение лишь ссылкой на пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году", не оценив соответствие этого пункта Закону РФ "О налоге на имущество предприятий", который не предоставляет Правительству России полномочий регулировать объект налогообложения и базу налога для целей налогообложения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 г. N 2030-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.95 г. N 151-ФЗ, действовавшей на время издания обжалуемых положений) "О налоге на имущество предприятий" налогом в соответствии с настоящим Законом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Статья 3 этого Закона предусматривает, что для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Из анализа приведенных правовых норм во взаимосвязи со ст. ст. 7, 8 указанного Закона следует, что налоговая база (стоимостная характеристика объекта налогообложения) исчисляется на основе данных бухгалтерского учета.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В силу ст. 3 этого Закона законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Основываясь на данных правовых нормах, а также на ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете", допускающей применение других, помимо изложенных в ней, методов оценки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, и учитывая отсутствие в федеральном законе норм, предусматривающих внесение изменений в величину балансовой стоимости основных фондов путем проведения ее переоценки, Правительство Российской Федерации правомочно было определить порядок переоценки основных фондов и отражения результатов такой переоценки в бухгалтерском учете и отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442 предусмотрено: осуществить в течение 1997 года переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. и привести их балансовую стоимость в соответствие с рыночными ценами в условиях воспроизводства (п. 1); результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 и 1997 года, а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 году. Организациям предоставляется право отразить в бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997 г. результаты переоценки основных фондов (не учтенных в установленные сроки) по состоянию на 1 января 1996 г., осуществленной на основе прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным расходам (п. 5).
Таким образом, названным постановлением установлено право организаций по истечении предоставленного для переоценки срока (1997 год) отразить в бухгалтерском и статистическом учете результаты переоценки основных фондов. Указание на то, что результаты такой переоценки не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 и 1997 годы не может расцениваться как установление налоговой базы. Данное указание, по своей сути, носит информационный характер, основано на установленном сроке, по истечении которого могут быть внесены соответствующие изменения в бухгалтерский баланс организации, и положениях Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", предписывающего исчислять названный налог на основе данных бухгалтерского учета.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442, признав соответствующими ему обжалуемые положения пунктов 1.2 и 2.8 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденному министерствами и ведомствами, упомянутыми в п. 6 названного Постановления Правительства.
Указанный Порядок по содержанию оспариваемых правовых норм, а также по форме, порядку принятия и обнародования самого акта соответствует требованиям закона, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает, в связи с чем судом правильно отказано в признании оспариваемых положений этого акта незаконными (недействительными).
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества завод "Ставбытхим" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.07.2000 N КАС00-263
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2000 г. N КАС00-263
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Н.К. Толчеева
членов коллегии: М.Н. Лаврентьевой, А.И. Федина
рассмотрела в судебном заседании от 18 июля 2000 года гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества завод "Ставбытхим" о признании недействительными пунктов 1.2. и 2.8 Порядка переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России 18 февраля 1997 г. N ВД-1-224/336,
по кассационной жалобе ОАО завод "Ставбытхим" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2000 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей ОАО завод "Ставбытхим" В.А. и Д., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Минфина РФ Г.В., Госкомстата РФ Г.М. и В.Т., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ОАО завод "Ставбытхим" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просило признать недействительными отдельные положения вышеуказанного Порядка, зарегистрированного в Минюсте РФ 7 марта 1997 г. N 1266, указывая на то, что пункт 1.2 в части второго предложения: "Результаты переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1997 год..." и пункт 2.8 в части первого предложения: "Результаты проведенной переоценки основных средств по состоянию на 1 января 1997 г. следует отразить в бухгалтерском балансе организации за 1 квартал 1998 года", фактически вторгаются в сферу налоговых отношений, регулирование которых допускается только законом.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2000 года в удовлетворении жалобы отказано.
В кассационной жалобе ОАО завод "Ставбытхим" просит решение суда отменить и вынести новое решение, признать обжалуемые положения нормативного правового акта незаконными, ссылаясь на то, что суд первой инстанции обосновал принятое им решение лишь ссылкой на пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году", не оценив соответствие этого пункта Закону РФ "О налоге на имущество предприятий", который не предоставляет Правительству России полномочий регулировать объект налогообложения и базу налога для целей налогообложения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 г. N 2030-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.95 г. N 151-ФЗ, действовавшей на время издания обжалуемых положений) "О налоге на имущество предприятий" налогом в соответствии с настоящим Законом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Статья 3 этого Закона предусматривает, что для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Из анализа приведенных правовых норм во взаимосвязи со ст. ст. 7, 8 указанного Закона следует, что налоговая база (стоимостная характеристика объекта налогообложения) исчисляется на основе данных бухгалтерского учета.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В силу ст. 3 этого Закона законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Основываясь на данных правовых нормах, а также на ст. 11 Федерального закона "О бухгалтерском учете", допускающей применение других, помимо изложенных в ней, методов оценки в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, и учитывая отсутствие в федеральном законе норм, предусматривающих внесение изменений в величину балансовой стоимости основных фондов путем проведения ее переоценки, Правительство Российской Федерации правомочно было определить порядок переоценки основных фондов и отражения результатов такой переоценки в бухгалтерском учете и отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442 предусмотрено: осуществить в течение 1997 года переоценку основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. и привести их балансовую стоимость в соответствие с рыночными ценами в условиях воспроизводства (п. 1); результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г. не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 и 1997 года, а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 году. Организациям предоставляется право отразить в бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997 г. результаты переоценки основных фондов (не учтенных в установленные сроки) по состоянию на 1 января 1996 г., осуществленной на основе прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным расходам (п. 5).
Таким образом, названным постановлением установлено право организаций по истечении предоставленного для переоценки срока (1997 год) отразить в бухгалтерском и статистическом учете результаты переоценки основных фондов. Указание на то, что результаты такой переоценки не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 и 1997 годы не может расцениваться как установление налоговой базы. Данное указание, по своей сути, носит информационный характер, основано на установленном сроке, по истечении которого могут быть внесены соответствующие изменения в бухгалтерский баланс организации, и положениях Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", предписывающего исчислять названный налог на основе данных бухгалтерского учета.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1442, признав соответствующими ему обжалуемые положения пунктов 1.2 и 2.8 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденному министерствами и ведомствами, упомянутыми в п. 6 названного Постановления Правительства.
Указанный Порядок по содержанию оспариваемых правовых норм, а также по форме, порядку принятия и обнародования самого акта соответствует требованиям закона, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушает, в связи с чем судом правильно отказано в признании оспариваемых положений этого акта незаконными (недействительными).
Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2000 года оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества завод "Ставбытхим" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)