Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.03.2004 N А48-2960/03-2

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 4 марта 2004 г. Дело N А48-2960/03-2

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Ливны Орловской области на Решение от 27.10.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-2960/03-2,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Ливгидромаш" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными: Решения ИМНС РФ по г. Ливны Орловской области N 225 от 13.08.2003 в части взыскания с ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" налога на прибыль в сумме 331000 руб. (пп. "а" п. 2 резолютивной части решения); пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 55142 руб. (пп. "б" п. 2 резолютивной части решения); штрафа за неполную уплату налога на прибыль на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 66200 руб. (пп. 1.2 резолютивной части решения) и требования об уплате налога N 262 по состоянию на 13.08.2003 в части уплаты налога на прибыль в сумме 331000 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 55142 руб.
Решением суда от 27.10.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по г. Ливны Орловской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам проверки 24.07.2003 был составлен акт N 57 выездной документальной проверки ОАО "Ливгидромаш".
На основании акта проверки заместителем руководителя ИМНС 13.08.2003 принято Решение N 225 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 66200 руб., а также доначислении налога на прибыль в сумме 331000 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 55142 руб.
На основании решения в адрес ОАО "Ливенское производственное объединение" было направлено требование N 262 от 13.08.2003 об уплате налога на прибыль в сумме 331000 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 55142 руб.
Основанием для вынесения вышеназванного решения и направления требования послужило, по мнению налогового органа, нарушение налогоплательщиком пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции (действовавшей в 2001 г.), п. 4.1.2 Инструкции N 62 Госналогслужбы "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 15.06.2000 и письма МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02-139, поскольку им неправомерно заявлена льгота по налогу на прибыль в связи с необоснованным уменьшением облагаемой прибыли на сумму затрат на содержание жилищного фонда в сумме 946 тыс. руб. в результате отнесения на затраты расходов по отоплению, электроэнергии, т.е. расходов по коммунальным услугам, которые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК-002-93), утвержденным Госстандартом России (с учетом изменений и дополнений ОКУН 5/99 и ОКУН 6/99) не относятся к затратам на содержание жилого фонда.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" соблюдены все условия применения льготы по налогу на прибыль, предусмотренные пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль", а именно: наличие жилищного фонда на балансе налогоплательщика; понесенные затраты на содержание указанного жилищного фонда; затраты осуществлены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; затраты осуществлены и заявлены на применение льготы в пределах нормативов затрат, согласованных с местными органами власти.
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Закон "О налоге на прибыль", другие акты законодательства о налогах и сборах не содержат определения понятия "содержание жилищного фонда", а также конкретного определения (перечня) затрат и расходов на содержание жилищного фонда и иных объектов социальной инфраструктуры, в том числе учитываемых в целях применения льготы по налогу на прибыль.
Исходя из буквального толкования пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона следует, что в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, должны рассматриваться все затраты, направленные на надлежащее содержание жилищного фонда, в пределах нормативов, согласованных с органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, произведенные ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" затраты на отопление и электроснабжение жилищного фонда необходимы для обеспечения его сохранности и поддержания в состоянии, безопасном для жизни и здоровья граждан. Из какого-либо бюджета эти затраты налогоплательщику не компенсируются, льгота по указанным затратам начислялась в пределах нормативов, согласованных с администрацией г. Ливны Орловской области.
Утверждение ИМНС о том, что затраты на отопление и электроснабжение жилищного фонда согласно Общероссийскому классификатору услуг N 163 (с учетом изменений ОКУН 5/99 и 6/99) являются коммунальными услугами и не относятся к затратам на содержание жилищного фонда, является несостоятельным, поскольку указанный классификатор представляет собой вспомогательный акт технического характера для решения задач стандартизации и сертификации услуг населению, поэтому не может рассматриваться как акт, устанавливающий состав затрат предприятий, имеющих на балансе объекты жилого фонда, на их содержание, а также порядок льготирования этих затрат применительно к закону о налоге на прибыль.
В Общероссийском классификаторе услуг населению услуги на содержание жилфонда, включая коммунальные услуги, включены в единый раздел 040000 "Жилищно-коммунальные услуги", что свидетельствует о целостности данного комплекса услуг.
Наличие двух подгрупп 041000 "жилищные услуги" и 042000 "коммунальные услуги" в единой группе "жилищно-коммунальные услуги" не может являться свидетельством того, что это два разных вида затрат.
Во введении к классификатору услуг он провозглашается документом стандартизации и представляет собой лишь документ учета и классификации и не содержит перечень затрат и расходов на содержание жилищного фонда.
Согласно пп. 1, 2 ст. 1 НК РФ основание возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. В связи с чем нет оснований для ограничительного толкования понятия "содержание жилищного фонда", руководствуясь классификатором услуг. Затраты предприятия, учитываемые в целях налогообложения, не могут быть квалифицированы как услуги населению.
Необоснованна ссылка ИМНС на письмо МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 "Об утверждении разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц" как на основание для отказа в применении льготы по налогу на прибыль по содержанию жилищного фонда.
Этот документ не может являться основанием для отказа в применении льготы по налогу на прибыль, поскольку не соответствует определению нормативного правового акта о налогах и сборах, содержащемуся в ст. 4 НК РФ.
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому письмо МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02-139 не относится к нормативным актам. В соответствии п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти является опубликование в "Российской газете", а также Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Письмо МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02-139 официально не опубликовано и не прошло государственной регистрации в Минюсте РФ.
Согласно п. 10 Указа Президента РФ N 763 данное письмо не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
При таких обстоятельствах суд правильно сделал вывод, что ОАО "Ливгидромаш" соблюдены все условия применения льготы по налогу на прибыль, предусмотренные пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль", и оснований для отмены решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.10.2003 по делу N А48-2960/03-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 4 марта 2004 г. Дело N А48-2960/03-2

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по г. Ливны Орловской области на Решение от 27.10.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-2960/03-2,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Ливгидромаш" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными: Решения ИМНС РФ по г. Ливны Орловской области N 225 от 13.08.2003 в части взыскания с ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" налога на прибыль в сумме 331000 руб. (пп. "а" п. 2 резолютивной части решения); пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 55142 руб. (пп. "б" п. 2 резолютивной части решения); штрафа за неполную уплату налога на прибыль на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 66200 руб. (пп. 1.2 резолютивной части решения) и требования об уплате налога N 262 по состоянию на 13.08.2003 в части уплаты налога на прибыль в сумме 331000 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 55142 руб.
Решением суда от 27.10.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по г. Ливны Орловской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам проверки 24.07.2003 был составлен акт N 57 выездной документальной проверки ОАО "Ливгидромаш".
На основании акта проверки заместителем руководителя ИМНС 13.08.2003 принято Решение N 225 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 66200 руб., а также доначислении налога на прибыль в сумме 331000 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 55142 руб.
На основании решения в адрес ОАО "Ливенское производственное объединение" было направлено требование N 262 от 13.08.2003 об уплате налога на прибыль в сумме 331000 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 55142 руб.
Основанием для вынесения вышеназванного решения и направления требования послужило, по мнению налогового органа, нарушение налогоплательщиком пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции (действовавшей в 2001 г.), п. 4.1.2 Инструкции N 62 Госналогслужбы "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 15.06.2000 и письма МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02-139, поскольку им неправомерно заявлена льгота по налогу на прибыль в связи с необоснованным уменьшением облагаемой прибыли на сумму затрат на содержание жилищного фонда в сумме 946 тыс. руб. в результате отнесения на затраты расходов по отоплению, электроэнергии, т.е. расходов по коммунальным услугам, которые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК-002-93), утвержденным Госстандартом России (с учетом изменений и дополнений ОКУН 5/99 и ОКУН 6/99) не относятся к затратам на содержание жилого фонда.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с вышеназванными требованиями.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" соблюдены все условия применения льготы по налогу на прибыль, предусмотренные пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль", а именно: наличие жилищного фонда на балансе налогоплательщика; понесенные затраты на содержание указанного жилищного фонда; затраты осуществлены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; затраты осуществлены и заявлены на применение льготы в пределах нормативов затрат, согласованных с местными органами власти.
Согласно пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Закон "О налоге на прибыль", другие акты законодательства о налогах и сборах не содержат определения понятия "содержание жилищного фонда", а также конкретного определения (перечня) затрат и расходов на содержание жилищного фонда и иных объектов социальной инфраструктуры, в том числе учитываемых в целях применения льготы по налогу на прибыль.
Исходя из буквального толкования пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона следует, что в качестве затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, должны рассматриваться все затраты, направленные на надлежащее содержание жилищного фонда, в пределах нормативов, согласованных с органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, произведенные ОАО "Ливенское производственное объединение гидравлических машин" затраты на отопление и электроснабжение жилищного фонда необходимы для обеспечения его сохранности и поддержания в состоянии, безопасном для жизни и здоровья граждан. Из какого-либо бюджета эти затраты налогоплательщику не компенсируются, льгота по указанным затратам начислялась в пределах нормативов, согласованных с администрацией г. Ливны Орловской области.
Утверждение ИМНС о том, что затраты на отопление и электроснабжение жилищного фонда согласно Общероссийскому классификатору услуг N 163 (с учетом изменений ОКУН 5/99 и 6/99) являются коммунальными услугами и не относятся к затратам на содержание жилищного фонда, является несостоятельным, поскольку указанный классификатор представляет собой вспомогательный акт технического характера для решения задач стандартизации и сертификации услуг населению, поэтому не может рассматриваться как акт, устанавливающий состав затрат предприятий, имеющих на балансе объекты жилого фонда, на их содержание, а также порядок льготирования этих затрат применительно к закону о налоге на прибыль.
В Общероссийском классификаторе услуг населению услуги на содержание жилфонда, включая коммунальные услуги, включены в единый раздел 040000 "Жилищно-коммунальные услуги", что свидетельствует о целостности данного комплекса услуг.
Наличие двух подгрупп 041000 "жилищные услуги" и 042000 "коммунальные услуги" в единой группе "жилищно-коммунальные услуги" не может являться свидетельством того, что это два разных вида затрат.
Во введении к классификатору услуг он провозглашается документом стандартизации и представляет собой лишь документ учета и классификации и не содержит перечень затрат и расходов на содержание жилищного фонда.
Согласно пп. 1, 2 ст. 1 НК РФ основание возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. В связи с чем нет оснований для ограничительного толкования понятия "содержание жилищного фонда", руководствуясь классификатором услуг. Затраты предприятия, учитываемые в целях налогообложения, не могут быть квалифицированы как услуги населению.
Необоснованна ссылка ИМНС на письмо МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 "Об утверждении разъяснений по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц" как на основание для отказа в применении льготы по налогу на прибыль по содержанию жилищного фонда.
Этот документ не может являться основанием для отказа в применении льготы по налогу на прибыль, поскольку не соответствует определению нормативного правового акта о налогах и сборах, содержащемуся в ст. 4 НК РФ.
В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается, поэтому письмо МНС РФ от 15.02.2001 N ВГ-6-02-139 не относится к нормативным актам. В соответствии п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти является опубликование в "Российской газете", а также Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Письмо МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02-139 официально не опубликовано и не прошло государственной регистрации в Минюсте РФ.
Согласно п. 10 Указа Президента РФ N 763 данное письмо не влечет правовых последствий и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
При таких обстоятельствах суд правильно сделал вывод, что ОАО "Ливгидромаш" соблюдены все условия применения льготы по налогу на прибыль, предусмотренные пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль", и оснований для отмены решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.10.2003 по делу N А48-2960/03-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)