Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 июня 2004 года Дело N А44-3995/03-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" юрисконсульта Семенова А.Н. (доверенность от 01.06.2004), рассмотрев 03.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2004 по делу N А44-3995/03-С9 (судья Куропова Л.А.),
Общество с ограниченной ответственностью "Техсистема" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 19.12.2003 N 1058 о привлечении Общества к налоговой ответственности как несоответствующее пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.02.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 Главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, Общество не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с 01.01.2003, поскольку подало заявление об этом по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая не содержит исключений для вновь созданных юридических лиц. По мнению налогового органа, Общество вправе согласно своему заявлению применять УСН с момента его регистрации до 31.12.2002 или с 01.01.2004.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация Общества произведена 19.12.2002, на налоговый учет в Инспекции заявитель поставлен 19.12.2002.
Налогоплательщик 19.12.2002 обратился в налоговый орган с заявлением о переходе с 19.12.2002 на УСН. Уведомлением от 27.12.2002 N 97 Инспекция сообщила Обществу о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения с указанием объекта налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового за законодательства за период с 19.12.2002 по 30.09.2003, по результатам которой составила акт от 17.11.2003 N 102 и, рассмотрев разногласия заявителя, поданные им на акт проверки, 19.12.2003 приняла решение N 1058. Названным решением Инспекция привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в виде взыскания 129074 руб. штрафа, а также к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС и налогу с продаж, в виде взыскания 161909 руб. штрафов. Обществу также предложено уплатить 645372 руб. НДС и 53913 руб. пеней по НДС.
Инспекция установила, что заявление о переходе на данную систему налогообложения подано после 30 ноября 2002 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган полагает, что согласно положениям пункта 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Общество вправе согласно своему заявлению применять УСН в период с момента его регистрации до 31.12.2002 или с 01.01.2004.
Общество не согласилось с указанным решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что юридические лица, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявления о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему налогообложения в этот же период, вправе применять указанный специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Глава 26.2 НК РФ введена в действие с 01 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пунктом 2 статьи 346.13 предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из приведенных норм следует, что только с 01.01.2003 допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре 2002 года и ставшие в этом же периоде на налоговый учет, вправе подать в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с начала текущего календарного года. Иное толкование закона, данное подателем жалобы, направлено на придание Федеральному закону от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" обратной силы и распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.01.2003, что недопустимо.
Кроме того, Общество не вправе применять с момента своей регистрации положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они вступили в силу с 01.01.2003. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ налогоплательщики, применяющие с 01.01.2003 упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога с продаж и НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Более того, в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первым отчетным годом для организаций, созданных после 1 октября, считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в уведомлении от 27.12.2002 N 96 Инспекция обоснованно сообщила Обществу о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения с указанием объекта налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов", в связи с чем у налогового органа не было правовых оснований для доначисления НДС и привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда от 06.02.2004 является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2004 по делу N А44-3995/03-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2004 N А44-3995/03-С9
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2004 года Дело N А44-3995/03-С9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корабухиной Л.И., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" юрисконсульта Семенова А.Н. (доверенность от 01.06.2004), рассмотрев 03.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2004 по делу N А44-3995/03-С9 (судья Куропова Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техсистема" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 19.12.2003 N 1058 о привлечении Общества к налоговой ответственности как несоответствующее пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.02.2004 заявление Общества удовлетворено полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом положений статьи 346.13 Главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, Общество не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с 01.01.2003, поскольку подало заявление об этом по истечении срока, указанного в пункте 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая не содержит исключений для вновь созданных юридических лиц. По мнению налогового органа, Общество вправе согласно своему заявлению применять УСН с момента его регистрации до 31.12.2002 или с 01.01.2004.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация Общества произведена 19.12.2002, на налоговый учет в Инспекции заявитель поставлен 19.12.2002.
Налогоплательщик 19.12.2002 обратился в налоговый орган с заявлением о переходе с 19.12.2002 на УСН. Уведомлением от 27.12.2002 N 97 Инспекция сообщила Обществу о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения с указанием объекта налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового за законодательства за период с 19.12.2002 по 30.09.2003, по результатам которой составила акт от 17.11.2003 N 102 и, рассмотрев разногласия заявителя, поданные им на акт проверки, 19.12.2003 приняла решение N 1058. Названным решением Инспекция привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в виде взыскания 129074 руб. штрафа, а также к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по НДС и налогу с продаж, в виде взыскания 161909 руб. штрафов. Обществу также предложено уплатить 645372 руб. НДС и 53913 руб. пеней по НДС.
Инспекция установила, что заявление о переходе на данную систему налогообложения подано после 30 ноября 2002 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган полагает, что согласно положениям пункта 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Общество вправе согласно своему заявлению применять УСН в период с момента его регистрации до 31.12.2002 или с 01.01.2004.
Общество не согласилось с указанным решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд исходил из того, что юридические лица, созданные в декабре 2002 года и подавшие заявления о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему налогообложения в этот же период, вправе применять указанный специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2003.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Глава 26.2 НК РФ введена в действие с 01 января 2003 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пунктом 2 статьи 346.13 предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из приведенных норм следует, что только с 01.01.2003 допускается применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации при условии подачи заявления о переходе на эту систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Следовательно, юридические лица, созданные в декабре 2002 года и ставшие в этом же периоде на налоговый учет, вправе подать в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с начала текущего календарного года. Иное толкование закона, данное подателем жалобы, направлено на придание Федеральному закону от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" обратной силы и распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.01.2003, что недопустимо.
Кроме того, Общество не вправе применять с момента своей регистрации положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они вступили в силу с 01.01.2003. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ налогоплательщики, применяющие с 01.01.2003 упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога с продаж и НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Более того, в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первым отчетным годом для организаций, созданных после 1 октября, считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в уведомлении от 27.12.2002 N 96 Инспекция обоснованно сообщила Обществу о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения с указанием объекта налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов", в связи с чем у налогового органа не было правовых оснований для доначисления НДС и привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда от 06.02.2004 является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2004 по делу N А44-3995/03-С9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)