Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2004 N Ф08-4908/04-1873А ПО ДЕЛУ N А32-14404/2003/42/375-2004-11/245

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2004 г. N Ф08-4908/04-1873А






Дело N А32-14404/2003/42/375-2004-11/24
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Бобровой В.А. и Паймаковой Л.В., в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Апшеронсклеспром", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району, ходатайствовавшей о рассмотрении дела без ее участия, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району на решение от 15.06.04 (судья Шарапова В.Г.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14404/2003/42/375-2004-11/245, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Апшеронсклеспром" (далее - ООО "Апшеронсклеспром") обратилось с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району (далее - налоговая инспекция) от 02.07.03 N 2.5.20-29 в части пункта 1 (доначисление 377 033 рублей налога на землю за 1 квартал 2003 года и 18 096 рублей пени за просрочку его уплаты), и пункта 2 (применение налоговой санкции в размере 75 400 рублей).
Решением суда от 05.09.03 оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным в части применения повышающего коэффициента 2 к ставке налога на земли курортного назначения к землям заявителя в полосе отвода железной дороги, расположенным в черте сельских населенных пунктов (площадью 134,68 га).
Решение мотивировано тем, что ООО "Апшеронсклеспром" неправомерно при расчете налога на землю, расположенную в полосе отвода железной дороги, применило льготу, установленную законом для предприятий и организаций железнодорожного транспорта, а налоговый орган неправомерно применил повышающий коэффициент 2, установленный для земель курортного назначения, к землям, расположенным в полосе отвода железной дороги (134, 68 га) в черте сельских населенных пунктов.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.03 решение суда отменено, решение налогового органа N 2.5.20-29 признано недействительным в части пунктов 1 и 2, как не соответствующее Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Апелляционная инстанция исходила из следующего: у налогового органа не имелось оснований для начисления земельного налога ООО "Апшеронсклеспром" в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки и регистрации права собственности на недвижимость, приобретенной по договору купли-продажи от 27.05.02; ООО "Апшеронсклеспром" относится к предприятиям железнодорожного транспорта и вправе применять льготу, установленную пунктом 23 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1; налоговый орган неправомерно применил коэффициент увеличения (2) средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленный Законом Краснодарского края от 6 декабря 1996 года N 57-КЗ "О плате за землю в Краснодарском крае", к ставке земельного налога, установленного органами местного самоуправления Апшеронского района; начисление земельного налога за 1 квартал 2003 года, пени и штрафа неправомерно, так как срок уплаты земельного налога не наступил.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.04 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 15.06.04 требования общества удовлетворены. Суд пришел к выводу о неправомерности действий налогового органа при исчислении увеличенной ставки налога на землю ввиду того, что она не установлена представительным органом Апшеронского района.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что ООО "Апшеронсклеспром" не является предприятием железнодорожного транспорта и не имеет право на льготу по земельному налогу на основании пункта 23 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
Отзыв на жалобу в суд не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Апшеронсклеспром" 30.05.03 сдало налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой общая площадь земельных участков составляет 164,0839 га, а земельный налог за их пользование подлежит уплате в сумме 559 747 рублей с учетом применения льготы для предприятий железнодорожного транспорта в размере 25% от ставки земельного налога, установленной для сельхозугодий.
По результатам камеральной налоговой проверки ООО "Апшеронсклеспром" по вопросу исчисления и уплаты налога на землю за 1-й квартал 2003 года принято решение от 02.07.03 N 2.5.20-29 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату земельного налога в виде 75 400 рублей штрафа, а также доначислении к уплате 377 003 рублей налога на землю и 18 096 рублей пени за просрочку его уплаты.
Согласно решению налогоплательщиком в нарушение статей 6, 8, 9 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и статей 9, 10, 12 Закона Краснодарского края "О плате за землю в Краснодарском крае" занижена ставка налога за землю с учетом ежегодной индексации и не применен коэффициент 2 увеличения ставки земельного налога в курортных зонах.
Из материалов дела видно, что ООО "Азовимпекс", правопреемником которого является ООО "Апшеронсклеспром", приобрело по договору от 27.05.02 движимое и недвижимое имущество, включая узкоколейную железную дорогу протяженностью 31 км от города Апшеронска до села Черниговское. Кроме того, ООО "Апшеронсклеспром" по договору купли-продажи от 27.09.02 N 62 купило у ЗАО "Сапсан" участки узкоколейной железной дороги протяженностью 28 и 38 км (станция Черниговская - поселок Отдаленный), которые также были переданы по акту N 1 от 01.10.02.
В соответствии с пунктом 23 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
ООО "Апшеронсклеспром" произвело расчет налога за земли, расположенные в полосе отвода принадлежащей ей железной дороги, на основании вышеназванного пункта.
Рассматривая дело, суд ошибочно исходил из того, что ООО "Апшеронсклеспром" относится к предприятиям железнодорожного транспорта и вправе применять указанный порядок расчета налога.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.03 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
В соответствии со статьей 2 Закона N 17-ФЗ земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
ООО "Апшеронсклеспром" организацией железнодорожного транспорта не является. Уставом общества не предусмотрено осуществление перевозок железнодорожным транспортом. Принадлежащая ему узкоколейная железная дорога используется только для внутренних целей предприятия без выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом, а согласно Закону N 17-ФЗ железнодорожный транспорт предназначен для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
С учетом изложенного налоговый орган правомерно доначислил обществу 377 033 рублей налога на землю за 1 квартал 2003 года.
Поскольку в соответствии с пунктом 6 постановления главы администрации Краснодарского края от 15.03.95 N 160 "Об установлении повышающих коэффициентов к базовой нормативной цене земли и сроков исчисления и уплаты земельного налога" налогоплательщик должен уплатить налог не позднее пятнадцатого числа последующего за кварталом месяца, а общество уплатило его в мае, взыскание 18 096 рублей пени за просрочку его уплаты также обоснованно.
При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным пункта 1 решения налогового органа подлежит отмене.
В части признания незаконным пункта 2 оспариваемого решения, которым общество привлечено к ответственности в виде взыскания налоговой санкции в размере 75 400 рублей, суд правильно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы.
Статьей 20 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с указанным Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (часть 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган полагает, что при расчете налога на землю общество должно руководствоваться Законом Краснодарского края "О плате за землю в Краснодарском крае" в части установления срока представления расчета земельного налога не позднее 1 июля и Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 07.08.97 N 332 "О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения". Указанным постановлением г. Апшеронск признан курортом местного значения.
С учетом изложенного налоговый орган применил коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, установленные в приложении N 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Между тем, поскольку местным представительным органом ставки земельного налога не установлены суд правильно рассчитал сумму налога исходя из ставок, указанных в Федеральном законе "О плате за землю". Постановление главы Администрации Краснодарского края не относится к актам законодательства о налогах и сборах в части установления и взимания земельного налога.
В связи с тем, что все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить вынесенное судом решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.04 по делу N А32-14404/2003/42/375-2004-11/245 оставить в силе в части признания недействительными пунктов 1 и 2 решения ИМНС РФ по Апшеронскому району от 02.07.2003 N 2.5.20-29 в части применения повышающего коэффициента "2" на земли курортного назначения при расчете налога на землю в черте населенных пунктов в полосе отвода железной дороги ООО "Апшеронсклеспром" и соответствующих пени и штрафа.
В остальной части решение суда от 15.06.04 отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Апшеронсклеспром" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи
В.А.БОБРОВА
Л.В.ПАЙМАКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)