Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 25.01.2008 ПО ДЕЛУ N А51-11004/2007-25-200

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2008 г. по делу N А51-11004/2007-25-200



Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Комитета по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г. Большой Камень
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю
о признании недействительным решения N 05/6819 от 15.08.2007 г.,
установил:

изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалось судом на основании п. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитет по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г. Большой Камень (далее по тексту - "заявитель", "Комитет" или "налогоплательщик") обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - "налоговый орган", "МИФНС России N 1 по Приморскому краю") о признании недействительным решения от 15.08.2007 N 05/6819 "О привлечении Комитета по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г. Большой Камень к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Заявитель на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в тексте иска и дополнений к нему от 12.11.07 г., считает, что принятое решение нарушает его права как налогоплательщика ввиду возложения неустановленной налоговым законодательством обязанности по уплате налога на имущество за объекты муниципальной казны.
Заявленные требования Комитета мотивированы тем, что законодательство не относит публично-правовые образования, в числе которых и муниципальные образования и органы государственной власти и местного самоуправления к числу налогоплательщиков, поскольку они не являются организациями; имущество, составляющее казну муниципального образования, не может быть поставлено на баланс органа местного самоуправления, не отражается в бухгалтерском балансе в качестве объектов основных средств; органы местного самоуправления не могут иметь вещных прав на муниципальную собственность.
Налоговый орган с заявленными требованиями не согласился, считает принятое решение законным и обоснованным, представил в дело отзыв на заявление и дополнение к нему.
Позиция инспекции основана на том, что имущество муниципальной казны находится на балансе Комитета в силу необходимости бухгалтерского учета имущества бюджетных учреждений в соответствии с Приказом МФ РФ от 10.02.06 г. N 25н, по которому для учета объектов основных средств предназначен счет 010100000 "Основные средства", на котором учитывается имущество муниципальной казны. В силу положений ст. 374 НК РФ данное имущество является объектом обложения налогом на имущество и заявитель обязан данный налог уплачивать.
Выслушав представителей заявителя и налогового органа, исследовав материалы дела, суд установил.
Комитет по управлению муниципальным имуществом ЗАТО г. Большой Камень зарегистрирован в качестве юридического лица Управлением юстиции Администрации Приморского края 14.03.97 г., сведения о его регистрации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 16.05.07 г. МИФНС N 1 по Приморскому краю.
КУМИ ЗАТО г. Большой Камень действует на основании Положения, утв. Постановлением главы муниципального образования ЗАТО г. Большой Камень N 996 от 17.12.02 г.
Согласно Положению основными функциями Комитета является осуществление учета находящихся на территории муниципального образования предприятий, учреждений и объектов, находящихся в муниципальной собственности, включая недвижимое имущество и ведение реестра; оформление закрепления муниципального имущества в хозяйственное ведение (оперативное управление, безвозмездное пользование); принятие и рассмотрение заявок на приватизацию объектов муниципальной собственности.
МИФНС России N 1 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка деятельности КУМИ ЗАТО г. Большой Камень по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций за 2006 год, о чем оформлен акт проверки N 5341 от 1.07.07 г., принято решение N 05/6819 от 15.08.07 г. "О привлечении КУМИ ЗАТО г. Большой Камень к налоговой ответственности".
Решением налогового органа Комитет привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 740810 руб., а также начислено 3704052 руб. налога на имущество за 2006 г. и 176568 руб. пени.
Основанием выводов налогового органа явилось то, что заявитель в нарушение п. 1 ст. 374 НК РФ не исчислил и не уплатил налог на имущество муниципальной казны за 2006 год.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что на балансе Комитета по состоянию на 31.12.2006 г. в составе основных средств (счет 010100000) учитывается имущество муниципальной казны (основные средства бюджетных учреждений, объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, объектов социально-культурной сферы) остаточной стоимостью 735966862,17 руб., которая является объектом обложения налогом на имущество.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника на имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальная собственность), осуществляют органы местного самоуправления. При этом муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну муниципального образования (п. п. 2 и 3 ст. 215 ГК РФ).
Статья 373 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками налога на имущество российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Статьей 374 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, и с учетом п. 2.1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О основным признаком отнесения имущества организации к объекту налогообложения по налогу на имущество организаций является его признание в качестве объекта основных средств по правилам бухгалтерского учета.
Порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств, в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, вступившей в законную силу с 01.01.2006.
Пунктом 10 названной Инструкции предусмотрено, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Вместе с тем, суд считает, что при определении состава имущества, подлежащего включению в облагаемую налогом базу, только факт отражения объектов на балансе предприятия не является основанием для возникновения обязанности по исчислению и уплате налога на имущество.
Суд полагает, что в зависимости от того, на каком праве принадлежит организации то или иное основное средство, оно должно учитываться на балансовом либо забалансовом счете. И, соответственно, с учетом этого должен решаться вопрос о том, учитывается ли это основное средство при обложении налогом на имущество.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Следовательно, иное полученное не в собственность имущество заявителя необходимо учитывать отдельно от собственного имущества на забалансовом счете.
Числящееся за КУМИ ЗАТО г. Большой Камень имущество муниципальной казны не передается заявителю в собственность, временное владение и пользование.
Согласно Положению об управлении и распоряжении муниципальной собственностью ЗАТО г. Большой Камень, утв. Постановлением Думы ЗАТО г. Большой Камень N 60-П от 27.11.03 г. КУМИ ЗАТО г. Большой Камень является органом, уполномоченным собственником на управление и распоряжение объектами муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 8 указанного постановления в число задач Комитета включены функции по учету находящихся на территории муниципального образования предприятий, учреждений и объектов, находящихся в муниципальной собственности, включая недвижимое имущество, и ведет их реестр.
Так, жилой фонд передан в КУМИ ЗАТО г. Большой Камень с целью включения жилого фонда муниципальной собственности в реестр имущества муниципальной казны ЗАТО г. Большой Камень, что подтверждено п. 2.2 Постановления от 02.03.05 г. N 152 "О снятии жилых зданий с баланса МУ "СЭЗ ЗАТО г. Большой Камень". П. 3 этого же постановления N 152 КУМИ ЗАТО г. Большой Камень дано указание откорректировать реестр муниципальной собственности ЗАТО г. Большой Камень.
Аналогичным образом для ведения реестра переданы и иные объекты муниципальной казны.
Таким образом, учитывая, что учет имущества казны представляет собой систему сбора и обобщения информации о муниципальном имуществе, не распределенном в хозяйственное ведение, оперативное управление и постоянное бессрочное пользование, и правообладателем которого заявитель не является, суд считает, что данное имущество должно быть учтено на забалансовом счете и не подлежит включению при формировании налоговой базы для исчисления налога на имущество организаций.
С учетом изложенного произведенные налоговым органом начисления налога на имущество организаций по решению N 05/6819 от 15.08.07 г. суд признает необоснованными, а требования заявителя - подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:

признать недействительным решение N 05/6819 от 15.08.07 г. МИФНС России N 1 по Приморскому краю "О привлечении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации ЗАТО г. Большой Камень".
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)