Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2008 N 17АП-7440/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-19698/2008

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2008 г. N 17АП-7440/2008-АК


Дело N А60-19698/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Мещеряковой Т.И., Нилоговой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "Универсам Звездный": Баранова Р.А. - представитель по доверенности от 13.08.2008 г.
от заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ответчика по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 августа 2008 года
по делу N А60-19698/2008,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению ООО "Универсам Звездный"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Универсам Звездный" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании Постановления ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 05.08.2008 г. N 16-14/8-110 о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 августа 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать, ссылаясь на то, что материалы дела подтверждают продажу обществом алкогольной продукции с элементами нарушения маркировки акцизными марками - протокол осмотра, фотографии алкогольной продукции, являющиеся приложением к протоколу. Вывод суда о недоказанности события правонарушения по эпизоду, в котором часть акцизной марки заклеена аннотацией на русском языке, привел к неправильной оценке совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного. Правонарушение, совершенное ООО "Универсам Звездный" не может быть признано малозначительным, поскольку несоблюдение лицензиатом правил маркировки влечет снижение финансовой дисциплины и позволяет безнаказанно торговать продукцией с акцизными марками, достоверность сведений которых невозможно проверить контролирующим органам.
Ответчик по делу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направил.
ООО "Универсам Звездный" (заявитель по делу) отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в судебном заседании пояснил, что доводы налогового органа несостоятельны, технические средства для считывания информации с акцизных марок не применялись. Общество считает, что состав административного правонарушения отсутствует, выводы суда о применении ст. 2.9 КоАП РФ являются правильными.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностными лицами ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга 21.07.2008 г. на основании поручения от 21.07.2008 г. N 110 в присутствии директора магазина Клочковой Т.В. проведена проверка соблюдения законодательства о розничной продажи алкогольной продукцией в магазине, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Радищева, 33 принадлежащем ООО "Универсам Звездный". В ходе проверки установлены факты нарушения выразившиеся в следующем:
- 1. часть акцизной марки коньяка "Рэми Мартан V.S.O.P" емк. 0,2 л, д.р. 20.06.2007 г., производитель Франция, заклеена аннотацией на русском языке, считывание сведений с маркированной алкогольной продукции невозможно;
- 2. акцизная марка коньяка "Мартель V.S.O.P Медальон" емк. 0,2 л, д.р. 29.06.2005 г., производитель Франция, находилась отдельно от бутылки на полке витрины. Кроме того, вышеуказанная алкогольная продукция была выставлена с ценниками в стеклянном шкафу с закрытыми дверцами, то есть свободный доступ посетителей к алкогольной продукции отсутствовал.
При указанных обстоятельствах нарушены п. 1, 6 ст. 12, п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 26 ФЗ от 22.11.1995 г. N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 136, п. 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55, п. 2 Правил маркировки алкогольной продукции акцизными марками, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 866, п. 6 Правил маркировки подакцизных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.04.2000 г. N 355.
Данные нарушения нашли отражение в акте проверки от 21.07.2008 N 16-14/8-110 (л.д. 14). По фактам обнаруженных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 22.07.2008 N 16-14/8-110 (л.д. 10-11). По результатам рассмотрения протокола и иных материалов по административному делу и.о. начальника инспекции вынесено постановление от 05.05.2008 N 16-14/8-110 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере трехсот минимальных размеров оплаты труда, что составило 30000 руб. (л.д. 9). Копии протокола и постановления вручены представителю общества по доверенности в день их составления (вынесения).
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в части нарушения по отклеиванию акцизной марки, которая находилась отдельно от бутылки на полке витрины. В отношении вменяемого обществу нарушения о невозможности считывания сведений с маркированной алкогольной продукции по причине частичного заклеивания марки аннотацией на русском языке, суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом события правонарушения и вины общества.
Рассмотрев жалобу налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушения правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и(или) оборота на территории РФ алкогольной продукции, указанной в п. 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 г. предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок, несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставку, розничную продажу, в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 140 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, установлено, что перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Согласно пункту 6 Правил маркировки подакцизных товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.04.2000 N 355, не допускается нанесение поверх марки каких-либо элементов упаковки (за исключением прозрачной целлофановой обертки на упаковке табака и табачных изделий), которые закрывают ее поверхность и затрудняют определение ее подлинности.
Из анализа указанных норм права следует, что лицо, осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции, обязано перед продажей проверить наличие на товаре соответствующей акцизной марки с целью обеспечения считывания контролирующим органом сведений о маркируемой алкогольной продукции и определения ее подлинности. В случае обнаружения на акцизной марке каких-либо препятствий для считывания сведений о маркируемой продукции, в том числе, в случае нанесения поверх акцизной марки аннотации на русском языке, лицом, осуществляющим реализацию алкогольной продукции, должны быть приняты меры для их устранения.
Из материалов дела видно, что 21.07.2008 г. в магазине, находящемся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Радищева, 33 и принадлежащем ООО "Универсам Звездный" осуществлялась продажа 1 бутылки коньяка "Мартель V.S.O.P Медальон", акцизная марка которого находилась отдельно от бутылки на полке витрины и 1 бутылки коньяка "Рэми Мартан V.S.O.P" емк. 0,2 л, д.р. 20.06.2007 г., производитель Франция, часть акцизной марки которой была заклеена аннотацией на русском языке, считывание сведений с маркированной алкогольной продукции при этом было невозможно.
Факт продажи алкогольной продукции с элементами нарушения маркировки акцизными марками подтверждается актом проверки N 16-14/8-110 от 21.07.2008 г., протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении от 22.07.2008 г., письменными объяснениями директора магазина Клочковой Т.В. от 21.07.2008 г. (л.д. 24), проведенной в ходе проверки фотосъемкой. При этом на имеющейся в материалах дела фотографии визуально видно, что акцизная марка заклеена на 1/3 аннотацией на русском языке.
При указанных обстоятельствах, факт административного нарушения подтвержден материалами дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения обществом норм и требований законодательства, предъявляемых к реализации алкогольной продукции, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину общества, так как выявленные налоговым органом нарушения общество могло выявить путем визуального осмотра алкогольной продукции перед выставлением на продажу.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в действиях общества является доказанным.
Выводы суда в части освобождения общества от административной ответственности, в связи с малозначительностью правонарушения, и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ являются законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В качестве малозначительных обстоятельств судом апелляционной инстанции учтено следующее. Из акта проверки следует, что в торговой точке на реализации находилось алкогольной продукции - коньяков - 67 наименований, вина - 229 наименований, прочей алкогольной продукции - 130 наименований. Из значительного объема реализуемой алкогольной продукции в ходе проверки налоговым органом обнаружены нарушения маркировки акцизными марками только в отношении двух бутылок: 1 бутылки коньяка "Мартель V.S.O.P Медальон" и 1 бутылки коньяка "Рэми Мартан V.S.O.P". При этом на весь объем реализуемой алкогольной продукции у общества имелись и были представлены по требованию административного органа все необходимые документы для подтверждения легальности ее оборота и соответствия продукции установленным требованиям (сертификат соответствия, удостоверение качества, справка к ТТН, а также расходная накладная, в которой содержатся реквизиты ТТН).
Из материалов дела также следует, что иных нарушений в сфере оборота алкогольной продукции инспекцией не выявлено, ранее общество к ответственности за аналогичное правонарушение не привлекалось.
В связи с этим, допущенные обществом правонарушения следует квалифицировать как малозначительные и ограничиться устным замечанием.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 29 августа 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 августа 2008 года по делу N А60-19698/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)