Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Канкуловой В.В.
при участии:
- от ООО "Тепловые сети Апшеронского района": Коханцев Р.А. по доверенности от 14.01.2011 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-30237/2010
по заявлению ООО "Тепловые сети Апшеронского района"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по краснодарскому краю
о признании ненормативного акта недействительным в части
принятое в составе судьи Посаженникова М.В.
установил:
ООО "Тепловые сети Апшеронского района" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю от 19.07.2010 N 13449 в части:
- - доначисления к уплате в бюджет налога на прибыль организаций в размере 653 811 рублей;
- - начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 13 475,54 рубля;
- - привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на прибыль организаций в размере 48 737 рублей (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 08.04.2011 г. решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю от 19.07.2010 N 13449 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 653 811 рублей, начисления пени в размере 13 475 рублей 54 копеек и предъявления ко взысканию штрафа в размере 48 737 рублей.
Решение мотивировано тем, что обществом правомерно в составе доходов не учтена сумма полученных из бюджета субсидий в размере 4 000 000 рублей.
МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. Суд не учел письма Министерства финансов Российской Федерации, п. 5 ст. 254 НК РФ.
Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.03.2010 г. общество представило в МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2009 года.
Налоговым органом в период с 26.03.2010 по 14.05.2010 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт проверки от 14.05.2010 N 9323.
19.07.2010 г. инспекцией принято решение N 13449. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 48 737 рублей. Кроме того, обществу доначислено к уплате в бюджет 697 207 рубля налога на прибыль организаций, 13 475,54 рубля пени по налогу на прибыль организаций.
Общество обратилось в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение налоговой инспекции от 19.07.2010 N 13449.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 26.08.2010 N 16-12-964 оставило жалобу общества без удовлетворения, утвердило решение налоговой инспекции.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Как видно из дела, инспекция полагает, что обществом при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2009 год в составе внереализационных расходов не учтена сумма полученных из бюджета субсидий в размере 4 000 000 рублей.
Суд первой инстанции обоснованно признал позицию налогового органа ошибочной.
В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) указано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, с 01.01.2010 г. к целевым поступлениям относятся только поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Поскольку пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) позволял при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать целевые поступления из бюджета любым организациям (коммерческим и некоммерческим), то у общества имелись достаточные правовые основания для исключения субсидий в размере 4 000 000 рублей из состава доходов, поступивших в 2009 году.
Тем более, что материалами дела подтверждается, что субсидии представлялись обществу для возмещения части затрат, связанных с реализацией населению коммунальных услуг, а также проведения мероприятий по подготовке к осенне-зимнему сезону, в том числе:
- - на погашение задолженности за энергоресурсы по принятым от ОАО "ТЕПЭК" обязательствам в сумме 3 269 000 рублей;
- - на ремонт тепловой сети котельной "ЗТО" в сумме 522 000 рублей;
- - на ремонт котла котельной "Ленина 41" в сумме 209 000 рублей.
В подтверждение целевого характера полученных средств и получения субсидии напрямую из бюджета общество представило: соглашения о предоставлении субсидии между обществом и администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 03.11.2009, уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 01.10.2009 N 9, платежное поручение от 11.11.2009 N 936 на сумму 4 000 000 рублей.
Наличие отдельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, подтверждается выпиской банка, анализом счета 51 "Расчетные счета", выпиской из главной книги по счетам 86, 98, 23, платежными поручениями, отчетом о целевом использовании полученных из бюджета денежных средств.
Доводы инспекции в части ссылок на п. 5 ст. 254 НК РФ, письма Министерства финансов Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу к уплате в бюджет 653 811 рублей налога на прибыль организаций, начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 13 475,54 рубля и привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на прибыль организаций в размере 48 737 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-30237/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2011 N 15АП-7175/2011 ПО ДЕЛУ N А32-30237/2010
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2011 г. N 15АП-7175/2011
Дело N А32-30237/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Канкуловой В.В.
при участии:
- от ООО "Тепловые сети Апшеронского района": Коханцев Р.А. по доверенности от 14.01.2011 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-30237/2010
по заявлению ООО "Тепловые сети Апшеронского района"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по краснодарскому краю
о признании ненормативного акта недействительным в части
принятое в составе судьи Посаженникова М.В.
установил:
ООО "Тепловые сети Апшеронского района" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю от 19.07.2010 N 13449 в части:
- - доначисления к уплате в бюджет налога на прибыль организаций в размере 653 811 рублей;
- - начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 13 475,54 рубля;
- - привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на прибыль организаций в размере 48 737 рублей (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 08.04.2011 г. решение Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю от 19.07.2010 N 13449 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в размере 653 811 рублей, начисления пени в размере 13 475 рублей 54 копеек и предъявления ко взысканию штрафа в размере 48 737 рублей.
Решение мотивировано тем, что обществом правомерно в составе доходов не учтена сумма полученных из бюджета субсидий в размере 4 000 000 рублей.
МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Податель жалобы полагает, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. Суд не учел письма Министерства финансов Российской Федерации, п. 5 ст. 254 НК РФ.
Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.03.2010 г. общество представило в МИФНС России N 9 по Краснодарскому краю налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2009 года.
Налоговым органом в период с 26.03.2010 по 14.05.2010 проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт проверки от 14.05.2010 N 9323.
19.07.2010 г. инспекцией принято решение N 13449. Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 48 737 рублей. Кроме того, обществу доначислено к уплате в бюджет 697 207 рубля налога на прибыль организаций, 13 475,54 рубля пени по налогу на прибыль организаций.
Общество обратилось в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение налоговой инспекции от 19.07.2010 N 13449.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 26.08.2010 N 16-12-964 оставило жалобу общества без удовлетворения, утвердило решение налоговой инспекции.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд в порядке ст. 137 - 138 НК РФ.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций в целях настоящей главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что к доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.
Как видно из дела, инспекция полагает, что обществом при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций за 2009 год в составе внереализационных расходов не учтена сумма полученных из бюджета субсидий в размере 4 000 000 рублей.
Суд первой инстанции обоснованно признал позицию налогового органа ошибочной.
В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) указано, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем, с 01.01.2010 г. к целевым поступлениям относятся только поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Поскольку пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) позволял при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать целевые поступления из бюджета любым организациям (коммерческим и некоммерческим), то у общества имелись достаточные правовые основания для исключения субсидий в размере 4 000 000 рублей из состава доходов, поступивших в 2009 году.
Тем более, что материалами дела подтверждается, что субсидии представлялись обществу для возмещения части затрат, связанных с реализацией населению коммунальных услуг, а также проведения мероприятий по подготовке к осенне-зимнему сезону, в том числе:
- - на погашение задолженности за энергоресурсы по принятым от ОАО "ТЕПЭК" обязательствам в сумме 3 269 000 рублей;
- - на ремонт тепловой сети котельной "ЗТО" в сумме 522 000 рублей;
- - на ремонт котла котельной "Ленина 41" в сумме 209 000 рублей.
В подтверждение целевого характера полученных средств и получения субсидии напрямую из бюджета общество представило: соглашения о предоставлении субсидии между обществом и администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 03.11.2009, уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 01.10.2009 N 9, платежное поручение от 11.11.2009 N 936 на сумму 4 000 000 рублей.
Наличие отдельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений, подтверждается выпиской банка, анализом счета 51 "Расчетные счета", выпиской из главной книги по счетам 86, 98, 23, платежными поручениями, отчетом о целевом использовании полученных из бюджета денежных средств.
Доводы инспекции в части ссылок на п. 5 ст. 254 НК РФ, письма Министерства финансов Российской Федерации основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу к уплате в бюджет 653 811 рублей налога на прибыль организаций, начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 13 475,54 рубля и привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на прибыль организаций в размере 48 737 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-30237/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА
Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)