Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Смирников А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Базуновой О.С.
при участии в заседании представителей открытого акционерного общества "Балаковорезинотехника" Поляковой В.И., действующей по доверенности от 01.12.2009 N 133, Ющевой М.В., действующей по доверенности от 11.12.2009 N 155, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области Фроловой Н.И., действующей по доверенности от 11.01.2010 N 3, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Уткина Д.И., действующего по доверенности от 02.03.2009 N 05-17/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании открытого акционерного общества "Балаковорезинотехника" (г. Балаково Саратовской области)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2010 года по делу N А57-25828/09 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Балаковорезинотехника" (г. Балаково Саратовской области)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (г. Балаково Саратовской области), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов)
о признании недействительным решения налогового органа от 30.09.2009 N 240
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Балаковорезинотехника" (далее - ОАО "Балаковорезинотехника", заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 30.09.2009 N 240 в части уплаты земельного налога в сумме 10 881 078 руб. и пеней 550 262,38 руб., а также в части внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик уточнил заявленные требования, просил признать недействительными подпунктов а, б пункта 2.1 и пункта 3.2.3 решения от 30.09.2009 N 240 в части уплаты земельного налога в сумме 10 881 078 руб. и пени 550 262,38 руб., и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Решением суда первой инстанции от 10 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения от 30.09.2009 N 240 в части предложения ОАО "Балаковорезинотехника" уплатить земельный налог в сумме 8 495 188 руб., пени в сумме 18 331,38 руб. и обязания внести исправления в бухгалтерский учет по отражению доначисленных по решению камеральной проверки сумм земельного налога в размере 8 495 188 руб., и пени в сумме 18 331,38 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ОАО "Балаковорезинотехника" не согласилось с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов налогоплательщиком не оспаривается.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. УФНС России по Саратовской области также возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены. Суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение в части.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 13 мая 2009 года по 13 августа 2009 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года.
В ходе проверки налоговым органом установлена неуплата земельного налога за 1 квартал 2009 года в сумме 10 881 078 руб. в связи тем, что за указанный период заявителем исчислен налог в сумме 0 руб.
27 августа 2007 года инспекцией составлен акт N 3227, которым зафиксировано допущенное нарушение (т. 2 л.д. 31 - 34).
30 сентября 2009 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение N 240 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 12 - 15).
Указанным решением ОАО "Балаковорезинотехника" предложено уплатить земельный налог в общей сумме 10 881 078 руб. и пени в сумме 550 262,38 руб., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Налогоплательщик не согласился с принятым решением и обратился в УФНС России по Саратовской области с жалобой от 06.10.2009 N 05-01/19-10496, в которой просил отменить решение инспекции от 30.09.2009 N 240 в части уплаты земельного налога в сумме 10 881 078 руб. и пени 550 262,38 руб., а также в части внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет (т. 2 л.д. 19 - 22).
09 ноября 2009 года УФНС России по Саратовской области вынесено решение, которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 30.09.2009 N 240 утверждено.
ОАО "Балаковорезинотехника" не согласилось с решением налогового органа от 30.09.2009 N 240 и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания недействительным решения от 30.09.2009 N 240 в части предложения ОАО "Балаковорезинотехника" уплатить земельный налог в сумме 8 495 188 руб., пени в сумме 18 331,38 руб. и обязания внести исправления в бухгалтерский учет по отражению доначисленных по решению камеральной проверки сумм земельного налога в размере 8 495 188 руб. и пени в сумме 18 331,38 руб. в связи с тем, что заявителем авансовый платеж по земельному налогу в указанной сумме уплачен 25 сентября 2009 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано на том основании, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2009 год налогоплательщику необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2009 года ОАО "Балаковорезинотехника" представило в налоговый орган расчет авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 10 881 123 руб. (т. 3 л.д. 32 - 37).
Заявителем сумма авансового платежа рассчитана с учетом действующего на 01 января 2009 года Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и его приложений N 1 и N 2, содержащих результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
13 мая 2009 года налогоплательщиком в инспекцию представлен уточненный расчет авансовых платежей за 1 квартал 2009 года, согласно которому сумма авансового платежа подлежащего уплате составила 0 руб. (т. 1 л.д. 39 - 43).
Представление ОАО "Балаковорезинотехника" уточненного расчета авансовых платежей по земельному налогу связано с тем, что Постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П "О признании утратившими силу приложений N 1 и 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П" результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, указанные в приложениях N 1 и N 2, отменены.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка указанного уточненного расчета авансовых платежей за 1 квартал 2009 года, составлен акт от 27.08.2010 N 3237, на основании которого вынесено оспариваемое решение.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П) утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям N 1 и N 2.
С учетом положений указанного Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, заявителем 28 сентября 2009 года представлен уточненный расчет авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, по которому подлежащая уплате сумма налога составила 8 495 024 руб. (т. 3 л.д. 44 - 49).
Налогоплательщик полагает, что, в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, расчет авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2009 года должен осуществляться на основании результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П. По мнению заявителя, указанное Постановление имеет обратную силу, поскольку оно прямо это предусматривает и снижает размер подлежащего уплате земельного налога.
Апелляционная коллегия считает доводы ОАО "Балаковорезинотехника" несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год, что установлено пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанной статьей также предусмотрено, что отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 8 Решения Совета муниципального образования г. Балаково Саратовской области от 31.10.2008 N 13 "О земельном налоге" установлено, что налогоплательщиками-организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября текущего налогового периода.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2009 года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта 2009 года, что определено пунктом 10 указанного Решения.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить подлежащую уплате сумму налога с учетом кадастровой стоимости земельного участка, определенной на 01 января 2009 года, сведения о размере которой подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта 2009 года в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2008 N 17854/07 по делу N А12-12852/06.
Таким образом, для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были доведены до налогоплательщика до 1 марта текущего налогового периода.
Судами обеих инстанций установлено, что отмена результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, утвержденных в приложениях N 1 и N 2 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, осуществлена 03 марта 2009 года после даты, на которую устанавливается кадастровая стоимость земельных участков (01 января 2009 года) и даты, до которой о ней предоставляются сведения (01 марта 2009 года).
В связи с тем, что Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" принято 07 июля 2009 года, вступило в силу со дня его официального опубликования, то утвержденные его положениями результаты кадастровой оценки земель не могли быть доведены до сведения ОАО "Балаковорезинотехника" до 01 марта 2009 года.
Довод налогоплательщика о том, что указанное Постановление вступает в силу с 01 января 2008 года обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку из его текста следует, что днем вступления в силу является день его официального опубликования.
Ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе ОАО "Балаковорезинотехника" на пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Применение данной нормы в отношении Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П не возможно, поскольку нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулирует земельные правоотношения, а не налоговые, не содержит порядка определения основных элементов налогообложения.
То обстоятельство, что результаты государственной кадастровой оценки земель используются для расчета земельного налога и авансовых платежей не свидетельствует о том, что Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П является нормативно правовым актом о налогах и сборах. (Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.12.2002 по делу N 18-Г02-12.)
Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел, что при расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года должна применяться кадастровая стоимость земельных участков, установленная Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
ОАО "Балаковорезинотехника" не произвел уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в полном объеме.
Норма статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, то есть право начисления пени также связано с неуплатой или неполной уплатой налога.
Поскольку доначисление земельного налога за 1 квартал 2009 года, с учетом кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, обоснованно признано судом первой инстанции правомерным, то у Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области имеются законные основания для начисления соответствующих сумм пеней.
Апелляционным судом проверен порядок проведения налоговой проверки, законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения, а также расчет сумм доначисленного налога, начисление пеней. Нарушений, влекущих отмену ненормативного акта, не установлено. Все расчеты произведены налоговым органом правильно.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу ОАО "Балаковорезинотехника" следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 (две тысячи) рублей уплачена ОАО "Балаковорезинотехника" согласно платежному поручению от 02.03.2010 N 1170 (т. 3 л.д. 79).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2010 года по делу N А57-25828/09 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
И.И.ЖЕВАК
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2010 ПО ДЕЛУ N А57-25828/09
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2010 г. по делу N А57-25828/09
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Жевак И.И., Смирников А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Базуновой О.С.
при участии в заседании представителей открытого акционерного общества "Балаковорезинотехника" Поляковой В.И., действующей по доверенности от 01.12.2009 N 133, Ющевой М.В., действующей по доверенности от 11.12.2009 N 155, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области Фроловой Н.И., действующей по доверенности от 11.01.2010 N 3, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области Уткина Д.И., действующего по доверенности от 02.03.2009 N 05-17/10,
рассмотрев в открытом судебном заседании открытого акционерного общества "Балаковорезинотехника" (г. Балаково Саратовской области)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2010 года по делу N А57-25828/09 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Балаковорезинотехника" (г. Балаково Саратовской области)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (г. Балаково Саратовской области), Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов)
о признании недействительным решения налогового органа от 30.09.2009 N 240
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Балаковорезинотехника" (далее - ОАО "Балаковорезинотехника", заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения от 30.09.2009 N 240 в части уплаты земельного налога в сумме 10 881 078 руб. и пеней 550 262,38 руб., а также в части внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налогоплательщик уточнил заявленные требования, просил признать недействительными подпунктов а, б пункта 2.1 и пункта 3.2.3 решения от 30.09.2009 N 240 в части уплаты земельного налога в сумме 10 881 078 руб. и пени 550 262,38 руб., и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет.
Решением суда первой инстанции от 10 февраля 2010 года заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения от 30.09.2009 N 240 в части предложения ОАО "Балаковорезинотехника" уплатить земельный налог в сумме 8 495 188 руб., пени в сумме 18 331,38 руб. и обязания внести исправления в бухгалтерский учет по отражению доначисленных по решению камеральной проверки сумм земельного налога в размере 8 495 188 руб., и пени в сумме 18 331,38 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ОАО "Балаковорезинотехника" не согласилось с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Решение суда первой инстанции в части распределения судебных расходов налогоплательщиком не оспаривается.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. УФНС России по Саратовской области также возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Соответствующие возражения лицами, участвующими в деле, не заявлены. Суд апелляционной инстанции проверяет обжалуемое решение в части.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 13 мая 2009 года по 13 августа 2009 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года.
В ходе проверки налоговым органом установлена неуплата земельного налога за 1 квартал 2009 года в сумме 10 881 078 руб. в связи тем, что за указанный период заявителем исчислен налог в сумме 0 руб.
27 августа 2007 года инспекцией составлен акт N 3227, которым зафиксировано допущенное нарушение (т. 2 л.д. 31 - 34).
30 сентября 2009 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение N 240 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 12 - 15).
Указанным решением ОАО "Балаковорезинотехника" предложено уплатить земельный налог в общей сумме 10 881 078 руб. и пени в сумме 550 262,38 руб., а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Налогоплательщик не согласился с принятым решением и обратился в УФНС России по Саратовской области с жалобой от 06.10.2009 N 05-01/19-10496, в которой просил отменить решение инспекции от 30.09.2009 N 240 в части уплаты земельного налога в сумме 10 881 078 руб. и пени 550 262,38 руб., а также в части внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет (т. 2 л.д. 19 - 22).
09 ноября 2009 года УФНС России по Саратовской области вынесено решение, которым апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 30.09.2009 N 240 утверждено.
ОАО "Балаковорезинотехника" не согласилось с решением налогового органа от 30.09.2009 N 240 и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части признания недействительным решения от 30.09.2009 N 240 в части предложения ОАО "Балаковорезинотехника" уплатить земельный налог в сумме 8 495 188 руб., пени в сумме 18 331,38 руб. и обязания внести исправления в бухгалтерский учет по отражению доначисленных по решению камеральной проверки сумм земельного налога в размере 8 495 188 руб. и пени в сумме 18 331,38 руб. в связи с тем, что заявителем авансовый платеж по земельному налогу в указанной сумме уплачен 25 сентября 2009 года.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано на том основании, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2009 год налогоплательщику необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Как следует из материалов дела, 28 апреля 2009 года ОАО "Балаковорезинотехника" представило в налоговый орган расчет авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 10 881 123 руб. (т. 3 л.д. 32 - 37).
Заявителем сумма авансового платежа рассчитана с учетом действующего на 01 января 2009 года Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и его приложений N 1 и N 2, содержащих результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области.
13 мая 2009 года налогоплательщиком в инспекцию представлен уточненный расчет авансовых платежей за 1 квартал 2009 года, согласно которому сумма авансового платежа подлежащего уплате составила 0 руб. (т. 1 л.д. 39 - 43).
Представление ОАО "Балаковорезинотехника" уточненного расчета авансовых платежей по земельному налогу связано с тем, что Постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П "О признании утратившими силу приложений N 1 и 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 30 ноября 2007 года N 423-П" результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, указанные в приложениях N 1 и N 2, отменены.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка указанного уточненного расчета авансовых платежей за 1 квартал 2009 года, составлен акт от 27.08.2010 N 3237, на основании которого вынесено оспариваемое решение.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П) утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложениям N 1 и N 2.
С учетом положений указанного Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, заявителем 28 сентября 2009 года представлен уточненный расчет авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, по которому подлежащая уплате сумма налога составила 8 495 024 руб. (т. 3 л.д. 44 - 49).
Налогоплательщик полагает, что, в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, расчет авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2009 года должен осуществляться на основании результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Саратовской области, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П. По мнению заявителя, указанное Постановление имеет обратную силу, поскольку оно прямо это предусматривает и снижает размер подлежащего уплате земельного налога.
Апелляционная коллегия считает доводы ОАО "Балаковорезинотехника" несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год, что установлено пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанной статьей также предусмотрено, что отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 397 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 8 Решения Совета муниципального образования г. Балаково Саратовской области от 31.10.2008 N 13 "О земельном налоге" установлено, что налогоплательщиками-организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября текущего налогового периода.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2009 года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта 2009 года, что определено пунктом 10 указанного Решения.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить подлежащую уплате сумму налога с учетом кадастровой стоимости земельного участка, определенной на 01 января 2009 года, сведения о размере которой подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта 2009 года в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 22.10.2008 N 03-05-04-02/65, и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.02.2008 N 17854/07 по делу N А12-12852/06.
Таким образом, для расчета земельного налога необходимо применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были доведены до налогоплательщика до 1 марта текущего налогового периода.
Судами обеих инстанций установлено, что отмена результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, утвержденных в приложениях N 1 и N 2 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, осуществлена 03 марта 2009 года после даты, на которую устанавливается кадастровая стоимость земельных участков (01 января 2009 года) и даты, до которой о ней предоставляются сведения (01 марта 2009 года).
В связи с тем, что Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" принято 07 июля 2009 года, вступило в силу со дня его официального опубликования, то утвержденные его положениями результаты кадастровой оценки земель не могли быть доведены до сведения ОАО "Балаковорезинотехника" до 01 марта 2009 года.
Довод налогоплательщика о том, что указанное Постановление вступает в силу с 01 января 2008 года обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку из его текста следует, что днем вступления в силу является день его официального опубликования.
Ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе ОАО "Балаковорезинотехника" на пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Применение данной нормы в отношении Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П не возможно, поскольку нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулирует земельные правоотношения, а не налоговые, не содержит порядка определения основных элементов налогообложения.
То обстоятельство, что результаты государственной кадастровой оценки земель используются для расчета земельного налога и авансовых платежей не свидетельствует о том, что Постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П является нормативно правовым актом о налогах и сборах. (Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.12.2002 по делу N 18-Г02-12.)
Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел, что при расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года должна применяться кадастровая стоимость земельных участков, установленная Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
ОАО "Балаковорезинотехника" не произвел уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в полном объеме.
Норма статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, то есть право начисления пени также связано с неуплатой или неполной уплатой налога.
Поскольку доначисление земельного налога за 1 квартал 2009 года, с учетом кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, обоснованно признано судом первой инстанции правомерным, то у Межрайонной ИФНС России N 2 по Саратовской области имеются законные основания для начисления соответствующих сумм пеней.
Апелляционным судом проверен порядок проведения налоговой проверки, законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения, а также расчет сумм доначисленного налога, начисление пеней. Нарушений, влекущих отмену ненормативного акта, не установлено. Все расчеты произведены налоговым органом правильно.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу ОАО "Балаковорезинотехника" следует оставить без удовлетворения.
Судебные расходы за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя. Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2000 (две тысячи) рублей уплачена ОАО "Балаковорезинотехника" согласно платежному поручению от 02.03.2010 N 1170 (т. 3 л.д. 79).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 февраля 2010 года по делу N А57-25828/09 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.А.АКИМОВА
Судьи
И.И.ЖЕВАК
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)