Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 29.03.2007, 03.07.2007
по делу N А73-7864/2006-72
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурград"
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Амурград" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 02.05.2006 N 5250дсп в части доначисления налога на прибыль на сумму 2162536,40 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму 2714805,49 руб., налога на имущество на сумму 62219 руб., единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, на сумму 903907,30 руб.
Решением суда от 29.03.2007 заявление общества удовлетворено частично.
Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части наложения налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за непредставление налоговых деклараций по НДС за 2004 год на сумму 286388 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 2004 год на сумму 26551 руб., а также пени на сумму, начисленную за просрочку уплаты НДС за 2004 год, на сумму 29063,97 руб.
В порядке апелляционного производства налоговым органом обжаловано решение суда в части удовлетворения заявления общества о признании недействительным решения инспекции в части наложения налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за ряд налоговых периодов 2004 года, по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за эти же периоды, а также начисления пени за просрочку уплаты указанного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2007 решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности и взыскания пеней по НДС за спорный период, так как налогоплательщик, перешедший в 2004 году на упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда в указанной части и постановление апелляционной инстанции отменить и вынести новое решение об отказе обществу в указанной части требований.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судебные инстанции неправильно применили и истолковали нормы налогового законодательства: статьи 23, 37, 75 главы 15 и 21 НК РФ. Налоговый орган полагает, что поскольку доначисление НДС признано судом правомерным, следовательно, налоговые санкции по НДС и пени также доначислены обществу правомерно.
ООО "Амурград" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления ряда налогов, в том числе НДС за период с 04.11.2002 по 30.09.2005, инспекция пришла к выводу о том, что общество в 2002 году применяя упрощенную систему налогообложения, не исчислило и не уплатило в бюджет НДС по выставляемым заказчикам в 2004 году счетам-фактурам за выполненные в 2003 году работы.
По результатам проверки составлен акт от 28.03.2006 N 3739дсп, на основании которого и возражений налогоплательщика заместителем руководителя налогового органа принято решение от 02.05.2006 N 5250дсп о привлечении общества к налоговой ответственности, в частности, по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС, по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить по спорному эпизоду НДС в сумме 132757,55 руб. и 29063,97 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что общество в проверяемом периоде находилось на упрощенной системе налогообложения и в силу вышепоименованной нормы права не являлось плательщиком НДС, следовательно, правильным является вывод суда о том, что оно не может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа.
Диспозиция этой нормы права содержит основания привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения лица, которое в силу норм Налогового кодекса РФ обязано уплачивать налог, то есть налогоплательщика. Однако, как видно из обстоятельств дела у общества отсутствовала обязанность в силу норм закона исчислять и в этой связи уплачивать в бюджет НДС.
Согласно статье 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из содержания названной нормы Кодекса следует, что пени как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) применяется налогоплательщиком (плательщиком сборов) и налоговым агентом и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС, в случае нарушения ими требований пункта 5 статьи 173 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны по изложенным выше основаниям.
Решение суда в обжалуемой части, постановление апелляционной инстанции соответствуют закону, материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 29.03.2007 в обжалуемой части, постановление апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7864/2006-72 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2007 N Ф03-А73/07-2/4462 ПО ДЕЛУ N А73-7864/2006-72
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4462
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 29.03.2007, 03.07.2007
по делу N А73-7864/2006-72
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурград"
к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании недействительным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Амурград" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 02.05.2006 N 5250дсп в части доначисления налога на прибыль на сумму 2162536,40 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму 2714805,49 руб., налога на имущество на сумму 62219 руб., единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, на сумму 903907,30 руб.
Решением суда от 29.03.2007 заявление общества удовлетворено частично.
Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части наложения налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за непредставление налоговых деклараций по НДС за 2004 год на сумму 286388 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 2004 год на сумму 26551 руб., а также пени на сумму, начисленную за просрочку уплаты НДС за 2004 год, на сумму 29063,97 руб.
В порядке апелляционного производства налоговым органом обжаловано решение суда в части удовлетворения заявления общества о признании недействительным решения инспекции в части наложения налоговых санкций по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС за ряд налоговых периодов 2004 года, по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за эти же периоды, а также начисления пени за просрочку уплаты указанного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2007 решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности и взыскания пеней по НДС за спорный период, так как налогоплательщик, перешедший в 2004 году на упрощенную систему налогообложения, не являлся плательщиком НДС.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда в указанной части и постановление апелляционной инстанции отменить и вынести новое решение об отказе обществу в указанной части требований.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, судебные инстанции неправильно применили и истолковали нормы налогового законодательства: статьи 23, 37, 75 главы 15 и 21 НК РФ. Налоговый орган полагает, что поскольку доначисление НДС признано судом правомерным, следовательно, налоговые санкции по НДС и пени также доначислены обществу правомерно.
ООО "Амурград" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления ряда налогов, в том числе НДС за период с 04.11.2002 по 30.09.2005, инспекция пришла к выводу о том, что общество в 2002 году применяя упрощенную систему налогообложения, не исчислило и не уплатило в бюджет НДС по выставляемым заказчикам в 2004 году счетам-фактурам за выполненные в 2003 году работы.
По результатам проверки составлен акт от 28.03.2006 N 3739дсп, на основании которого и возражений налогоплательщика заместителем руководителя налогового органа принято решение от 02.05.2006 N 5250дсп о привлечении общества к налоговой ответственности, в частности, по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС, по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить по спорному эпизоду НДС в сумме 132757,55 руб. и 29063,97 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что общество в проверяемом периоде находилось на упрощенной системе налогообложения и в силу вышепоименованной нормы права не являлось плательщиком НДС, следовательно, правильным является вывод суда о том, что оно не может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа.
Диспозиция этой нормы права содержит основания привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения лица, которое в силу норм Налогового кодекса РФ обязано уплачивать налог, то есть налогоплательщика. Однако, как видно из обстоятельств дела у общества отсутствовала обязанность в силу норм закона исчислять и в этой связи уплачивать в бюджет НДС.
Согласно статье 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из содержания названной нормы Кодекса следует, что пени как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов) применяется налогоплательщиком (плательщиком сборов) и налоговым агентом и не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС, в случае нарушения ими требований пункта 5 статьи 173 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны по изложенным выше основаниям.
Решение суда в обжалуемой части, постановление апелляционной инстанции соответствуют закону, материалам дела и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 29.03.2007 в обжалуемой части, постановление апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7864/2006-72 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)