Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 октября 2005 г. Дело N А35-3446/04С3
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на Решение от 23.06.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3446/04С3,
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области (далее по тексту - ГУ-УФПС Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области (преобразована в Инспекцию ФНС России по г. Курску) от 30.03.2004 N 06-11/3 (с учетом уточненных требований).
Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области предъявлено встречное требование о взыскании с ГУ-УФПС Курской области штрафных санкций в сумме 406383 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области удовлетворены частично. Признано незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату; налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., налога на добавленную стоимость - 3307 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога на добавленную стоимость - 48033 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб., за грубое нарушение правил учета доходов и расходов - 20000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований ГУ-УФПС Курской области отказано.
Требования Межрайонной инспекции МНС России N 12 по Курской области удовлетворены частично. С государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в доход бюджета взысканы штрафные санкции в сумме 63940 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит решение суда в части удовлетворения требований ГУ-УПФС по Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления государственному учреждению - Управление федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб. и в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с ГУ-УПФС Курской области штрафных санкций по налогу на имущество и по земельному налогу отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит частичному изменению.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ГУ-УФПС Курской области по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 01.10.2003, о чем составлен акт от 01.03.2004 N 06-11/1. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 30.03.2004 N 06-11/3, в соответствии с которым ГУ-УФПС Курской области доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1121637 руб., налог на имущество - 1929156 руб., земельный налог - 655078 руб., плата за право пользования недрами - 692 руб., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 326 руб., налог с продаж - 16328 руб., налог с владельцев транспортных средств - 11287 руб., транспортный налог - 7850 руб., налог на пользователей автомобильных дорог - 103 руб., единый социальный налог - 7711 руб., налог на доходы физических лиц - 283761 руб., пеня за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость - 33773 руб., налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., платы за пользование недрами - 2 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17 руб., налога с продаж - 1413 руб., транспортного налога - 858 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 23 руб., единого социального налога - 105 руб., налога на доходы физических лиц - 51937 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 112980 руб., налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога с продаж - 2799 руб., платы за право пользования недрами - 136 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 65 руб., транспортного налога - 1570 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 21 руб., единого социального налога - 334 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу - 3048 руб., по налогу на имущество - 15020 руб., по п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выраженного в неведении индивидуальных карточек по единому социальному налогу - 20000 руб., по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц - 57653 руб., по ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ - 150 руб.
Частично не согласившись с решением инспекции, ГУ-УФПС Курской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на имущество, пени и штрафных санкций за неполную его уплату послужили выводы налогового органа о неправомерном применении заявителем льготы по данному налогу, установленной ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", поскольку ГУ-УПФС Курской области не является бюджетным учреждением.
Удовлетворяя требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1 929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. и отказывая инспекции в удовлетворении требований о взыскании с Государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций в сумме 122102 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий и организаций" налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством РФ по связи и информатизации.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ГУ - УФПС Курской области является организацией Федеральной почтовой связи, его правовой статус определяется Положением о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, согласно п. 4.1 которого имущество ГУ УФПС Курской области признается федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что организации, наделенные государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Таким образом, ГУ-УФПС Курской области, обладая федеральным имуществом на праве оперативного управления и являясь бюджетным учреждением, обоснованно при исчислении налога на имущество за спорный период времени применило льготу, установленную ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", в связи с чем доначисление инспекцией государственному учреждению - Управления Федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применение штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. является неправомерным.
Отклоняя довод инспекции об отсутствии у ГУ-УФПС Курской области утвержденной сметы доходов и расходов как признака бюджетного учреждения, суд обоснованно указал, что наличие сметы доходов и расходов не является единственным признаком, определяющим статус организации как бюджетного учреждения. В соответствии с критерием, установленным п. 2 ст. 161 БК РФ, ГУ-УФПС Курской области является бюджетным в силу закрепления за ним государственного имущества на праве оперативного управления.
Доначисление государственному учреждению - Управлению Федеральной почтовой связи Курской области оспариваемых сумм земельного налога, пени за несвоевременную его уплату и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога мотивированы Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области отсутствием у ГУ-УФПС Курской области права на применение льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поскольку данное учреждение не является государственным предприятием связи.
Рассматривая спор в указанной части заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" (действовавшего в спорный период до 01.01.2004) государственное предприятие связи - это предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, а ст. 11 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Из приобщенного к материалам дела Положения о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области следует, что ГУ-УФПС Курской области является государственным предприятием связи, имущество которого находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности использования Государственным учреждением - Управлением Федеральной почтовой связи Курской области льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1О плате за землю".
Между тем, признав незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ - УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб., суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку согласно заявлению ГУ-УФПС Курской области (с учетом уточнений) государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области просило признать незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ -УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Довод кассационной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено освобождение районных (городских) узлов почтовой связи от уплаты земельного налога, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку указанные объекты являются филиалами ГУ-УФПС Курской области, которые в силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками не являются.
Частично удовлетворяя требования Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части применения штрафных санкций за непредставление ГУ-УФПС Курской области налоговых деклараций по налогу на имущество и по земельному налогу, соответственно, в сумме 15020 руб. и 3048 руб. и частично удовлетворяя требования инспекции о взыскании с Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций по ст. 119 НК РФ в сумме 18068 руб., суд обоснованно исходил из наличия у ГУ-УФПС Курской области обязанности по представлению указанных деклараций и правомерно учел, что Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области имеет льготу по уплате налога на имущество и земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 по делу N А35-3446/04С3 в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб. изменить, изложив его в следующей редакции:
"признать незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 27 октября 2005 г. Дело N А35-3446/04С3
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на Решение от 23.06.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3446/04С3,
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области (далее по тексту - ГУ-УФПС Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области (преобразована в Инспекцию ФНС России по г. Курску) от 30.03.2004 N 06-11/3 (с учетом уточненных требований).
Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области предъявлено встречное требование о взыскании с ГУ-УФПС Курской области штрафных санкций в сумме 406383 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области удовлетворены частично. Признано незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату; налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., налога на добавленную стоимость - 3307 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога на добавленную стоимость - 48033 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб., за грубое нарушение правил учета доходов и расходов - 20000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований ГУ-УФПС Курской области отказано.
Требования Межрайонной инспекции МНС России N 12 по Курской области удовлетворены частично. С государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в доход бюджета взысканы штрафные санкции в сумме 63940 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит решение суда в части удовлетворения требований ГУ-УПФС по Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления государственному учреждению - Управление федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб. и в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с ГУ-УПФС Курской области штрафных санкций по налогу на имущество и по земельному налогу отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит частичному изменению.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ГУ-УФПС Курской области по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 01.10.2003, о чем составлен акт от 01.03.2004 N 06-11/1. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 30.03.2004 N 06-11/3, в соответствии с которым ГУ-УФПС Курской области доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1121637 руб., налог на имущество - 1929156 руб., земельный налог - 655078 руб., плата за право пользования недрами - 692 руб., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 326 руб., налог с продаж - 16328 руб., налог с владельцев транспортных средств - 11287 руб., транспортный налог - 7850 руб., налог на пользователей автомобильных дорог - 103 руб., единый социальный налог - 7711 руб., налог на доходы физических лиц - 283761 руб., пеня за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость - 33773 руб., налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., платы за пользование недрами - 2 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17 руб., налога с продаж - 1413 руб., транспортного налога - 858 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 23 руб., единого социального налога - 105 руб., налога на доходы физических лиц - 51937 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 112980 руб., налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога с продаж - 2799 руб., платы за право пользования недрами - 136 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 65 руб., транспортного налога - 1570 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 21 руб., единого социального налога - 334 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу - 3048 руб., по налогу на имущество - 15020 руб., по п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выраженного в неведении индивидуальных карточек по единому социальному налогу - 20000 руб., по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц - 57653 руб., по ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ - 150 руб.
Частично не согласившись с решением инспекции, ГУ-УФПС Курской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на имущество, пени и штрафных санкций за неполную его уплату послужили выводы налогового органа о неправомерном применении заявителем льготы по данному налогу, установленной ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", поскольку ГУ-УПФС Курской области не является бюджетным учреждением.
Удовлетворяя требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1 929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. и отказывая инспекции в удовлетворении требований о взыскании с Государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций в сумме 122102 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий и организаций" налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством РФ по связи и информатизации.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ГУ - УФПС Курской области является организацией Федеральной почтовой связи, его правовой статус определяется Положением о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, согласно п. 4.1 которого имущество ГУ УФПС Курской области признается федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что организации, наделенные государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Таким образом, ГУ-УФПС Курской области, обладая федеральным имуществом на праве оперативного управления и являясь бюджетным учреждением, обоснованно при исчислении налога на имущество за спорный период времени применило льготу, установленную ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", в связи с чем доначисление инспекцией государственному учреждению - Управления Федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применение штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. является неправомерным.
Отклоняя довод инспекции об отсутствии у ГУ-УФПС Курской области утвержденной сметы доходов и расходов как признака бюджетного учреждения, суд обоснованно указал, что наличие сметы доходов и расходов не является единственным признаком, определяющим статус организации как бюджетного учреждения. В соответствии с критерием, установленным п. 2 ст. 161 БК РФ, ГУ-УФПС Курской области является бюджетным в силу закрепления за ним государственного имущества на праве оперативного управления.
Доначисление государственному учреждению - Управлению Федеральной почтовой связи Курской области оспариваемых сумм земельного налога, пени за несвоевременную его уплату и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога мотивированы Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области отсутствием у ГУ-УФПС Курской области права на применение льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поскольку данное учреждение не является государственным предприятием связи.
Рассматривая спор в указанной части заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" (действовавшего в спорный период до 01.01.2004) государственное предприятие связи - это предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, а ст. 11 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Из приобщенного к материалам дела Положения о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области следует, что ГУ-УФПС Курской области является государственным предприятием связи, имущество которого находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности использования Государственным учреждением - Управлением Федеральной почтовой связи Курской области льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1О плате за землю".
Между тем, признав незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ - УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб., суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку согласно заявлению ГУ-УФПС Курской области (с учетом уточнений) государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области просило признать незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ -УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Довод кассационной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено освобождение районных (городских) узлов почтовой связи от уплаты земельного налога, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку указанные объекты являются филиалами ГУ-УФПС Курской области, которые в силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками не являются.
Частично удовлетворяя требования Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части применения штрафных санкций за непредставление ГУ-УФПС Курской области налоговых деклараций по налогу на имущество и по земельному налогу, соответственно, в сумме 15020 руб. и 3048 руб. и частично удовлетворяя требования инспекции о взыскании с Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций по ст. 119 НК РФ в сумме 18068 руб., суд обоснованно исходил из наличия у ГУ-УФПС Курской области обязанности по представлению указанных деклараций и правомерно учел, что Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области имеет льготу по уплате налога на имущество и земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 по делу N А35-3446/04С3 в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб. изменить, изложив его в следующей редакции:
"признать незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2005 N А35-3446/04С3
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 27 октября 2005 г. Дело N А35-3446/04С3
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на Решение от 23.06.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3446/04С3,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области (далее по тексту - ГУ-УФПС Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области (преобразована в Инспекцию ФНС России по г. Курску) от 30.03.2004 N 06-11/3 (с учетом уточненных требований).
Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области предъявлено встречное требование о взыскании с ГУ-УФПС Курской области штрафных санкций в сумме 406383 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области удовлетворены частично. Признано незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату; налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., налога на добавленную стоимость - 3307 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога на добавленную стоимость - 48033 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб., за грубое нарушение правил учета доходов и расходов - 20000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований ГУ-УФПС Курской области отказано.
Требования Межрайонной инспекции МНС России N 12 по Курской области удовлетворены частично. С государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в доход бюджета взысканы штрафные санкции в сумме 63940 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит решение суда в части удовлетворения требований ГУ-УПФС по Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления государственному учреждению - Управление федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб. и в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с ГУ-УПФС Курской области штрафных санкций по налогу на имущество и по земельному налогу отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит частичному изменению.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ГУ-УФПС Курской области по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 01.10.2003, о чем составлен акт от 01.03.2004 N 06-11/1. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 30.03.2004 N 06-11/3, в соответствии с которым ГУ-УФПС Курской области доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1121637 руб., налог на имущество - 1929156 руб., земельный налог - 655078 руб., плата за право пользования недрами - 692 руб., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 326 руб., налог с продаж - 16328 руб., налог с владельцев транспортных средств - 11287 руб., транспортный налог - 7850 руб., налог на пользователей автомобильных дорог - 103 руб., единый социальный налог - 7711 руб., налог на доходы физических лиц - 283761 руб., пеня за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость - 33773 руб., налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., платы за пользование недрами - 2 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17 руб., налога с продаж - 1413 руб., транспортного налога - 858 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 23 руб., единого социального налога - 105 руб., налога на доходы физических лиц - 51937 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 112980 руб., налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога с продаж - 2799 руб., платы за право пользования недрами - 136 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 65 руб., транспортного налога - 1570 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 21 руб., единого социального налога - 334 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу - 3048 руб., по налогу на имущество - 15020 руб., по п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выраженного в неведении индивидуальных карточек по единому социальному налогу - 20000 руб., по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц - 57653 руб., по ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ - 150 руб.
Частично не согласившись с решением инспекции, ГУ-УФПС Курской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на имущество, пени и штрафных санкций за неполную его уплату послужили выводы налогового органа о неправомерном применении заявителем льготы по данному налогу, установленной ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", поскольку ГУ-УПФС Курской области не является бюджетным учреждением.
Удовлетворяя требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1 929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. и отказывая инспекции в удовлетворении требований о взыскании с Государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций в сумме 122102 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий и организаций" налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством РФ по связи и информатизации.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ГУ - УФПС Курской области является организацией Федеральной почтовой связи, его правовой статус определяется Положением о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, согласно п. 4.1 которого имущество ГУ УФПС Курской области признается федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что организации, наделенные государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Таким образом, ГУ-УФПС Курской области, обладая федеральным имуществом на праве оперативного управления и являясь бюджетным учреждением, обоснованно при исчислении налога на имущество за спорный период времени применило льготу, установленную ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", в связи с чем доначисление инспекцией государственному учреждению - Управления Федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применение штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. является неправомерным.
Отклоняя довод инспекции об отсутствии у ГУ-УФПС Курской области утвержденной сметы доходов и расходов как признака бюджетного учреждения, суд обоснованно указал, что наличие сметы доходов и расходов не является единственным признаком, определяющим статус организации как бюджетного учреждения. В соответствии с критерием, установленным п. 2 ст. 161 БК РФ, ГУ-УФПС Курской области является бюджетным в силу закрепления за ним государственного имущества на праве оперативного управления.
Доначисление государственному учреждению - Управлению Федеральной почтовой связи Курской области оспариваемых сумм земельного налога, пени за несвоевременную его уплату и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога мотивированы Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области отсутствием у ГУ-УФПС Курской области права на применение льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поскольку данное учреждение не является государственным предприятием связи.
Рассматривая спор в указанной части заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" (действовавшего в спорный период до 01.01.2004) государственное предприятие связи - это предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, а ст. 11 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Из приобщенного к материалам дела Положения о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области следует, что ГУ-УФПС Курской области является государственным предприятием связи, имущество которого находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности использования Государственным учреждением - Управлением Федеральной почтовой связи Курской области льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1О плате за землю".
Между тем, признав незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ - УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб., суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку согласно заявлению ГУ-УФПС Курской области (с учетом уточнений) государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области просило признать незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ -УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Довод кассационной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено освобождение районных (городских) узлов почтовой связи от уплаты земельного налога, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку указанные объекты являются филиалами ГУ-УФПС Курской области, которые в силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками не являются.
Частично удовлетворяя требования Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части применения штрафных санкций за непредставление ГУ-УФПС Курской области налоговых деклараций по налогу на имущество и по земельному налогу, соответственно, в сумме 15020 руб. и 3048 руб. и частично удовлетворяя требования инспекции о взыскании с Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций по ст. 119 НК РФ в сумме 18068 руб., суд обоснованно исходил из наличия у ГУ-УФПС Курской области обязанности по представлению указанных деклараций и правомерно учел, что Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области имеет льготу по уплате налога на имущество и земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 по делу N А35-3446/04С3 в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб. изменить, изложив его в следующей редакции:
"признать незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 27 октября 2005 г. Дело N А35-3446/04С3
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на Решение от 23.06.2005 Арбитражного суда Курской области по делу N А35-3446/04С3,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области (далее по тексту - ГУ-УФПС Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области (преобразована в Инспекцию ФНС России по г. Курску) от 30.03.2004 N 06-11/3 (с учетом уточненных требований).
Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области предъявлено встречное требование о взыскании с ГУ-УФПС Курской области штрафных санкций в сумме 406383 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области удовлетворены частично. Признано незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату; налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., налога на добавленную стоимость - 3307 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога на добавленную стоимость - 48033 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб., за грубое нарушение правил учета доходов и расходов - 20000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований ГУ-УФПС Курской области отказано.
Требования Межрайонной инспекции МНС России N 12 по Курской области удовлетворены частично. С государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в доход бюджета взысканы штрафные санкции в сумме 63940 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит решение суда в части удовлетворения требований ГУ-УПФС по Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления государственному учреждению - Управление федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., земельного налога - 655078 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб.; применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество - 14920 руб., земельному налогу - 2948 руб. и в части отказа в удовлетворении требований инспекции о взыскании с ГУ-УПФС Курской области штрафных санкций по налогу на имущество и по земельному налогу отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит частичному изменению.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ГУ-УФПС Курской области по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 01.10.2003, о чем составлен акт от 01.03.2004 N 06-11/1. По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято Решение от 30.03.2004 N 06-11/3, в соответствии с которым ГУ-УФПС Курской области доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1121637 руб., налог на имущество - 1929156 руб., земельный налог - 655078 руб., плата за право пользования недрами - 692 руб., отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 326 руб., налог с продаж - 16328 руб., налог с владельцев транспортных средств - 11287 руб., транспортный налог - 7850 руб., налог на пользователей автомобильных дорог - 103 руб., единый социальный налог - 7711 руб., налог на доходы физических лиц - 283761 руб., пеня за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость - 33773 руб., налога на имущество - 574838 руб., земельного налога - 29670 руб., платы за пользование недрами - 2 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 17 руб., налога с продаж - 1413 руб., транспортного налога - 858 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 23 руб., единого социального налога - 105 руб., налога на доходы физических лиц - 51937 руб., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в размере 112980 руб., налога на имущество - 122102 руб., земельного налога - 70505 руб., налога с продаж - 2799 руб., платы за право пользования недрами - 136 руб., отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 65 руб., транспортного налога - 1570 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 21 руб., единого социального налога - 334 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу - 3048 руб., по налогу на имущество - 15020 руб., по п. п. 1, 2 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выраженного в неведении индивидуальных карточек по единому социальному налогу - 20000 руб., по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц - 57653 руб., по ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ - 150 руб.
Частично не согласившись с решением инспекции, ГУ-УФПС Курской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на имущество, пени и штрафных санкций за неполную его уплату послужили выводы налогового органа о неправомерном применении заявителем льготы по данному налогу, установленной ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", поскольку ГУ-УПФС Курской области не является бюджетным учреждением.
Удовлетворяя требования государственного учреждения - Управления Федеральной почтовой связи Курской области в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области налога на имущество в сумме 1 929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применения штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. и отказывая инспекции в удовлетворении требований о взыскании с Государственного учреждения - Управления федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций в сумме 122102 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий и организаций" налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций.
В силу ст. 11 Федерального закона от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" управление деятельностью в области почтовой связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством РФ по связи и информатизации.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных унитарных предприятий и государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, которое передается этим организациям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ГУ - УФПС Курской области является организацией Федеральной почтовой связи, его правовой статус определяется Положением о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, согласно п. 4.1 которого имущество ГУ УФПС Курской области признается федеральной собственностью и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что организации, наделенные государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.
Таким образом, ГУ-УФПС Курской области, обладая федеральным имуществом на праве оперативного управления и являясь бюджетным учреждением, обоснованно при исчислении налога на имущество за спорный период времени применило льготу, установленную ст. 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий и организаций", в связи с чем доначисление инспекцией государственному учреждению - Управления Федеральной почтовой связи Курской области налога на имущество в сумме 1929156 руб., пени за несвоевременную его уплату - 574838 руб., применение штрафных санкций за неуплату налога на имущество - 122102 руб. является неправомерным.
Отклоняя довод инспекции об отсутствии у ГУ-УФПС Курской области утвержденной сметы доходов и расходов как признака бюджетного учреждения, суд обоснованно указал, что наличие сметы доходов и расходов не является единственным признаком, определяющим статус организации как бюджетного учреждения. В соответствии с критерием, установленным п. 2 ст. 161 БК РФ, ГУ-УФПС Курской области является бюджетным в силу закрепления за ним государственного имущества на праве оперативного управления.
Доначисление государственному учреждению - Управлению Федеральной почтовой связи Курской области оспариваемых сумм земельного налога, пени за несвоевременную его уплату и применение штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога мотивированы Межрайонной инспекцией МНС РФ N 12 по Курской области отсутствием у ГУ-УФПС Курской области права на применение льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", поскольку данное учреждение не является государственным предприятием связи.
Рассматривая спор в указанной части заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ "О связи" (действовавшего в спорный период до 01.01.2004) государственное предприятие связи - это предприятие связи, относящееся к объектам федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, а ст. 11 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Из приобщенного к материалам дела Положения о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Курской области следует, что ГУ-УФПС Курской области является государственным предприятием связи, имущество которого находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности использования Государственным учреждением - Управлением Федеральной почтовой связи Курской области льготы по уплате земельного налога, установленной п. 12 ст. 12 Закона РФ N 1738-1О плате за землю".
Между тем, признав незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ - УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб., суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку согласно заявлению ГУ-УФПС Курской области (с учетом уточнений) государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области просило признать незаконным Решение инспекции от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ -УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит изменению.
Довод кассационной жалобы о том, что законодательством не предусмотрено освобождение районных (городских) узлов почтовой связи от уплаты земельного налога, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку указанные объекты являются филиалами ГУ-УФПС Курской области, которые в силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками не являются.
Частично удовлетворяя требования Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области о признании незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части применения штрафных санкций за непредставление ГУ-УФПС Курской области налоговых деклараций по налогу на имущество и по земельному налогу, соответственно, в сумме 15020 руб. и 3048 руб. и частично удовлетворяя требования инспекции о взыскании с Государственного учреждения - Управление Федеральной почтовой связи Курской области штрафных санкций по ст. 119 НК РФ в сумме 18068 руб., суд обоснованно исходил из наличия у ГУ-УФПС Курской области обязанности по представлению указанных деклараций и правомерно учел, что Государственное учреждение - Управление Федеральной почтовой связи Курской области имеет льготу по уплате налога на имущество и земельного налога.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.06.2005 по делу N А35-3446/04С3 в части признания незаконным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 о доначислении ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 655078 руб. изменить, изложив его в следующей редакции:
"признать незаконным Решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 12 по Курской области от 30.03.2004 N 06-11/3 в части доначисления ГУ-УФПС Курской области земельного налога в сумме 652950 руб.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)