Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.12.2004, 22.12.2004 ПО ДЕЛУ N А19-27935/04-24

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


29 декабря 2004 г. Дело N А19-27935/04-24
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии представителей:
от заявителя: Семенникова Р.Н. (доверенность от 16.07.2004 N 001-129),
от налогового органа: Дымчевской С.Г. (доверенность от 20.08.2004 N 05-05/4740), Томченко А.С. (доверенность от 20.08.2004 N 05-05/4181),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконными ненормативного акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:





открытое акционерное общество "Целлюлозно-картонный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому от 21.09.2004 N 04-24.2/33 частично - п. 3.2 и п. 3.3 резолютивной части решения.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители налогового органа заявленные требования не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве налоговой инспекции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций за январь - декабрь 2003 года, представленных налогоплательщиком, по вопросу правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых. В ходе проверки налоговый орган установил, что фактически осуществлялась добыча поваренной соли, добыча осуществляется в соответствии с приложением "В" к лицензии ИРК 01767 ТЭ от 18.06.2001.
Предприятием заявлен объем добычи полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 0% за 2003 год в размере 107893 тонн. Согласно приложению "В", всего добыто полезного ископаемого 273243 тонны.
Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая ставка 0%, так как нормативы потерь не утверждены в установленном законодательством порядке.
Налоговым органом вынесено решение N 04-24.2/33, резолютивной частью данного решения п. 3.2 организации предложено зачесть в счет имеющейся переплаты заниженный налог на добычу полезных ископаемых в размере 646818 рублей, п. 3.3 внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с данными положениями решения налогового органа, налогоплательщик обжаловал его в судебном порядке.
Выслушав доводы и возражения сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса РФ ОАО "Коршуновский ГОК" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 2 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Согласно протоколу N 61-11/0110-пр от 06.04.2004 комиссия по рассмотрению материалов по нормативам потерь и уточненным нормативам потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений по Иркутской области, провела заседание 28 ноября 2003 года, ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" предложено представить дополнительные материалы по обоснованию нормативов потерь, по фактическому учету потерь.
Согласно протоколу N 57-11/0091-пр от 01.04.2004 комиссия по рассмотрению материалов по нормативам потерь и уточненным нормативам потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений по Иркутской области, провела заседание 5 декабря 2003 года, ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" установлены нормативы потерь 40%, что согласовано с Иркутским округом Госгортехнадзора.
Принимая во внимание положения ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, суд приходит к выводу, что налогоплательщик правильно применил налоговую ставку 0% по нормативам потерь 40%, которые установлены Правительством РФ. Следовательно, налог исчислен верно. На момент проверки налоговый орган располагал документами, подтверждающими правильность исчисления налога, что подтверждается материалами дела.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у налогового органа не было оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых, следовательно, отсутствуют основания для внесения изменений в бухгалтерский учет налогоплательщика.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на государственный орган, принявший решение. Налоговый орган не представил доказательств законности принятого решения.
В соответствии с пп. 2, 5 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение (его часть) государственного органа не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным в той части, в которой он нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Решение налогового органа подлежит признанию незаконным в части п. 3.2 и п. 3.3 резолютивной части как не соответствующее требованиям ст. 342 НК РФ.
Государственная пошлина в порядке статей 104, 110 АПК РФ подлежит возврату в соответствии с Федеральным законом "О государственной пошлине" в размере 1000 руб., уплаченная по платежному поручению N 668 от 11.05.2004.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 04-24.2/33 от 21.09.2004 незаконным как не соответствующее требованиям ст. 342 НК РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения закона.
Возвратить открытому акционерному обществу "Целлюлозно-картонный комбинат" из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 1000 рублей, уплаченные по платежному поручению N 668 от 11.05.2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
О.Л.ЗВОЛЕЙКО







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2004 г. Дело N А19-27935/04-24
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии представителей:
от заявителя: Семенникова Р.Н. (доверенность от 16.07.2004 N 001-129),
от налогового органа: Дымчевской С.Г. (доверенность от 20.08.2004 N 05-05/4740), Томченко А.С. (доверенность от 20.08.2004 N 05-05/4181),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконными ненормативного акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:





открытое акционерное общество "Целлюлозно-картонный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому от 21.09.2004 N 04-24.2/33 частично - п. 3.2 и п. 3.3 резолютивной части решения.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители налогового органа заявленные требования не признали, поддержав позицию, изложенную в отзыве налоговой инспекции.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненных налоговых деклараций за январь - декабрь 2003 года, представленных налогоплательщиком, по вопросу правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых. В ходе проверки налоговый орган установил, что фактически осуществлялась добыча поваренной соли, добыча осуществляется в соответствии с приложением "В" к лицензии ИРК 01767 ТЭ от 18.06.2001.
Предприятием заявлен объем добычи полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 0% за 2003 год в размере 107893 тонн. Согласно приложению "В", всего добыто полезного ископаемого 273243 тонны.
Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая ставка 0%, так как нормативы потерь не утверждены в установленном законодательством порядке.
Налоговым органом вынесено решение N 04-24.2/33, резолютивной частью данного решения п. 3.2 организации предложено зачесть в счет имеющейся переплаты заниженный налог на добычу полезных ископаемых в размере 646818 рублей, п. 3.3 внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с данными положениями решения налогового органа, налогоплательщик обжаловал его в судебном порядке.
Выслушав доводы и возражения сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса РФ ОАО "Коршуновский ГОК" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ нормативными потерями полезных ископаемых в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 2 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Согласно протоколу N 61-11/0110-пр от 06.04.2004 комиссия по рассмотрению материалов по нормативам потерь и уточненным нормативам потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений по Иркутской области, провела заседание 28 ноября 2003 года, ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" предложено представить дополнительные материалы по обоснованию нормативов потерь, по фактическому учету потерь.
Согласно протоколу N 57-11/0091-пр от 01.04.2004 комиссия по рассмотрению материалов по нормативам потерь и уточненным нормативам потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений по Иркутской области, провела заседание 5 декабря 2003 года, ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" установлены нормативы потерь 40%, что согласовано с Иркутским округом Госгортехнадзора.
Принимая во внимание положения ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, суд приходит к выводу, что налогоплательщик правильно применил налоговую ставку 0% по нормативам потерь 40%, которые установлены Правительством РФ. Следовательно, налог исчислен верно. На момент проверки налоговый орган располагал документами, подтверждающими правильность исчисления налога, что подтверждается материалами дела.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у налогового органа не было оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых, следовательно, отсутствуют основания для внесения изменений в бухгалтерский учет налогоплательщика.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на государственный орган, принявший решение. Налоговый орган не представил доказательств законности принятого решения.
В соответствии с пп. 2, 5 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение (его часть) государственного органа не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным в той части, в которой он нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Решение налогового органа подлежит признанию незаконным в части п. 3.2 и п. 3.3 резолютивной части как не соответствующее требованиям ст. 342 НК РФ.
Государственная пошлина в порядке статей 104, 110 АПК РФ подлежит возврату в соответствии с Федеральным законом "О государственной пошлине" в размере 1000 руб., уплаченная по платежному поручению N 668 от 11.05.2004.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 04-24.2/33 от 21.09.2004 незаконным как не соответствующее требованиям ст. 342 НК РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения закона.
Возвратить открытому акционерному обществу "Целлюлозно-картонный комбинат" из федерального бюджета расходы по уплате госпошлины в сумме 1000 рублей, уплаченные по платежному поручению N 668 от 11.05.2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
О.Л.ЗВОЛЕЙКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)