Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 июня 2011 года по делу N А05-3654/2011 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, ИНН XXXXXXXXXX; далее - администрация Устьянского муниципального района, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 8) о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2004, указанной в справке N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.12.2010 в связи с утратой возможности взыскания, по причине истечения установленного для этого срока; незаконными действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за администрацией в данной справке без указания об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением установленного для этого срока; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 2 июня 2011 года по делу N А05-3654/2011 требования администрации удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части признания невозможной к взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1668 рублей 19 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 30 рублей 89 копеек и признания незаконными действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по указанной задолженности, числящейся за администрацией в справке N 255 без указания об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением установленного для этого срока. В обоснование своей позиции ссылается на то, что контроль за уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, а не инспекция.
Отзыв на жалобу от администрации не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании запроса администрации Устьянского муниципального района инспекция выдала справку N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 31.12.2010, в которой указала, что у администрации имеются недоимки по налогам и взносам в сумме 540 365 рублей 50 копеек, в том числе: по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации в сумме 166 рублей 70 копеек, по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 89 195 рублей 23 копеек, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 394 293 рублей 20 копеек, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2116 рублей 85 копеек, по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 54 593 рублей 52 копеек; задолженности по пеням в сумме 3 302 332 рублей 28 копеек, в том числе: по налогу на доходы физических лиц, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей и призов, в сумме 8778 рублей 73 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1668 рублей 19 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 30 рублей 89 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 84 рублей 24 копеек, по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему в сумме, 29 862 рублей 88 копеек, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2 455 472 рублей 74 копеек; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 38 176 рублей 95 копеек, по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 739 090 рублей 07 копеек, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 21 205 рублей 36 копеек, по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 5881 рубля 10 копеек, по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 2081 рубля 13 копеек, задолженности по штрафам в сумме 1760 рублей 60 копеек, в том числе: по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 66 рублей 68 копеек, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 44 рублей 14 копеек, по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1649 рублей 78 копеек.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу пункта 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
В части 1 статьи 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы.
В соответствии с разделом III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, разделом VII Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65", данные о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются в карточках на основании следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, решения налоговых органов о зачете (возврате) обязательных платежей.
На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Исполнение положений названных ведомственных документов является для налоговых органов обязательным.
Сроки хранения документов, подтверждающих указанные в карточках сведения, поставлены в зависимость от предусмотренных НК РФ предельных сроков глубины налоговой проверки, сроков принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, сроков хранения налогоплательщиками документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.
Истечение установленных сроков хранения предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, на основании которых устанавливается обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет обязательных платежей соответствующего вида, предполагает их отсутствие как у налоговых органов, так и у налогоплательщика и, следовательно, невозможность проверить достоверность заявления о наличии или отсутствии спорной задолженности.
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в НК РФ, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).
Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.
В то же время при проверке обоснованности включения налоговым органом в выдаваемую налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам и сборам необходимо исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.
В рассматриваемом случае инспекция в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции подтвердила, что в спорную справку включена задолженность по налогам, сборам, штрафам, которая образовалась до 01.01.2004, пени и штрафы исчислены на задолженность, возникшую до 01.01.2004, документального подтверждения недоимок, пеней и штрафов, а также доказательств принятия мер принудительного взыскания не имеется.
При таких обстоятельствах действия налогового органа, выразившиеся во включении в справку N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 31.12.2010 недостоверных сведений о наличии у администрации Устьянского муниципального района задолженности в оспариваемом размере, являются незаконными.
Исходя из заявленных требований, администрация обратилась с требованием о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, взносам и задолженности по пеням и штрафам, незаконными действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся в данной справке без указания об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением установленного для этого срока.
Фактически предметом требований является справка N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 31.12.2010, которую выдала МИФНС N 8.
Поэтому не имеет правового значения тот факт, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
По настоящему делу вопрос об отсутствии у налогового органа полномочий по взысканию пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1668 рублей 19 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 30 рублей 89 копеек не входит в предмет требований.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования администрации Устьянского муниципального района, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 июня 2011 года по делу N А05-3654/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2011 ПО ДЕЛУ N А05-3654/2011
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2011 г. по делу N А05-3654/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 июня 2011 года по делу N А05-3654/2011 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
администрация муниципального образования "Устьянский муниципальный район" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX, ИНН XXXXXXXXXX; далее - администрация Устьянского муниципального района, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N 8) о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01.01.2004, указанной в справке N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.12.2010 в связи с утратой возможности взыскания, по причине истечения установленного для этого срока; незаконными действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за администрацией в данной справке без указания об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением установленного для этого срока; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 2 июня 2011 года по делу N А05-3654/2011 требования администрации удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части признания невозможной к взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1668 рублей 19 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 30 рублей 89 копеек и признания незаконными действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по указанной задолженности, числящейся за администрацией в справке N 255 без указания об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением установленного для этого срока. В обоснование своей позиции ссылается на то, что контроль за уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, а не инспекция.
Отзыв на жалобу от администрации не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании запроса администрации Устьянского муниципального района инспекция выдала справку N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 31.12.2010, в которой указала, что у администрации имеются недоимки по налогам и взносам в сумме 540 365 рублей 50 копеек, в том числе: по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации в сумме 166 рублей 70 копеек, по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в сумме 89 195 рублей 23 копеек, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 394 293 рублей 20 копеек, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2116 рублей 85 копеек, по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 54 593 рублей 52 копеек; задолженности по пеням в сумме 3 302 332 рублей 28 копеек, в том числе: по налогу на доходы физических лиц, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей и призов, в сумме 8778 рублей 73 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1668 рублей 19 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 30 рублей 89 копеек, налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 84 рублей 24 копеек, по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему в сумме, 29 862 рублей 88 копеек, по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2 455 472 рублей 74 копеек; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 38 176 рублей 95 копеек, по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 739 090 рублей 07 копеек, по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 21 205 рублей 36 копеек, по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 5881 рубля 10 копеек, по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 2081 рубля 13 копеек, задолженности по штрафам в сумме 1760 рублей 60 копеек, в том числе: по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 66 рублей 68 копеек, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 44 рублей 14 копеек, по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 1649 рублей 78 копеек.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В силу пункта 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке.
В части 1 статьи 65 АПК РФ указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Процедура учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, а также порядок их списания регламентированы приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной налоговой службы.
В соответствии с разделом III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, разделом VII Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых плательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 14.02.2003 N БГ-3-06/65", данные о начисленных к уплате (доплате), уменьшению суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей отражаются в карточках на основании следующих документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах: налоговой декларации (расчета), корректирующей налоговой декларации (расчета), авансового расчета, решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решения судебных органов, решения вышестоящих налоговых органов, отменяющего (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, решения налоговых органов о зачете (возврате) обязательных платежей.
На основании данных, отраженных в карточках расчетов налогоплательщика по налогам (пеням, штрафам с бюджетом), налогоплательщику выдается справка о состоянии расчетов с бюджетом. Форма такой справки утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Исполнение положений названных ведомственных документов является для налоговых органов обязательным.
Сроки хранения документов, подтверждающих указанные в карточках сведения, поставлены в зависимость от предусмотренных НК РФ предельных сроков глубины налоговой проверки, сроков принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам, сроков хранения налогоплательщиками документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов.
Истечение установленных сроков хранения предусмотренных законодательством о налогах и сборах документов, на основании которых устанавливается обязанность налогоплательщика по уплате в бюджет обязательных платежей соответствующего вида, предполагает их отсутствие как у налоговых органов, так и у налогоплательщика и, следовательно, невозможность проверить достоверность заявления о наличии или отсутствии спорной задолженности.
Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с исчислением и уплатой налогов, в целях соблюдения конституционного запрета на произвольное необоснованное ограничение имущественных прав налогоплательщика в НК РФ, его статьях 46, 47 и 48, установлены ограничения сроков принудительного взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам).
Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.
В то же время при проверке обоснованности включения налоговым органом в выдаваемую налогоплательщику справку о состоянии расчетов по налогам и сборам необходимо исходить из того, что указанные в справке сведения должны быть достоверными, что предполагает их полноту и объективность, соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов на дату выдачи справки.
В рассматриваемом случае инспекция в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции подтвердила, что в спорную справку включена задолженность по налогам, сборам, штрафам, которая образовалась до 01.01.2004, пени и штрафы исчислены на задолженность, возникшую до 01.01.2004, документального подтверждения недоимок, пеней и штрафов, а также доказательств принятия мер принудительного взыскания не имеется.
При таких обстоятельствах действия налогового органа, выразившиеся во включении в справку N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 31.12.2010 недостоверных сведений о наличии у администрации Устьянского муниципального района задолженности в оспариваемом размере, являются незаконными.
Исходя из заявленных требований, администрация обратилась с требованием о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, взносам и задолженности по пеням и штрафам, незаконными действий, выразившихся в предоставлении недостоверной информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся в данной справке без указания об утрате возможности ее взыскания в принудительном порядке в связи с истечением установленного для этого срока.
Фактически предметом требований является справка N 255 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 31.12.2010, которую выдала МИФНС N 8.
Поэтому не имеет правового значения тот факт, что в соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
По настоящему делу вопрос об отсутствии у налогового органа полномочий по взысканию пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1668 рублей 19 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 30 рублей 89 копеек не входит в предмет требований.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования администрации Устьянского муниципального района, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 июня 2011 года по делу N А05-3654/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)