Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 27.10.2009 ПО ДЕЛУ N А39-5019/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2009 г. по делу N А39-5019/2008


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Бердникова О.Е., Масловой О.П.,
при участии представителя
от заявителя: Хисамова А.Х. (доверенность от 10.10.2009),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2009,
принятое судьей Ситниковой В.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., Урлековым В.Н.,
по делу N А39-5019/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТренТ Саранск"
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТренТ Саранск" (далее - ООО "ТренТ Саранск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.09.2008 N 11-64.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Ссылаясь на статьи 346.12, 346.13, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", заявитель считает, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают создание Обществом схемы уклонения от налогообложения с участием обществ с ограниченной ответственностью "ТренТ Медиа Регион" и "М-ТВ" (далее - ООО "ТренТ Медиа Регион" и ООО "М-ТВ") в целях получения необоснованной налоговой выгоды в виде применения упрощенной системы налогообложения. Налоговый орган полагает, что создание указанных организаций не связано с деловой целью и направлено на уклонение Общества от уплаты налогов, предусмотренных общей системой налогообложения
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в которой возразило против доводов заявителя и просило оставить судебные акты без изменения; его представитель в судебном заседании подтвердил данную позицию.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представителя в суд не направила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности ООО "ТренТ Саранск" за 2005 - 2007 годы.
В ходе проверки установлено, что с 16.04.2003 Общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, с января 2007 года - упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы. Наряду с ООО "ТренТ Саранск" в налоговом органе поставлены на учет 06.12.2004 ООО "ТренТ Медиа Регион" и 30.05.2006 ООО "М-ТВ", осуществляющие аналогичную (рекламную) деятельность, применяющие упрощенную систему налогообложения и имеющие схожий состав учредителей. Общий доход от рекламной деятельности этих обществ за 9 месяцев 2005 года составил 17 772 557 рублей 64 копейки, с учетом полученного дохода за октябрь 2005 года, общий доход обществ составил 16 372 119 рублей 77 копеек. Инспекция установила, что все указанные организации осуществляют одинаковый вид деятельности, применяют упрощенную систему налогообложения, зарегистрированы по одному адресу, учредителями и руководителями названных организаций являются одни и те же лица.
На основании этих обстоятельств Инспекция пришла к выводу о том, что ООО "ТренТ Саранск", ООО "ТренТ Медиа Регион" и ООО "М-ТВ" созданы с целью осуществления рекламной деятельности как единой организации и, используя незаконную "схему" получения налоговой выгоды путем необоснованного применения упрощенной системы налогообложения, уклоняются от уплаты налогов по общей системе налогообложения.
По результатам проверки составлен акт от 05.09.2008 N 11-64 и принято решение от 30.09.2008 N 11-64 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа; о доначислении налогов по общей системе налогообложения и пеней по налогу на добавленную стоимость в сумме 945 138 рублей 71 копейки, по налогу на прибыль в сумме 392 164 рублей 53 копеек, по налогу на имущество в сумме 1 959 рублей 86 копеек, по единому социальному налогу в сумме 184 335 рублей 13 копеек.
Посчитав данное решение неправомерным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 8 статьи 101, пунктом 4 статьи 346.13, пунктом 2 статьи 346.11, пунктами 1, 2 статьи 249, статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о неправомерном доначислении Обществу налогов по общей системе налогообложения, поскольку не усмотрел в действиях налогоплательщика противоправной схемы уклонения от их уплаты.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 миллионов рублей (в редакции, действующей до 01.01.2006, - не превысили 11 миллионов рублей).
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 346.11 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ООО "ТренТ Саранск", ООО "ТренТ Медиа Регион" и ООО "М-ТВ", осуществляя рекламную деятельность, применяли упрощенную систему налогообложения. Каждое общество самостоятельно вело учет доходов и расходов, определяло объект налогообложения, налоговую базу и исчисляло подлежащие уплате суммы налога. Общества являлись самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, исполняли свои обязательства в соответствии с условиями заключенных договоров, осуществляли расчеты с контрагентами, то есть занимались реальной хозяйственной деятельностью.
Оспариваемое решение Инспекции мотивировано тем, что создание ООО "ТренТ Медиа Регион" и ООО "М-ТВ" не связано с деловыми целями, а регистрация данных обществ при приближении выручки налогоплательщика к предельно допустимому значению произведена лишь для того, чтобы не потерять право применения упрощенной системы налогообложения. Данные организации расположены по одному юридическому адресу; осуществляли один и тот же вид деятельности, учредителями, руководителями и главными бухгалтерами всех организаций являются одни и те же лица.
Всесторонне и полно рассмотрев представленные документы, оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды пришли к выводу о том, что применение Обществом упрощенной системы налогообложения в рассматриваемой ситуации осуществлялось с соблюдением условий, предусмотренных статьями 346.11, 346.12, 346.13 Кодекса, соответствовало экономическим показателям деятельности Общества, основанным на исполнении заключенных гражданско-правовых договоров.
Те обстоятельства, что названные организации зарегистрированы по одному адресу, осуществляли одинаковый вид деятельности, учредителями и руководителями являются одни и те же лица, не являются доказательством получения Обществом необоснованной налоговой выгоды. Налоговый орган, ссылаясь на взаимозависимость организаций, не обосновал, каким образом данное обстоятельство повлияло на условия и экономические результаты их деятельности.
Установленные судами фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, сделанные на основе объективного исследования всех имеющихся доказательств.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о необоснованном доначислении Обществу налогов по общей системе налогообложения в спорных суммах и правомерно удовлетворили заявленное им требование.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 26.05.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 по делу N А39-5019/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.П.МАСЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)