Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 февраля 2007 г. Дело N А41-К2-10198/06
- Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи П., протокол судебного заседания вел судья П., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) муниципального общеобразовательного учреждения "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" к ИФНС РФ по Рузскому району Московской области о признании незаконными действий налогового органа и об отмене решения налогового органа, при участии в заседании: от ответчика - М. по доверенности;
муниципальное общеобразовательное учреждение "Сытьковская общеобразовательная школа" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконными действий ИФНС РФ по Рузскому району Московской области, выразившиеся в необоснованном возложении дополнительной обязанности по уплате НДФЛ в сумме 580452 рубля и об отмене решения ИФНС РФ по Рузскому району Московской области б/н от 24 октября 2005 года. До вынесения решения по существу истец просит восстановить ему пропущенный срок для обращения в суд с данным иском. По мнению суда, данное ходатайство обоснованно и подлежит удовлетворению.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В обоснование своих требований указал в исковом заявлении, что согласно договору, удержание и начисление НДФЛ производилось ежемесячно и своевременно централизованной бухгалтерией администрацией Комлевского сельского округа, с которой у него был заключен договор на обслуживание. Перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет осуществлялось ежемесячно в день выдачи зарплаты одним платежным поручением за все учреждения с расчетного счета администрации, так как подведомственные учреждения своих расчетных счетов не имеют. Таким образом, истец считает, что поступления в бюджет НДФЛ производились своевременно и в полном объеме, в связи с чем оснований для доначисления суммы налога МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" не имеется и просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание явился, иск не признал, просит в его удовлетворении отказать, ссылаясь на п. 1 ст. 45 НК РФ, предусматривающий, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога и что договором о ведении бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности между МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" и администрацией Комлевского сельского округа от 15 января 2002 года, не предусмотрена уплата налогов за истца централизованной бухгалтерией.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил:
ИФНС РФ по Рузскому району была проведена выездная налоговая проверка МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
В ходе проверки было установлено нарушение МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" требований пункта 6 ст. 226 НК РФ о своевременном и полном перечислении исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за проверяемый период в сумме 580452 рубля.
По результатам проверки составлен акт N 206 от 26 сентября 2005 г., на основании которого руководителем налогового органа принято решение N 555 от 24 октября 2005 года о привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 116090 рублей 40 копеек, а также ему предложено уплатить в бюджет неуплаченную сумму налога 580452 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 151443 рубля 52 копейки.
Оспаривая решение налоговой инспекции, истец указал, что согласно договору "О ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности" от 15 января 2002 г. между администрацией Комлевского сельского округа и МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" централизованная бухгалтерия администрации осуществляет бухгалтерский учет, финансирование в пределах поступивших из районного бюджета средств, начисление и выплату заработной платы, ведет контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам по учреждению МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 107-к от 30.12.1999 и Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Согласно Положению о Территориальном управлении по сельскому поселению Старорузское Рузского муниципального района, утвержденного постановлением главы Рузского района N 749 от 16.06.2005, территориальное управление осуществляет свою деятельность на территории, границы и состав населенных пунктов которой утвержден Законом Московской области от 16.02. N 5/129П "О статусе и границах Рузского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований". Территориальное управление является исполнительно-распорядительным органом администрации Рузского района на соответствующей территории, финансовые ресурсы территориального управления включают, в том числе, бюджетные средства оплаты труда работников муниципальных учреждений.
Таким образом, администрация сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района (правопреемник Комлевского сельского округа) дер. Сытьково и муниципальное дошкольное образовательное учреждение МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" Рузского района дер. Сытьково относятся к одному территориальному управлению по сельскому поселению, осуществляющего местное самоуправление, исходя из его особенностей, исторически сложившихся традиций и интересов населения и состоят на учете в ИФНС РФ по Рузскому району Московской области.
В соответствии с пунктом 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Таким образом, удержанная налоговым агентом - администрацией из доходов физических лиц - работников МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа", в отношении которых она признается источником дохода, перечислена в бюджет в установленном порядке.
Статьей 24 НК РФ установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций, являющихся источниками дохода (налоговые агенты), своевременно и полно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц.
В данном случае, вывод налоговой инспекции о том, что муниципальное общеобразовательное учреждение "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" является налоговым агентом и обязано было исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, является неправомерным, поскольку, согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Истец исчисление заработной платы и ее фактическую выплату не производил. Это все делала по договору с истцом администрация Комлевского сельского округа.
Как установлено материалами дела, начисление и выплату в установленные сроки заработной платы, согласно договору от 15 января 2002 года, осуществляла администрация.
Таким образом, МОУ "Сытьковская общеобразовательная средняя школа" не является субъектом налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, в связи с чем взыскание штрафа в сумме 116090 рублей 40 копеек за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, взыскание сумм удержанных у физических лиц налогов, а также взыскание пени за их несвоевременное перечисление в бюджет, является незаконным.
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно, которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что доначисление муниципальному общеобразовательному учреждению "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" налога на доходы физических лиц в сумме 580452 рубля, пени в сумме 151443 рубля 52 копейки и штрафа в размере 116090 рублей 40 копеек, является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 176, 180 - 182, 216, 319 АПК РФ, арбитражный суд
восстановить муниципальному общеобразовательному учреждению "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" срок для обращения в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий и отмене решения ИФНС РФ по Рузскому району Московской области.
Иск удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС РФ по Рузскому району Московской области, выразившиеся в необоснованном возложении на муниципальное общеобразовательное учреждение "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" дополнительной обязанности по уплате НДФЛ в сумме 580452 рубля.
Признать недействительным решение ИФНС РФ по Рузскому району N 555 от 24 октября 2005 года.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.02.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-10198/06
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2007 г. Дело N А41-К2-10198/06
- Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи П., протокол судебного заседания вел судья П., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) муниципального общеобразовательного учреждения "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" к ИФНС РФ по Рузскому району Московской области о признании незаконными действий налогового органа и об отмене решения налогового органа, при участии в заседании: от ответчика - М. по доверенности;
- УСТАНОВИЛ:
муниципальное общеобразовательное учреждение "Сытьковская общеобразовательная школа" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о признании незаконными действий ИФНС РФ по Рузскому району Московской области, выразившиеся в необоснованном возложении дополнительной обязанности по уплате НДФЛ в сумме 580452 рубля и об отмене решения ИФНС РФ по Рузскому району Московской области б/н от 24 октября 2005 года. До вынесения решения по существу истец просит восстановить ему пропущенный срок для обращения в суд с данным иском. По мнению суда, данное ходатайство обоснованно и подлежит удовлетворению.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В обоснование своих требований указал в исковом заявлении, что согласно договору, удержание и начисление НДФЛ производилось ежемесячно и своевременно централизованной бухгалтерией администрацией Комлевского сельского округа, с которой у него был заключен договор на обслуживание. Перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет осуществлялось ежемесячно в день выдачи зарплаты одним платежным поручением за все учреждения с расчетного счета администрации, так как подведомственные учреждения своих расчетных счетов не имеют. Таким образом, истец считает, что поступления в бюджет НДФЛ производились своевременно и в полном объеме, в связи с чем оснований для доначисления суммы налога МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" не имеется и просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание явился, иск не признал, просит в его удовлетворении отказать, ссылаясь на п. 1 ст. 45 НК РФ, предусматривающий, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога и что договором о ведении бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности между МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" и администрацией Комлевского сельского округа от 15 января 2002 года, не предусмотрена уплата налогов за истца централизованной бухгалтерией.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил:
ИФНС РФ по Рузскому району была проведена выездная налоговая проверка МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" по вопросу правильности исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
В ходе проверки было установлено нарушение МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" требований пункта 6 ст. 226 НК РФ о своевременном и полном перечислении исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за проверяемый период в сумме 580452 рубля.
По результатам проверки составлен акт N 206 от 26 сентября 2005 г., на основании которого руководителем налогового органа принято решение N 555 от 24 октября 2005 года о привлечении налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 116090 рублей 40 копеек, а также ему предложено уплатить в бюджет неуплаченную сумму налога 580452 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 151443 рубля 52 копейки.
Оспаривая решение налоговой инспекции, истец указал, что согласно договору "О ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности" от 15 января 2002 г. между администрацией Комлевского сельского округа и МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" централизованная бухгалтерия администрации осуществляет бухгалтерский учет, финансирование в пределах поступивших из районного бюджета средств, начисление и выплату заработной платы, ведет контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам по учреждению МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" согласно Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ N 107-к от 30.12.1999 и Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Согласно Положению о Территориальном управлении по сельскому поселению Старорузское Рузского муниципального района, утвержденного постановлением главы Рузского района N 749 от 16.06.2005, территориальное управление осуществляет свою деятельность на территории, границы и состав населенных пунктов которой утвержден Законом Московской области от 16.02. N 5/129П "О статусе и границах Рузского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований". Территориальное управление является исполнительно-распорядительным органом администрации Рузского района на соответствующей территории, финансовые ресурсы территориального управления включают, в том числе, бюджетные средства оплаты труда работников муниципальных учреждений.
Таким образом, администрация сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района (правопреемник Комлевского сельского округа) дер. Сытьково и муниципальное дошкольное образовательное учреждение МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" Рузского района дер. Сытьково относятся к одному территориальному управлению по сельскому поселению, осуществляющего местное самоуправление, исходя из его особенностей, исторически сложившихся традиций и интересов населения и состоят на учете в ИФНС РФ по Рузскому району Московской области.
В соответствии с пунктом 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Таким образом, удержанная налоговым агентом - администрацией из доходов физических лиц - работников МОУ "Сытьковская средняя общеобразовательная школа", в отношении которых она признается источником дохода, перечислена в бюджет в установленном порядке.
Статьей 24 НК РФ установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций, являющихся источниками дохода (налоговые агенты), своевременно и полно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц.
В данном случае, вывод налоговой инспекции о том, что муниципальное общеобразовательное учреждение "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" является налоговым агентом и обязано было исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, является неправомерным, поскольку, согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Истец исчисление заработной платы и ее фактическую выплату не производил. Это все делала по договору с истцом администрация Комлевского сельского округа.
Как установлено материалами дела, начисление и выплату в установленные сроки заработной платы, согласно договору от 15 января 2002 года, осуществляла администрация.
Таким образом, МОУ "Сытьковская общеобразовательная средняя школа" не является субъектом налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, в связи с чем взыскание штрафа в сумме 116090 рублей 40 копеек за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, взыскание сумм удержанных у физических лиц налогов, а также взыскание пени за их несвоевременное перечисление в бюджет, является незаконным.
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно, которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности. Арбитражный суд пришел к выводу о том, что доначисление муниципальному общеобразовательному учреждению "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" налога на доходы физических лиц в сумме 580452 рубля, пени в сумме 151443 рубля 52 копейки и штрафа в размере 116090 рублей 40 копеек, является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 104, 167, 176, 180 - 182, 216, 319 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
восстановить муниципальному общеобразовательному учреждению "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" срок для обращения в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий и отмене решения ИФНС РФ по Рузскому району Московской области.
Иск удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС РФ по Рузскому району Московской области, выразившиеся в необоснованном возложении на муниципальное общеобразовательное учреждение "Сытьковская средняя общеобразовательная школа" дополнительной обязанности по уплате НДФЛ в сумме 580452 рубля.
Признать недействительным решение ИФНС РФ по Рузскому району N 555 от 24 октября 2005 года.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в тридцатидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)