Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.01.2004 N А56-17923/03

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 января 2004 года Дело N А56-17923/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области Мурановой О.М. (доверенность от 03.01.04 N 09-02/02), рассмотрев 26.01.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу отдела внутренних дел Волховского района Ленинградской области на решение от 08.07.2003 (судья Рыбаков С.П.) и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2003 (судьи Сергиенко А.Н., Исаева И.А., Тарасюк И.М.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17923/03,
УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Отдела внутренних дел Волховского района Ленинградской области (далее - ОВД) 11450 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц и единого социального налога по форме 2-НДФЛ.
Решением от 08.07.2003 суд удовлетворил заявление налоговой инспекции, взыскав с учреждения 11450 руб. штрафа и 588 руб. госпошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2003 решение суда отменено в части взыскания 588 руб. госпошлины, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОВД, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, вина ответчика в том, что он не представил сведения о доходах сотрудников милиции, отсутствует, так как учреждение выполняло указания Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) (телеграммы от 29.03.2002 N 279, от 27.12.2002, от 17.04.2002 N 210 и указание от 05.03.2003).
ОВД о времени и месте слушания дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку ОВД правильности исчисления, полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за 2001 год. По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 26.11.2002 N 06-18/4839 и с учетом заявленных ОВД возражений на акт проверки принято решение от 23.12.2002 N 06-18/5256 о привлечении ОВД к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 11450 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме 2-НДФЛ о доходах 229 сотрудников ОВД и едином социальном налоге за 2001 год. В пункте 2 данного решения налогового органа содержится предложение налоговому агенту в десятидневный со дня его получения срок добровольно уплатить налоговые санкции, которое им не было исполнено, в связи с чем налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их принудительном взыскании.
Удовлетворяя заявление налоговой инспекции о взыскании штрафа, судебные инстанции исходили из того, что к сведениям, составляющим государственную тайну, в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" отнесены и сведения о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности Российской Федерации, а названные телеграммы Министерства внутренних дел не являются обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Кассационная инстанция считает выводы судебных инстанций правильными.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Пунктом 5 этой статьи установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 230 НК РФ указано, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Статьей 32 НК РФ на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно статье 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, сотрудники ОВД являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а следовательно, с учетом изложенного, учреждение как налоговый агент, удерживающий с дохода своих сотрудников названный налог, обязано в соответствии с действующим налоговым законодательством представлять в налоговые органы по месту учета сведения о доходах своих сотрудников по форме 2-НДФЛ.
Кассационная инстанция считает ссылку учреждения на статью 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" несостоятельной, так как сведения о доходах сотрудников милиции не являются государственной тайной.
Имеющиеся в деле телеграммы Министерства внутренних дел, на которые ссылается учреждение как на основание освобождения его от ответственности, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, не являются обстоятельством, исключающим вину ответчика в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, поскольку указания, содержащиеся в телеграммах, даны органом, который не уполномочен давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Кассационная инстанция считает обоснованным постановление апелляционной инстанции, которым решение первой инстанции отменено в части взыскания 558 руб. госпошлины с ОВД, так как государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, освобождаются от уплаты госпошлины (статья 5 Федерального закона "О государственной пошлине").
Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 16.10.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-17923/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела внутренних дел Волховского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)