Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2006 N Ф09-6565/06-С7 ПО ДЕЛУ N А07-11187/04

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 августа 2006 г. Дело N Ф09-6565/06-С7




Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Первухина В.М., Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - управление, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2006 по делу N А07-11187/04.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Ходатайство открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" об отложении судебного разбирательства на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклонено.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к управлению о признании частично недействительными решения от 04.08.2004 N 05-31/9854 о привлечении к налоговой ответственности и требования от 17.08.2004 N 57/06 об уплате налога.
К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены администрация Оренбургской области, Управление по экологическому и технологическому надзору по Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 25.05.2005 заявленные требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа от 04.08.2004 N 05-31/9854 в части доначисления платы за право пользования недрами в сумме 5387500 руб., соответствующих пеней и взыскания налоговой санкции в сумме 1144900 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.09.2005 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2006 вышеназванные судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа от 04.08.2004 N 05-31/9854 о доначислении платы за право пользования недрами по золоту в сумме 1621700 руб. и серебру в сумме 371400 руб. отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 06.05.2006 (судья Жарова Л.А.) заявленные требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа от 04.08.2004 N 05-31/9854 в части доначисления платы за право пользования недрами в сумме 1993026 руб., в том числе по золоту в сумме 1621663 руб., по серебру в сумме 371363 руб., пеней в сумме 513544 руб. и штрафа в сумме 398605 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований общества отказано.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт в части удовлетворения заявления общества отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управлением по результатам повторной выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения налогового законодательства по плате за право пользования недрами и отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2001 г. составлен акт от 30.06.2004 N 05-31/09ДСП и принято решение от 04.08.2004 N 05-31/9854 о привлечении к налоговой ответственности.
Основанием для доначисления платежей по золоту и серебру, соответствующих сумм пеней и взыскания штрафа послужили выводы инспекции о занижении обществом налоговой базы в связи с неприменением цен реализации чистого металла после аффинажной обработки.
Считая решение налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1144900 руб., доначисления платы за право пользования недрами в сумме 5387500 руб., в том числе по меди - 1221500 руб., по цинку - 2172900 руб., по золоту - 1621700 руб., по серебру - 371400 руб., и начисления пеней за несвоевременную уплату в сумме 1388200 руб.
Удовлетворяя заявленные требования общества и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа в части определения стоимости добытых золота и серебра, суд первой инстанции исходил из того, что расчет платы за пользование недрами по золоту и серебру по ценам реализации данных металлов после аффинажа не соответствует законодательству и прямо противоречит признанному налоговым органом расчетному методу определения стоимости добытого полезного ископаемого по меди и цинку.
Между тем, судом первой инстанции при новом рассмотрении дела не учтено следующее.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным металлам отнесены золото и серебро, которые могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.
Таким образом, для целей налогообложения добытым полезным ископаемым являются аффинированные золото и серебро.
Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации "О недрах", одним из видов платежей за пользование недрами являются платежи за добычу полезных ископаемых. При этом размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска (ч. 3).
В силу ст. 41 Закона Российской Федерации "О недрах", п. 5.3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, порядок, условия взимания и конкретные размеры платежей за пользование недрами устанавливаются и фиксируются в лицензии по каждому объекту лицензирования. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых включаются в себестоимость их добычи и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.09.2003 N 7726/03 отметил, что законодатель четко разграничил понятия "себестоимость" и "стоимость", указывая на то, что лишь размеры самих платежей за пользование недрами включаются в себестоимость добычи. В качестве базы для исчисления платежей определена такая стоимостная характеристика, как стоимость добытого минерального сырья.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности налогоплательщика является добыча полезных ископаемых, их переработка, обогащение и реализация с целью получения прибыли. Общество имеет лицензию от 01.06.2001 ОРБ N 01222 ТЭ на право пользования недрами Гайского медно-колчеданного месторождения, с запасами меди, цинка, золота, серебра, серы, теллура, кадмия, индия и кобальта. В процессе переработки добытой руды общество получает аффинированное золото, серебро и в дальнейшем осуществляет реализацию чистого золота и серебра.
Согласно п. 4.1 вышеназванной лицензии, регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья по ценам реализации товарной продукции из него, без учета налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах решение налогового органа от 04.08.2004 N 05-31/9854 о доначислении платы за право пользования недрами в сумме 1993026 руб., в том числе по золоту в сумме 1621663 руб., по серебру в сумме 371363 руб., пеней в сумме 513544 руб. и штрафа в сумме 398605 руб. соответствует действующему в 2001 г. порядку определения платежей за право пользования недрами, лицензионному соглашению и является правомерным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в вышеназванной части следует отменить и в удовлетворении заявленных требований общества в указанной части отказать.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2006 по делу N А07-11187/04 в части признания недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 04.08.2004 N 05-31/9854 о доначислении платы за право пользования недрами в сумме 1993026 руб., в том числе по золоту в сумме 1621663 руб., по серебру в сумме 371363 руб., пеней в сумме 513544 руб. и штрафа в сумме 398605 руб. отменить.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Гайский горно-обогатительный комбинат" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" в доход федерального бюджет государственную пошлину по заявлению в сумме 1000 руб., по кассационной жалобе в сумме 500 руб.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи
ПЕРВУХИН В.М.
ТОКМАКОВА А.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)