Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.07.2006, 04.07.2006 ПО ДЕЛУ N А19-13984/06-50

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


11 июля 2006 г. Дело N А19-13984/06-50
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Игнатова О.В., доверенность от 25.01.2006 N 0100-65,
от налогового органа: Томченко А.С., доверенность от 01.01.2006 N 04-12/16,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 26.04.2006 N 03-19.2/20,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество, комбинат) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 26.04.2006 N 03-19.2/20, согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 2282628 руб., доначислен налог на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 г. в размере 11413140 руб., начислены пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 424568 руб. 81 коп., предложено уплатить сумму налоговых санкций, налога на добычу полезных ископаемых, пеней в общей сумме 14120336 руб. 81 коп.
В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Заявитель считает, что вывод налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения в связи с занижением налогооблагаемой базы по причине неверного определения объекта по налогу на добычу полезных ископаемых, а также стоимости данного объекта противоречит статьям 336, 337, 339 Налогового кодекса РФ. В связи с отсутствием государственных и отраслевых стандартов на железную руду налогоплательщиком самостоятельно утвержден стандарт предприятия СТП N 5243-1-17.12-2001, которым установлены необходимые технические требования. Добываемая обществом железная руда соответствует названному стандарту и является объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых. По мнению предприятия, налоговым органом также неправомерно применены положения подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ вследствие неправильной квалификации объекта налогообложения.
Представитель налоговой инспекции заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, и пояснил, что при проведении камеральной проверки была установлена неуплата налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 г. в сумме 11413140 руб. По мнению ответчика, комбинат в нарушение подпункта 4 статьи 337 Налогового кодекса РФ признал в качестве добытого полезного ископаемого железную сырую руду. Стандарт предприятия введен в отношении железной сырой руды, прямо исключенной государственными стандартами из числа товарных, поэтому соответствие ему добываемой руды не позволяет отнести ее к добытым полезным ископаемым в понятии пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ.
Возражая против требований комбината, налоговая инспекция также указывает на то, что до введения в действие главы 26 Налогового кодекса РФ общество при уплате налогов (отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы) исходило только из цены реализации продукции, а именно из цены реализации железорудного концентрата.
Из представленных документов установлено следующее.
Открытое акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОАО "Коршуновский ГОК") зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Нижнеилимского района Иркутской области 10.06.1996 за номером 136, о чем Инспекцией МНС России по Нижнеилимскому району Иркутской области 23.11.2002 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серии 38 номер 000194207.
Согласно свидетельству о государственной регистрации ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" N 510-А, основной уставной деятельностью предприятия является производство и реализация железорудного концентрата.
Согласно статье 334 Налогового кодекса РФ ОАО "Коршуновский ГОК" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. В соответствии с лицензиями ИРК 00782 ТЭ от 27.12.1994, ИРК 00693 ТЭ от 21.07.1994, ИРК 00694 ТЭ от 21.07.1994 общество осуществляет добычу полезных ископаемых - товарной руды.
30.01.2006 комбинатом в налоговый орган по месту учета представлена декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 г.
Согласно налоговой декларации, заявленный предприятием объем добычи полезных ископаемых за декабрь 2005 г. - железная руда в количестве 969258 тонн. Фактические потери за декабрь 2005 г. - 26932 тонны. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого составила 169,92 руб. Налогооблагаемая база для налогообложения за декабрь 2005 г., по данным предприятия, составила 160122020 руб. (942326 тонн x 169,92 руб.), исчисленная сумма налога - 7685857 руб. (160122020 руб. x 4,8%).
Заявленный предприятием объем добычи скального грунта в налоговой декларации за декабрь 2005 г. отражен в количестве 0 куб.м.
Налоговым органом по представленной декларации за спорный период, истребованным в ходе камеральной проверки документам и ранее представленным документам налогоплательщика, имеющимся в налоговой инспекции, была проведена камеральная проверка, которой установлена неуплата налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2005 г. в сумме 11413140 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 26.04.2006 N 03-19.2/20 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат". Налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 2282628 руб. Названным решением комбинату также предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в размере 11413140 руб. и пени в сумме 424568 руб. 81 коп. за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых.
Привлекая общество к ответственности и начисляя указанные суммы, налоговый орган исходил из того, что последним неправомерно определена в качестве добытого полезного ископаемого сырая железная руда.
Заявитель, полагая, что решение налоговой инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и экономические интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ одним из объектов налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международном стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
На основании пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ к видам добытого полезного ископаемого относятся товарные руды, в том числе черных металлов (железо, марганец, хром).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 названного Закона национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О техническом регулировании" к общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации относятся нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301, руда товарная является подклассом класса продукции "Сырье рудное, нерудное, вторичное черной металлургии и кокс" и содержит 2 группы: руда железная товарная необогащенная и концентрат железорудный.
Руды железные сырые (0701007, 0701101, 0708018) к классу товарных руд не относятся, относясь к "нулевой" иноаспектной группировке, образованной по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17 (с изменениями, внесенными постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-СТ), в раздел C "Продукция и услуги горно-добывающей промышленности и разработки карьеров" включен класс продукции "Руда железная и концентраты железных руд", который подразделяется на подклассы "Руда железная сырая", "Руда железная товарная необогащенная" и "Концентрат железорудный по содержанию металла".
Таким образом, концентрат железорудный и руды железные товарные необогащенные - это составные части единого подкласса "Руда железная товарная".
Следовательно, добываемое обществом минеральное сырье без его обогащения не является результатом разработки месторождения, предусмотренным проектным заданием ОАО "Коршуновский ГОК", и не относится к продукции, которая в дальнейшем используется в хозяйственной деятельности путем ее реализации, поскольку минеральное сырье, извлекаемое обществом из недр, и на которое им установлен стандарт предприятия, по своему качеству непригодно к дальнейшему хозяйственному использованию без его обогащения.
Как следует из материалов дела, стандарт предприятия на добытое полезное ископаемое "Руда товарная железная" СТП 5243-1-17.12-2001 (далее - Стандарт) утвержден 17.12.2001 и.о. исполнительного директора общества И.В.Хафизовым (дата введения 01.01.2002).
Согласно положениям указанного Стандарта, последний распространяется на добытую железную руду на Коршуновском, Рудногорском, Татьянинском месторождениях, которая является товарной рудой и направляется на обогащение с целью получения железорудного концентрата.
Согласно 1 разделу Инструкции по составлению товарного баланса металла на обогатительной фабрике ОАО "Коршуновский ГОК", утвержденной техническим директором ОАО "Коршуновский ГОК" И.В.Хафизовым, от 15.05.2000, исходным сырьем обогатительной фабрики является сырая руда, поступающая с Коршуновского, Татьянинского и Рудногорского карьеров, а конечным продуктом фабрики является товарная продукция, отгруженная потребителям, то есть железорудный концентрат.
Из проектного задания и технологической схемы ОАО "Коршуновский ГОК" следует, что в балансовой руде, добываемой из карьеров Коршуновского, Татьянинского и Рудногорского месторождений, небольшое содержание железа. Обогатительная фабрика доводит содержание железа в выдаваемом концентрате до 62,5% (технические условия ТУ 14-5243-1-97 от 01.07.1997), и данная фабрика включена в единый технологический процесс, т.е. процесс получения товарной руды (железорудного концентрата, отправляемого на металлургический комбинат).
В соответствии со ст. 23.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 22.08.2004) "О недрах" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2005) к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам.
Первичная переработка полезного ископаемого производится согласно технологической схеме ОАО "Коршуновский ГОК", представленной в налоговый орган, она включает следующие этапы: добыча железной руды, участок дробления, участок обогащения, участок сушки, отгрузка концентрата, напольный склад, потребители. Таким образом, технологический процесс по своей сути представляет собой единую технологическую линию, которая заканчивается получением товарного продукта, соответствующего по качеству техническим условиям, - железорудного концентрата (ТУ 14-5243-1-97), а комплекс технологических операций по первичной переработке сырой руды заключается в удалении посторонних примесей и не изменяет химического состава основного соединения металла.
Таким образом, обществом произвольно установлен стандарт предприятия на добываемое минеральное сырье без соотнесения данного стандарта с вышеприведенными положениями Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, а также проектным заданием ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат". В связи с этим нельзя признать, что стандарт предприятия установлен на полезное ископаемое, подлежащее налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 337 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует признать, что спорный стандарт введен налогоплательщиком в отношении именно сырой руды, а продукцией, первой по своему качеству соответствующей стандарту (техническим условиям предприятия), является железорудный концентрат, который и является объектом налогообложения в соответствии со статьями 336, 337 Налогового кодекса РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, код основного вида деятельности, которым занимается ОАО "Коршуновский ГОК", - 13.10.2 "Добыча железных руд открытым способом", и оно относится к предприятиям горно-добывающей промышленности. Следовательно, довод заявителя о том, что железорудный концентрат является продукцией, полученной при дальнейшей переработке, и в связи с чем не может быть признан полезным ископаемым, несостоятелен, поскольку в рассматриваемом случае железорудный концентрат не является продукцией обрабатывающей промышленности.
С учетом изложенного суд полагает, что налоговый орган обоснованно пришел к выводу о том, что общество неправомерно признало в качестве добытого полезного ископаемого сырую руду, а не железорудный концентрат, соответствующий по качеству техническим условиям, реализация которого осуществлялась в спорном периоде.
При этом суд считает, что заявитель не вправе ссылаться на нарушение налоговой инспекцией положений абзаца 2 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ при принятии оспариваемого решения, поскольку комбинат не относится к предприятиям обрабатывающей промышленности.
В соответствии с приказом "Об учетной политике организации" оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Количество добытого полезного ископаемого определяется косвенным методом - расчетным, по данным о количестве добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье и о содержании полезного компонента в добытой рудной массе, потерянных балансовых запасах и засорении.
Пунктом 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ установлено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов: 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
В силу пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ способ оценки, указанный в подпункте 3 пункта 1 названной статьи (расчетный способ), применяется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого.
Из анализа указанной статьи следует, что определение стоимости связано только с ценой реализованных добытых полезных ископаемых (пункт 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ), а способ, названный в подпункте 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса РФ, применяется в исключительных случаях (при отсутствии в определенном периоде реализации добытого полезного ископаемого). Следовательно, применяемый комбинатом расчетный способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого, предусмотренный приказом "Об учетной политике организации", не соответствует требованиям статьи 340 Налогового кодекса РФ, поскольку не предполагает реализацию продукции как таковую.
Более того, заявитель, ссылаясь на отсутствие реализации добытых полезных ископаемых в спорном налоговом периоде, не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что с момента введения стандарта предприятия "Руда товарная железная" СТП 5243-1-17.12-2001 осуществлял реализацию продукции, предусмотренной названным стандартом.
Принимая во внимание, что добытым полезным ископаемым является железорудный концентрат и данная продукция непосредственно реализовывалась обществом, арбитражный суд полагает, что налоговым органом при доначислении спорных сумм правомерно применен способ оценки стоимости исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, с учетом данных налогоплательщика о реализации и добыче полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральным сырье) методом.
При проведении проверки налогоплательщиком была представлена справка о количестве реализованного железорудного концентрата за декабрь 2005 г. (413297 тонн) и о выручке от реализации концентрата за декабрь 2005 г. (369608854 руб.).
Налоговый орган на основании представленной справки, а также с учетом данных, содержащихся в ведомости N 16 "Ведомость учета реализации (работ, услуг) за декабрь 2005 г." и в справке о результатах работы обогатительного комплекса ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат", пришел к выводу о том, что количество добытого полезного ископаемого (железорудного концентрата) составляет 445213 тонн (количество концентрата в сухом весе 370300 тонн + количество концентрата в хвостах 74913 тонн). С учетом определенной по данным проверки стоимости единицы добытого полезного ископаемого 893,72 руб. налогооблагаемая база для налогообложения за декабрь 2005 г. составит 397895762 руб. (445213 тонн x 893,72 руб.). Исчисленная сумма налога за декабрь 2005 г., по данным проверки, составляет 19098997 руб. (397895762 руб. x 4,8%). По данным налогоплательщика, налог составил 7685857 руб.
Доводы заявителя о неверном применении налоговой ставки 4,8%, установленной пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ, несостоятельны.
Согласно общепризнанным правилам делового оборота кондиция - это норма, стандарт, качество, которому должен соответствовать тот или иной товар, то есть кондиционные руды черных металлов - это руды, соответствующие установленным нормам (кондициям), стандартам качества.
Железная руда, извлекаемая из недр, доводится обществом до железорудного концентрата, соответствующего установленному техническим условиям качеству (до определенной кондиции).
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ установлен вид полезного ископаемого - товарные руды черных металлов (железо, марганец, хром), в отношении которых пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса РФ установлена налоговая ставка 4,8%, т.е. для кондиционных руд черных металлов. Поскольку железорудный концентрат является видом товарной руды, следовательно, на него распространяются положения статьи 342 Налогового кодекса РФ. В связи с чем налоговой инспекцией правомерно применена налоговая ставка 4,8%.
Таким образом, налоговый орган пришел к правильному выводу о неуплате налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых в бюджет в сумме 11413140 руб. (19098997 руб. - 7685857 руб.) по причине неверного определения объекта налогообложения и неправомерного применения нормативов потерь.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель, указывая о неправильной оценке ответчиком стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы, не приводит доказательств и мотивированного расчета, подтверждающего его доводы как о неверном определении стоимости добытого полезного ископаемого, так и о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика произведенным налоговым органом расчетом.
Пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что решение налогового органа от 26.04.2006 N 03-19.2/20 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" соответствует статьям 45, 75, 101, 122, 336, 337, 340 Налогового кодекса РФ, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Г.ПОЗДНЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)