Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 января 2004 года Дело N Ф04/280-2304/А45-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443,
Общество с ограниченной ответственностью "Стройавтоуслуги" (далее - ООО "Стройавтоуслуги") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция МНС) о доначислении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа.
Решением суда от 14.07.2003, заявление ООО "Стройавтоуслуги" удовлетворено, решение Инспекции МНС N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 признано недействительным, как не соответствующее требованиям статей 171, 172, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 решение от 14.07.2003 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ООО "Стройавтоуслуги" по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция МНС считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае в IV квартале 2002 года.
ООО "Стройавтоуслуги" в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Инспекции МНС не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ООО "Стройавтоуслуги" было переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003, которым ООО "Стройавтоуслуги" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога в виде штрафа в размере 6374 руб. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 31871 руб. и пени в размере 38245 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция МНС мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям. Также налоговым органом указано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 части второй НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу пункта 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный главой 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК РФ. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования пункта 2 статьи 170 НК РФ соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
Более того, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 19 января 2004 года Дело N Ф04/280-2304/А45-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443,
Общество с ограниченной ответственностью "Стройавтоуслуги" (далее - ООО "Стройавтоуслуги") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция МНС) о доначислении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа.
Решением суда от 14.07.2003, заявление ООО "Стройавтоуслуги" удовлетворено, решение Инспекции МНС N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 признано недействительным, как не соответствующее требованиям статей 171, 172, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 решение от 14.07.2003 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ООО "Стройавтоуслуги" по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция МНС считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае в IV квартале 2002 года.
ООО "Стройавтоуслуги" в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Инспекции МНС не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ООО "Стройавтоуслуги" было переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003, которым ООО "Стройавтоуслуги" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога в виде штрафа в размере 6374 руб. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 31871 руб. и пени в размере 38245 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция МНС мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям. Также налоговым органом указано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 части второй НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу пункта 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный главой 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК РФ. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования пункта 2 статьи 170 НК РФ соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
Более того, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2004 N Ф04/280-2304/А45-2003
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 января 2004 года Дело N Ф04/280-2304/А45-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройавтоуслуги" (далее - ООО "Стройавтоуслуги") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция МНС) о доначислении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа.
Решением суда от 14.07.2003, заявление ООО "Стройавтоуслуги" удовлетворено, решение Инспекции МНС N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 признано недействительным, как не соответствующее требованиям статей 171, 172, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 решение от 14.07.2003 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ООО "Стройавтоуслуги" по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция МНС считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае в IV квартале 2002 года.
ООО "Стройавтоуслуги" в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Инспекции МНС не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ООО "Стройавтоуслуги" было переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003, которым ООО "Стройавтоуслуги" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога в виде штрафа в размере 6374 руб. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 31871 руб. и пени в размере 38245 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция МНС мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям. Также налоговым органом указано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 части второй НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу пункта 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный главой 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК РФ. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования пункта 2 статьи 170 НК РФ соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
Более того, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 января 2004 года Дело N Ф04/280-2304/А45-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройавтоуслуги" (далее - ООО "Стройавтоуслуги") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция МНС) о доначислении сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа.
Решением суда от 14.07.2003, заявление ООО "Стройавтоуслуги" удовлетворено, решение Инспекции МНС N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003 признано недействительным, как не соответствующее требованиям статей 171, 172, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.2003 решение от 14.07.2003 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ООО "Стройавтоуслуги" по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права. Инспекция МНС считает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения, в данном случае в IV квартале 2002 года.
ООО "Стройавтоуслуги" в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Инспекции МНС не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2003 ООО "Стройавтоуслуги" было переведено на упрощенную систему налогообложения и освобождено от обязанностей плательщика НДС.
Инспекцией МНС была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДС за IV квартал 2002 года. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N ЛМ 14-10/122 от 21.04.2003, которым ООО "Стройавтоуслуги" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога в виде штрафа в размере 6374 руб. Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить НДС в сумме 31871 руб. и пени в размере 38245 руб.
Решение о привлечении к налоговой ответственности Инспекция МНС мотивировала тем, что с 01.01.2003 налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, при этом он должен был восстановить суммы НДС, предъявленные ранее к вычету, но не полностью самортизированные на 01.01.2003 по основным средствам и товарно-материальным ценностям. Также налоговым органом указано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 части второй НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом в силу пункта 1 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, при переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный главой 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или наличием остатка ТМЦ. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Между тем, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это прямо не предусмотрено НК РФ. На момент принятия суммы налога к вычету налогоплательщик действовал правомерно, требования пункта 2 статьи 170 НК РФ соблюдал, что исключает наступление последствий, предусмотренных пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
Более того, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 14.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10461/03-СА40/443 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)