Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.07.2005 N Ф09-3090/05-С2 ПО ДЕЛУ N А76-4111/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 июля 2005 года Дело N Ф09-3090/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Наумовой Н.В., судей Варламовой Т.В., Крюкова А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Челябинской области (правопреемник Инспекции МНС Российской Федерации по г. Касли Челябинской области, далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2005 (резолютивная часть от 24.03.2005) по делу N А76-4111/05.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Тяло В.В. (доверенность от 21.07.2005 N 04-2534).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каслинском районе Челябинской области (далее - управление), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с требованием о признании недействительными решения инспекции от 09.12.2004 N 544 о привлечении к налоговой ответственности, требований от 09.12.2004 N 841 и N 853 об уплате налога и налоговой санкции, об обязании инспекции возвратить заявителю уплаченный земельный налог за 2003, 2004 гг. в сумме 2267,66 руб., пени в размере 453,53 руб.
Решением суда первой инстанции от 01.04.2005 (судья Бояршинова Е.В.) требования удовлетворены в полном объеме.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон), ст. 143, 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управление, являясь землепользователем земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается постановлением главы администрации г. Касли и Каслинского района от 14.10.2003 N 859, право в установленном порядке не зарегистрировало, в налоговых декларациях по земельному налогу за 2003, 2004 гг., представленных в налоговый орган, применило льготу по налогу на землю по п. 14 ст. 12 Закона.
Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки, оформленной актом от 22.11.2004 N 862, в решении от 09.12.2004 N 544 пришел к выводу, что управление в нарушение ст. 1, п. 14 ст. 12 Закона допустило неуплату земельного налога в 2003, 2004 гг. в размере 2267,66 руб., так как Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Пенсионный фонд Российской Федерации не отнесен к органам исполнительной власти, а также, что использование земли в Российской Федерации является платным, поэтому отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
Указанным решением налогового органа управление привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 453,53 руб. (2267,66 руб. x 20%), а также ему предложено уплатить в срок до 19.12.2004, указанный в требованиях от 09.12.2004 N 841, 853, названную сумму налоговой санкции, налог на землю - 2267,66 руб., пени за несвоевременную уплату налога по ст. 75 Кодекса - 194 руб.
Управление 15.12.2004 требования налогового органа исполнило добровольно в полном объеме, перечислив платежными поручениями N 328 - 330 в соответствующие бюджеты земельный налог в сумме 2267,66 руб., пени - 194 руб., штраф - 453,53 руб. Затем 23.12.2004 обратилось к инспекции с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, пени, штрафа, указав, что указанные решение, требования вынесены без оснований, заявление налоговым органом не исполнено.
Полагая, что к нему применима льгота, предусмотренная п. 14 ст. 12 Закона, управление обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительными указанных решения, требований и обязании налогового органа возвратить за счет средств соответствующих бюджетов суммы уплаченного земельного налога, штрафа.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, в решении указал, что на управление как на орган исполнительной власти распространяется действие п. 14 ст. 12 Закона, освобождающего от уплаты земельного налога, поэтому доначисление указанного налога и применение налоговых санкций за его неуплату произведены налоговым органом неправомерно.
Данный вывод суда соответствует действующему законодательству и обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 14 ст. 12 Закона от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации вправе воспользоваться данной льготой при условии признания его органом государственной власти и управления.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу отнесения Пенсионного фонда Российской Федерации к органам государственной власти и управления изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации".
Конституционным Судом сделан вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию именно законом. Такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти и Пенсионный фонд вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона. Пенсионный фонд Российской Федерации образует централизованную систему с вертикальной структурой управления, в связи с чем правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные отделения, через которые Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляются функции на местах.
Таким образом, арбитражным судом принято правильное решение о признании недействительными актов налогового органа о доначислении управлению земельного налога и о взыскании налоговых санкций за неуплату данного налога, равно как и правомерно, на основании п. 7, 8 ст. 78 Кодекса, удовлетворены требования управления об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные управлением суммы налога и штрафа.
Решение суда соответствует закону, обстоятельствам дела, отмене не подлежит, оснований для его отмены или изменения суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2005 (резолютивная часть от 24.03.2005) по делу N А76-4111/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
НАУМОВА Н.В.

Судьи
ВАРЛАМОВА Т.В.
КРЮКОВ А.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)