Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2007 N 09АП-13844/07-АК ПО ДЕЛУ N А40-25759/07-140-162

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2007 г. N 09АП-13844/07-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2007
Постановление в полном объеме изготовлено 01.11.2007
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.
судей Н. и Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.,
при участии:
представителя заявителя - Ч. по дов. от 31.01.2007 N НК-78,
представителя заинтересованного лица - Х. по дов. от 19.01.2007 N 9
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром нефть" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2007 по делу N А40-25759/07-140-162, принятое судьей М., по заявлению ОАО "Газпром нефть" к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения,
установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2007 отказано в удовлетворении требований ОАО "Газпром нефть" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.02.2007 N 52/287 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Налогоплательщик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором против ее удовлетворения возражает, считая выводы суда правильными, соответствующими закону.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель налогового органа заявил возражения, аналогичные приведенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу решения Девятым арбитражным апелляционным судом проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2006 г., по результатам камеральной проверки которой инспекцией принято решение от 19.02.2007 N 52/287 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Согласно принятому решению общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 273 816 руб., обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 369 202 руб., начислены пени в сумме 58 232 руб., предложено уплатить сумму налоговых санкций, пени и внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потерь определен в Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Согласно п. 5 данных Правил нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образовано Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, которому, в том числе переданы функции упраздняемого Министерства энергетики Российской Федерации и преобразуемого Федерального горного и промышленного надзора России.
Нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2005 г., в том числе для заявителя утверждены Директором Департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России, согласованы МПР России и Ростехнадзором (т. 1, л.д. 23 - 26).
Федеральным законом от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания: в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Руководствуясь данным Федеральным законом, при отсутствии утвержденных нормативов на 2006 г. заявитель применил указанные нормативы на 2005 г.
По мнению инспекции, поскольку декларация налогоплательщиком представлялась за налоговый период сентябрь 2006 г., то налогоплательщик был обязан исчислить и уплатить налог в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в редакции, действовавшей в 2006 г., налогоплательщик имеет право на применение нормативов потерь, утвержденных ранее в соответствии с Постановлением Правительства России от 29.12.2001 N 921 только с 01.01.2007 - даты вступления данного Федерального закона в силу.
Данные доводы инспекции приняты судом первой инстанции как обоснованные и соответствующие закону.
Арбитражный апелляционный суд считает выводы суда ошибочными.
П. 2 ст. 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что положения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006. Данный Закон официально опубликован в Российской газете от 29.07.2006 N 165. При таких обстоятельствах общество правомерно воспользовалось соответствующими нормами законодательства и применило налоговые вычеты по спорной декларации. Утверждение налогового органа о том, что названный Федеральный закон еще не вступил в силу в октябре 2006 г., не может свидетельствовать о неправомерности действий налогоплательщика, поскольку им придана сила правоотношениям, возникшим в 2006 г.
П. 4 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, в силу чего на основании п. 1, п. 2 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2007 по делу N А40-25759/07-140-162 отменить.
Требование ОАО "Газпром нефть" удовлетворить.
Признать недействительным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.02.2007 N 52/287 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Газпром нефть" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)