Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.11.2003 N А56-18889/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 19 ноября 2003 года Дело N А56-18889/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Могильницкой Ю.В. (доверенность от 02.10.03 N 02/29198), от ОАО "Обуховский завод строительных материалов и конструкций" юрисконсульта Рыжковой Е.Н. (доверенность от 08.05.03 N 290), рассмотрев 19.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 16.07.03 (судья Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18889/03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Обуховский завод строительных материалов и конструкций" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция), выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченный налог на землю за 2000 - 2002 годы в сумме 1840708 руб. 40 коп. и обязании инспекции вернуть сумму излишне уплаченного налога на землю.
Решением арбитражного суда от 16.07.03 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. Правовая позиция инспекции сводится к тому, что ставки земельного налога за 2000 - 2002 годы действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, представитель общества просил оставить решение суда без изменений.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что общество является собственником земельного участка, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, промзона Обухово, Грузовой проезд, 29. Письмом от 15.04.03 N 71/01 общество обратилось в инспекцию с просьбой возвратить излишне уплаченный налог на землю за 2000 - 2002 годы в сумме 1840708 руб. 40 коп. Однако инспекция в письме от 17.04.03 N 15/10494 сообщила, что ставки земельного налога за 2000, 2001 и 2002 годы действуют с повышающим коэффициентом к ставке предыдущего года, следовательно, общество при расчете сумм земельного налога за вышеуказанные годы применило ставки земельного налога в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель, не согласившись с выводами инспекции, обжаловал ее действия в арбитражный суд.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу, как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
В 1999 - 2001 годах такие законы в Санкт-Петербурге не принимались.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" установлено, что при расчете земельного налога в 2002 году применяется повышающий коэффициент "2,688" по отношению к 1998 году.
В связи с этим вывод суда о применении коэффициента "2" при расчете земельного налога за 2002 год является ошибочным.
Доводы инспекции о необходимости последовательного применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, несостоятельны.
Нормы закона о бюджете на конкретный год являются срочными, следовательно, их действие прекращается по истечении последней даты регулируемого соответствующими нормами периода времени. Обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициент к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами представительной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах повышающий коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
Следовательно, общество в 2002 году должно было применять коэффициент "2,688".
Из представленных расчетов видно, что при применении коэффициента "2,688" сумма, подлежащая возврату, составляет не 1840708 рублей 40 копеек, как указал суд первой инстанции, а 1606188 рублей 51 копейку.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части суммы налога, подлежащего возврату.
Поскольку требование об обязании налоговой инспекции вернуть сумму излишне уплаченного налога удовлетворяется судом не полностью, то, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с общества следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.03 по делу N А56-18889/03 изменить.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга возвратить ОАО "Обуховский завод строительных материалов и конструкций" 1606188 рублей 51 копейку излишне уплаченного налога.
Взыскать с ОАО "Обуховский завод строительных материалов и конструкций" 10180 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ЛОМАКИН С.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)