Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2009 ПО ДЕЛУ N А75-4650/2009

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. по делу N А75-4650/2009


Резолютивная часть объявлена: 22 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 октября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.П. Богатырева
судей И.В. Макарова, Т.Я. Шабалковой
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
от заявителя - В.В. Шелестного по доверенности от 02.04.2009,
от заинтересованного лица - А.А. Мартынова по доверенности от 15.01.2009 N 06,
кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2009 по делу N А75-4650/2009 (судья Н.Б. Загоруйко) по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест", г. Нижневартовск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
установил:

закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест", г. Нижневартовск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 10.02.2009 N 28224 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 6 622,80 рубля, предложении уплатить штраф, недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 33 114 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2 674,51 рубля.
Решением арбитражного суда от 06.07.2009 заявление Общества удовлетворено, решение Инспекции от 10.02.2009 N 28224 признано недействительным, с Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей. Арбитражный суд исходил из того, что поскольку в установленном порядке нормативы потерь при добыче полезных ископаемых утверждены не были, а годовые планы развития согласованы с Управлением по технологическому и экономическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, то Общество правомерно при определении нормативов песка при его добыче использовало техническую документацию, утвержденную территориальным подразделением Ростехнадзора.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение арбитражного суда и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права. Инспекция считает, что Общество незаконно применило при расчете НДПИ налоговую ставку 0 процентов, т.к. нормативы потерь для Общества не были утверждены.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет добычу песка в карьерах: "Стабильный", "Универсальный" (расширение) и "Вахский" на Самотлорском месторождении нефти на основании лицензий на право пользования недрами вида ТЭ: серии ХМН N 00115 от 04.12.2006, серии ХМН N 00013 от 19.05.2006 и серии ХМН N 00005 от 27.03.2006.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по НДПИ за сентябрь 2007 года. По результатам проверки Инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.11.2008 N 16673 и вынесено решение от 10.02.2009 N 28224 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 6 622,80 рубля, предложила уплатить штраф, недоимку по НДПИ в сумме 33 114 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2 674,51 рубля, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению Инспекции, необоснованное применение Обществом не утвержденных Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь при добыче полезных ископаемых - песка на лицензионном участке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 02.04.2009 N 11/192 решение Инспекции от 10.02.2009 N 28224 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 10.02.2009 N 28224, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление Общества, принял законный и обоснованный судебный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по НДПИ производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, (далее - Правила) (в редакции, действовавшей в проверяемый налоговый период) нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ, и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
В силу пункта 3 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество, определяя нормативы потерь песка, использовало рабочие проекты "Карьер "Вахский" на Самотлорском месторождении нефти. Расширение", "Карьер "Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти. Расширение"; "Карьер "Стабильный" на Самотлорском месторождении нефти". Указанная техническая документация Общества согласована с Управлением по техническому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Инспекция не представила доказательства того, что законодательством регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче. До принятия Правительством Российской Федерации постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годового плана развития горных работ, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, которая действует в настоящее время. Указанная инструкция предусматривает согласование нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых с территориальными органами Госгортехнадзора России в годовых планах развития горных работ.
С учетом положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекции не представила доказательства, свидетельствующие о правомерности вынесения решения от 10.02.2009 N 28224 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении НДПИ и начислении пени.
Судебные расходы взысканы арбитражным судом с Инспекции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.07.2009 по делу N А75-4650/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.П.БОГАТЫРЕВ

Судьи
И.В.МАКАРОВ
Т.Я.ШАБАЛКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)