Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.11.2006 ПО ДЕЛУ N А57-28722/05-35

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 23 ноября 2006 года Дело N А57-28722/05-35

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова
на решение от 23.06.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-28722/05-35
по заявлению Открытого акционерного общества "ЦНИИС-Тантал", г. Саратов, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова о признании решения и требования недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.06.2006 признано недействительным решение N 0343 от 26.09.2005 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова, принятое в отношении Открытого акционерного общества "ЦНИИС-Тантал", г. Саратов,
- - в части доначисления НДФЛ в сумме 54367 руб., в том числе по эпизоду, связанному с уплатой денежных средств физическим лицам по договорам с ТСК за 2003 г., 2004 г. в размере 53548 руб.; по эпизоду, связанному с представлением стандартных налоговых вычетов в размере 819,0 руб.;
- - в части начисления пени за несвоевременное перечисление неудержанного налога в размере, начисленном на недоимку в сумме 54367 руб.;
- - в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 163,8 руб. за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет НДФЛ по эпизоду, связанному с представлением стандартных налоговых вычетов.
Признано недействительным требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова N 44543 от 28.09.2005 в части предложения уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 54367 руб. и пени за несвоевременное перечисление неудержанного налога в размере, начисленном на недоимку в сумме 54367 руб.
Признано недействительным требование Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова N 1495 от 28.09.2005 в части предложения уплатить штраф в размере 163,8 руб. за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет НДФЛ по эпизоду, связанному с представлением стандартных налоговых вычетов.
Арбитражный суд Саратовской области обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова возвратить Открытому акционерному обществу "ЦНИИС-Тантал" взысканную недоимку по НДФЛ в размере 54367 руб. и взысканную пеню за несвоевременное перечисление неудержанного налога в размере, начисленном на недоимку в сумме 54367 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО "ЦНИИС-Тантал" отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова ставит вопрос об отмене решения от 23.06.2006 как принятого при неправильном применении норм материального права.
Законность решения от 23.06.2006 проверена в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.
Судом установлено, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова была проведена выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества "ЦНИИС-Тантал", г. Саратов, по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на доходы физических лиц, своевременности представления в налоговый орган сведений о полученных доходах физических лиц за период с 01.01.2002 по 18.08.2005, по результатам которой был составлен акт N 0371 от 02.09.2005.
На акт проверки Открытое акционерное общество "ЦНИИС-Тантал" в налоговый орган представило возражения. Рассмотрев акт проверки и представленные возражения, зам. руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова принял решение N 0343 от 26.09.2005 о привлечении Открытого акционерного общества "ЦНИИС-Тантал" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 123 и п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доначислении НДФЛ в сумме 54504 руб. и пени в сумме 12015 руб. 16 коп.
На основании решения налоговым органом 28.09.2005 выставлено требование N 1495 об уплате налоговой санкции в размере 11300,80 руб., а также требование N 44543 об уплате налога на доходы физических лиц в размере 54504 руб. и пени за несвоевременное перечисление налога в размере 12015,16 руб.
29.09.2005 Открытое акционерное общество "ЦНИИС-Тантал" руководителю УФНС России по Саратовской области была направлена жалоба на решение N 0343 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова указанная жалоба решением УФНС России по Саратовской области жалоба Открытого акционерного общества "ЦНИИС-Тантал" от 29 сентября 2005 г. N 158 оставлена без удовлетворения, решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова оставлено без изменения.




Однако заявитель считает, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саратова соответствует налоговому законодательству и подлежит отмене, поскольку у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления НДФЛ в размере 54504 руб., пеней в размере 12051,16 руб. и взыскания налоговой санкции в размере 10900,80 руб., а также для выставления требований на уплату указанных сумм.
Согласно ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в ст. 226 Кодекса, российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, приведенные в п. 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог, исчисленный в соответствии со ст. 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Эти действия производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно ст. 75 Кодекса пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу гл. 11 Кодекса пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Поскольку ст. 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Пени - правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В то же время согласно п/п. 4 п. 1 ст. 228 Кодекса обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц.
В силу п. 5 ст. 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
С учетом изложенных обстоятельств суд сделал правильный вывод, что в части доначисления Открытому акционерному обществу "ЦНИИС-Тантал" недоимки по НДФЛ по данному эпизоду за 2003 г., 2004 г. в сумме 53548 руб. и начисленную на указанную сумму пени является необоснованным, поскольку согласно п. 4 ст. 24 и п. п. 6, 9 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют только исчисленные и удержанные налоги, уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Следовательно, обязанность по уплате НДФЛ за полученные денежные средства по выполненным договорам подряда работы ложится на каждого конкретно члена ТКС.
Поскольку нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленные для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных сумм налогов, то налоговым органом неправомерно начислены заявителю недоимка по НДФЛ и пеня на сумму неудержанных налогов.
При данных обстоятельствах оспариваемое решение является недействительным в части доначисления налоговому агенту НДФЛ по эпизоду, связанному с договорами по ТСК за 2003 г., 2004 г. в размере 10709 руб., и пени, начисленной на указанную сумму как противоречащее п. 4 ст. 24 и п. п. 6, 9 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению налогового органа, в 2003 г. Открытым акционерным обществом "ЦНИИС-Тантал" в нарушение п. 3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктов 3, 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации были предоставлены стандартные налоговые вычеты физическому лицу-налогоплательщику Котловой Г.Г. во время нахождения в декретном отпуске, в связи с чем налоговым органом был сделан вывод о занижении налоговым агентом налоговой базы по НДФЛ за 2003 г. Открытому акционерному обществу "ЦНИИС-Тантал" был доначислен налог в сумме 819 руб.
Согласно подпунктам 3, 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода без указания на то, что в этом месяце обязательно должен быть получен доход. Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил установленную Налоговым кодексом Российской Федерации сумму.
Судом установлено, что в момент предоставления налоговых вычетов действовали "Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденные Приказом МНС РФ от 29.11.2000 N БГ-3-08/415 (ред. от 05.03.2001). Согласно п. 5 раздела IV "Стандартные налоговые вычеты" Методических рекомендаций "Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику работодателем за каждый месяц налогового периода, в течение которого отношения между работником и работодателем определялись трудовым договором".
Следовательно, если налогоплательщик находится в отпуске по уходу за ребенком (ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации) и сохраняет трудовые отношения с работодателем, то он имеет право на получение стандартных налоговых вычетов как на себя, так и на своего ребенка в периоды такого отпуска при получении денежных средств в качестве оплаты за исполнение трудовых отношений (получение квартальной или годовой премии).
При данных обстоятельствах суд считает оспариваемое решение налогового органа в части доначисления НДФЛ за 2003 г. в сумме 819 руб. и начисленной пени на указанную сумму недействительным как противоречащее п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, на основании ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом было принято решение о взыскании доначисленных сумм налога и пени за счет денежных средств налогового агента-организации, находящихся на счетах в банках, в связи с чем на расчетный счет Открытого акционерного общества "ЦНИИС-Тантал" было выставлено инкассовое поручение N 15583 от 26.10.2005 о безакцептном списании налога в размере 54504 руб. и пени в размере 12015,16 руб.
Инкассовое поручение N 15583 банком исполнено, что подтверждено представителем налогового органа.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при вынесении решения о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным полностью или в части обязан решить вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
При данных обстоятельствах суд полагает, что требование о возврате налоговым органом заявителю взысканной суммы НДФЛ в размере 54367,0 руб., в том числе по договору с ТСК за 2003 г., 2004 г. в размере 53548 руб.; по представленным стандартным налоговым вычетам в размере 819,0 руб., а также взысканной пени, начисленной на сумму вышеназванной недоимки, подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного решение от 23.06.2006 является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.06.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-28722/05-35 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)