Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2010 ПО ДЕЛУ N А75-12842/2009

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2010 г. по делу N А75-12842/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 апреля 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1812/2010) закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2010 по делу N А75-12842/2009 (судья Кущева Т.П.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, 3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
- от закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" - Шелестный В.В. (паспорт, доверенность от 02.04.2009 сроком действия до 31.12.2010);
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Мартынов А.А. (паспорт, доверенность N 06 от 15.01.2010 сроком действия до 31.12.2010);
- от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Ятченко А.В. (удостоверение, доверенность от 16.03.2010 сроком действия на 3 года);

- установил:

Закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест" (далее - Общество, ЗАО "Нефтьстройинвест", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ответчик, налоговый орган) N 13868 и N 13869 от 23.06.2009.
Решением от 28.01.2010 по делу N А75-12842/2009 в удовлетворении требований заявителя было отказано. Суд первой инстанции мотивировал свою позицию тем, что применяемые Обществом нормативы потерь по общераспространенным полезным ископаемым не были утверждены в установленном законом порядке, следовательно, налогоплательщик незаконно применял для расчета налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции налогоплательщик отмечает, что выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении от 12.02.2009 N 11810, противоречат Закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", поскольку Федеральное агентство по недропользованию и Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору не являются органами, на которые данным законом возложена обязанность по установлению порядка пользования недрами, а поэтому при добыче общераспространенных полезных ископаемых порядок расчета нормативов потерь, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождении" применяться не должен. На момент представления уточненных деклараций по НДПИ за август 2008 года отсутствовал порядок утверждения нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых, что не может служить основанием для отказа в применении Обществом ставки 0% по потерям общераспространенных полезных ископаемых, утвержденных в соответствии с действующим законодательством Госгортехнадзором на 2008 год.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу налогоплательщика налоговый орган выражает свое несогласие с доводами подателя жалобы, считает решение суда первой инстанции законным обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Заявитель осуществляет добычу песка в карьерах: "Вахский (расширение)", "Альтернативный", "Универсальный", "Универсальный (расширение), "Стабильный" на Самоотлорском месторождении нефти по лицензии на право пользования недрами ТЭ 00012 ХМН от 19.05.2006, ТЭ 00008 ХМН от 21.04.2006, ТЭ 00005 ХМН от 27.03.2006, ТЭ 00013 ХМН, ТЭ 00115 ХМН.
Обществом 27 февраля 2009 года в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август и октябрь 2008 года, по которым проведена камеральная проверка.
В ходе проверки установлено необоснованное применение нулевой ставки, что отражено актах N N 26487 и 26488 от 04.05.2009.
По материалам проверки заместителем руководителя налогового органа 23 июля 2009 года приняты решения N N 13868 и 13869 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и Обществу предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в размере 93729 рублей и - 126861 рублей соответственно.
В качестве основания для доначисления вышеназванных сумм в оспариваемых ненормативных актах налогового органа указано необоснованное применение Обществом неутвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации или Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь при добыче общераспространенного полезного ископаемого, в связи с чем налоговым органом при исчислении Обществу НДПИ применена ставка 5,5 процента.
Общество, не согласившись с указанными решениями, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Решением от 28.01.2010 в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых (далее по тексту - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Пункт 2 названных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 05.02.2007 N 76) предусматривает, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В соответствии с пунктом 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Правилами не установлены сроки утверждения, порядок направления на согласование и другие существенные условия, определяющие процедуру утверждения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых.
Арбитражным судом установлено и следует из материалов дела, что нормативы потерь, заявленные Обществом в уточненных налоговых декларациях по НДПИ за август и октябрь 2008 года, Федеральным агентством по недропользованию в проверяемый период утверждены не были, поскольку законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Это подтверждается ответом Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.01.2009 N 71 на запрос Общества.
Вместе с тем, до принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (далее по тексту - Инструкция), которая действовала в проверяемых налоговых периодах.
Указанная Инструкция предусматривает утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
Из материалов дела усматривается, что расчет норматива потерь Общества при добыче отражен в рабочих проектах "Карьер Вахский" на Самоотлорском месторождении нефти", "Карьер Альтернативный" на Самоотлорском месторождении нефти", "Карьер Универсальный" на Самоотлорском месторождении нефти", "Карьер Стабильный" на Самоотлорском месторождении нефти" которые согласованы с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (т. 1 л.д. 36)
Учитывая, что нормативы потерь общераспространенного полезного ископаемого - песка, добываемого Обществом в 2008 году согласованы с уполномоченным органом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявитель правомерно использовал вышеуказанные нормативы потерь, установленные Госгортехнадзором, что свидетельствует о том, что данное Общество реализовало право на льготное налогообложение, предусмотренное пунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Поскольку Межрайонной инспекцией ФНС N 6 не представлено доказательств того, что законодательством был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче общераспространенного полезного ископаемого - песка, апелляционный суд заключает о незаконности вынесенных налоговым органом решений, фактически отказавшего заявителю в реализации установленного законодательством права на применение 0% ставки при исчислении НДПИ по основанию, не подтвержденному в установленном законодательством порядке, что является основанием для удовлетворения заявленных Обществом требований и отмены вынесенного судом первой инстанции решения.
В связи с удовлетворением требований налогоплательщика, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы Общества по оплате государственной пошлины относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.01.2010 по делу N А75-12842/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест", изложив его в следующей редакции.
Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 13868 и N 13869 от 23.06.2009.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)