Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 26.06.2007 N Ф08-3654/2007-1486А ПО ДЕЛУ N А32-28693/2006-11/521

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 26 июня 2007 года Дело N Ф08-3654/2007-1486А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Универсал", представителя от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю на решение от 12.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28693/2006-11/521, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции N 1999 от 13.03.2006 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 12.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2007, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для установления обязанности обществу, не являющемуся плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы налога, которые были правомерно предъявлены к вычету в предыдущем налоговом периоде.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению заявителя жалобы, общество нарушило срок для обращения в суд, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Причины пропуска срока безосновательно признаны судом уважительными. Суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным и принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, не использованным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Взыскание с налогового органа в доход федерального бюджета государственной пошлины неправомерно, поскольку Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" не является обязательным для арбитражных судов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, представитель общества просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.11.2005 общество направило в налоговую инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2006. Общество 01.12.2005 получило уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006.
20 января 2006 года общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года, в которой отнесло к налоговым вычетам суммы налога согласно счетам-фактурам: от 06.12.2005 на сумму 293625 рублей 17 копеек, в том числе 44790 рублей 28 копеек налога; от 06.12.2005 на сумму 454845 рублей 40 копеек, в том числе 69383 рубля 20 копеек налога; от 02.12.2005 на сумму 922340 рублей, в том числе 140695 рублей 93 копейки налога.
Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом декларации, в результате которой установила неуплату 254869 рублей налога на добавленную стоимость. По итогам проверки налоговая инспекция приняла решение N 1999 от 13.03.2006 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 49396 рублей 20 копеек штрафа. Обществу было предложено уплатить 254869 рублей налога на добавленную стоимость и 5203 рубля 26 копеек пени за несвоевременную уплату налога. Основанием для вынесения решения послужил тот факт, что в 4 квартале 2005 года общество приобрело основные средства и отнесло на налоговые вычеты суммы налога на добавленную стоимость согласно счетам-фактурам. Суммы налога по оплаченным и принятым к учету товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, по мнению налоговой инспекции, в связи с переходом общества на упрощенную систему налогообложения подлежат восстановлению.
Полагая, что решение налоговой инспекции N 1999 от 13.03.2006 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации с требованием о признании данного решения недействительным.
При рассмотрении спора суд установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные в деле доказательства, дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с данным Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса.
Указанные суммы налога принимаются к вычету в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары будут фактически реализованы (использованы).
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров. Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить и уплатить в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, использованным после указанного перехода на иную систему налогообложения.
Такой вывод согласуется и с положениями пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость.
Последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Как следует из анализа статей 146, 170 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества.
Судом установлено, что общество в 2005 году приняло к вычету налог на добавленную стоимость по основным средствам. С 01.01.2006 на основании уведомления налоговой инспекции от 01.12.2005 общество перешло на упрощенную систему налогообложения. Таким образом, в период заявления сумм налога к вычету общество находилось на общей системе налогообложения. Суммы налога правомерно возмещены обществом до перехода на упрощенную систему налогообложения. Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что нормы налогового законодательства не предусматривали в спорный период обязанности по восстановлению налога на добавленную стоимость в связи с переходом налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод кассационной жалобы о необоснованном восстановлении судом срока подачи заявления об оспаривании решения налогового органа: причинам пропуска данного срока суд дал правовую оценку и сделал соответствующий закону вывод о возможности его восстановления.
Не является обоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что налоговые органы, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляя защиту государственных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования в качестве ответчика, не освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-28693/2006-11/521 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 3 по Краснодарскому краю в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 тыс. рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)