Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гиданкиной А.В.
судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Старокожевой И.Н.
при участии:
- от открытого акционерного общества "Санаторий имени Орджоникидзе": представитель по доверенности Кучерук Ф.Э., доверенность от 15.12.2010 N 40.01.21;
- от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель по доверенности Колесников Д.И., доверенность от 06.08.2010 N 05/2010/367
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.10.2010 по делу N А32-33780/2009-19/610
по заявлению открытого акционерного общества "Санаторий имени Орджоникидзе"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
установил:
открытое акционерное общество "Санаторий имени Орджоникидзе" (ИНН 231903671, ОГРН 1062319001150) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.06.2009 N 15-15/47906 в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в сумме 6 169 134 рублей; земельного налога за 2008 год в сумме 1 884 420 руб.; штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 549 808,20 руб.; пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 годы и земельного налога за 2008 год в сумме 739 935,10 руб., всего в общей сумме 10 343 297,3 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что на 01.01.2008 изменения в кадастровой стоимости земельного участка не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 01.03.2008, поэтому не могли применяться для исчисления земельного налога.
Решением суда от 12.10.2010 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 16.06.2009 N 15-15/47906. Взысканы с Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что действия Управления Федерального казначейства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка признаны незаконными вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу. Таким образом, доначисления инспекцией обществу авансовых платежей по земельному налогу, земельного налога, пени и штрафа, основанные на рассчитанной УФАКОН с применением не вступившего в законную силу распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" незаконны.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 12.10.2010 отменить, в иске общества отказать.
Податель жалобы указал, что общество за 2008 год должно уплатить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". Данное распоряжение вступило в силу со дня его подписания, то есть с 29.12.2007, что предусмотрено пунктом 6 данного распоряжения. Данное распоряжение было опубликовано в газете "Кубанские новости" N 21 от 09.02.2008, которая является официальным печатным органом Администрации Краснодарского края. Кроме того, общество имело возможность узнать об официальном опубликовании их иных доступных источников (Интернет, СМИ, ТВ), обратиться в Федеральное Агентство кадастра объектов недвижимости о кадастровой стоимости подлежащего налогообложению земельного участка. Общество неправомерно считает, что данное распоряжение вступает в силу с 01.01.2009, поскольку нормы права статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются к земельным правоотношениям. Таким образом, неприменение обществом положений данного распоряжения при исчислении авансовых платежей за 1 - 3 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год неправомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" просит решение суда от 12.10.2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе", в соответствии с Государственным актом КК-2 N 42600 1033 и постановлением главы администрации города Сочи от 16.09.1994 N 822, на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:143, площадью 166 000 кв. м, с разрешенным использованием/назначением: размещение и эксплуатация зданий и сооружений санатория, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, пр-кт Курортный, 96/5.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю были сформированы в государственном земельном кадастре сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 в размере 4 472 187 900 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 26 941 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 22.05.2008 г. N 49/08-03-12241.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" по вопросам соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в части полноты исчисления и уплаты им земельного налога за 2008 год.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган составил акт от 15.05.2009 N 15-21/11723 и вынес решение от 16.06.2009 N 15-15/47906:
1. Привлечь ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2008 год в результате занижения налоговой базы, а также других неправомерных действий налогоплательщика в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, составляющей всего за 2008 год 7 749 041 рублей.
2. Доначислить в карточку РСБ ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе":
2.1. исчисленную в заниженном размере сумму авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы всего в размере 6 169 134 рублей.
2.2. исчисленную в заниженном размере сумму земельного налога за 2008 год, подлежащую уплате в соответствии с декларацией по земельному налогу за 2008 год с учетом подлежащих уплате в течение 2008 года платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года, в размере 1 884 420 рублей.
3. Зачесть существующую в карточке РСБ переплату по земельному налогу в размере 304 513 рублей в счет доначисленных сумм платежей по земельному налогу за 2008 год в порядке ст. 78 НК РФ.
4. Предложить ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" уплатить в срок, указанный в требовании:
- 4.1. сумму неуплаченного земельного налога за 2008 год в размере 7 749 041 рубль;
- 4.2. пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год в размере 739 935,10 рублей;
- 4.3. штраф за неуплату земельного налога в размере 1 549 808,20 рублей.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, налоговым органом исчислен земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиком за 2008 год, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р.
Не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, общество обжаловало решение инспекции от 16.06.2009 N 15-15/47906 в досудебном порядке согласно п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 19.08.2009 N 16-12-529-1098 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 16.06.2009 N 15-15/47906 утверждено и вступило в законную силу.
Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном статьями 138 НК РФ и 198 АПК РФ, оспорило решение налогового органа от 16.06.2009 N 15-15/47906 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
02.02.2009 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2008 год, в которой указан подлежащий налогообложению земельный участок с кадастровой стоимостью в размере 1 787 670 000 рублей, ставка земельного налога в размере 0,3% и, соответственно исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2008 год, в размере 5 363 010 рублей.
Налоговым органом в связи с установлением противоречий в сведениях, указанных налогоплательщиком в расчетах авансовых платежей за 1, 2, 3 кварталы 2008 года со сведениями, указанными в проверяемой декларации по земельному налогу за 2008 год, требованием от 11.03.2009 N 15-18/3009 было предложено представить обществу письменные пояснения о выявленных расхождениях. Противоречия заключаются в указании налогоплательщиком в расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года кадастровой стоимости подлежащего налогообложению земельного участка с кадастровым номером 23:49:0300000:0001 в размере 346 070 160 рублей и ставкой земельного налога 1,5%; в расчетах за 2 и 3 кварталы 2008 г. указан подлежащий налогообложению земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:143, кадастровой стоимостью 346 070 160 рублей и ставкой земельного налога 1,5%, тогда как в декларации по земельному налогу за 2008 г. указан подлежащий налогообложению земельный участок с кадастровым номером 23:49:300000:1, при этом с кадастровой стоимостью в размере 1 787 670 000 рублей и ставкой земельного налога 0,3%.
Согласно письму от 31.07.2008 N 45.4/2909 Территориального отдела по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю земельному участку с кадастровым номером 23:49:0300000:1 был присвоен новый актуальный кадастровый номер 23:49:0000000:143.
Согласно кадастровой выписке от 29.05.2008 N 49/08-03-12858 о подлежащем налогообложению земельном участке, в соответствии с которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 указана в размере 4 472 187 900 рублей.
Налоговый орган считает, что в расчетах авансовых платежей за 2 и 3 кварталы 2008 г. общество не применило кадастровую стоимость, указанную в выписке от 29.05.2008 N 49/08-03-12858, а указало кадастровую стоимость в размере 346 070 160 рублей, то есть, стоимость, применяемую им при исчислении земельного налога в 2006-2007 годах.
При исчислении земельного налога за 2008 год ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" применил рыночную стоимость земельного участка в размере 1 787 670 000 рублей, которая была установлена ООО "Межрегиональная консалтинговая группа "Развитие и созидание" в результате проведенной оценки, согласно отчету от 14.07.2008 N 15/08.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции при принятии решения правомерно установлено следующее.
Управление Роснедвижимости по Краснодарскому краю на обращение ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" от 14.01.2009 N 11-01-18 сообщило, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2009 по делу N А32-19801/2009-73/458, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143, расположенного в Краснодарском крае, городе Сочи, Хостинский район, пр-кт Курортный, 96/5 общей площадью 166 000 кв. м, в размере 4 472 187 900 рублей исходя из стоимости 1 кв. м равной 26 941 руб., с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 6, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд также обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Названный судебный акт мотивирован тем, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" рекомендовано УФАКОН внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель в государственный земельный кадастр, Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края обеспечить опубликование настоящего Распоряжения в средствах массовой информации Краснодарского края.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, так как в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
09.02.2008 в газете "Кубанские новости" N 21(4160) опубликована официальная информация следующего содержания "Губернатор Кубани Александр Ткачев подписал распоряжение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории края. Согласно документу необходимо утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости земли на территории края по состоянию на 1 января 2007 года. Также Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендуется внести результаты оценки земель населенных пунктов на территории края в государственный земельный кадастр".
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 44, 45 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" от 06.06.1995 N 7-КЗ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения.
Порядок опубликования нормативных актов определен ст. 46 Закона, согласно которому Глава администрации (губернатор) края в установленном порядке подписывает и обнародует законы. Официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты края после вступления их в силу подлежат применению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также исполнению находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что, несмотря на указанные нормы закона, УФАКОН при расчете кадастровой стоимости земельного участка общества по состоянию на 2008 год применил неопубликованный в установленном законом порядке и не подлежащий применению нормативный правовой акт, чем нарушил действующее законодательство.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю нарушили права и обязанности заинтересованного лица возложив на него бремя дополнительных платежей, а также грозит заявителю применением в отношении него административных санкций со стороны государства, а именно Федеральной налоговой службы.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд первой инстанции правомерно установил, что выводы Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-9801/2009-73/458 имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Как видно из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, полный текст распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликован 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37.
Согласно п. 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001 года, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р было опубликовано в установленном порядке 13.03.2009 года в газете "Кубанские новости" N 37, то данный нормативный правовой акт не мог подлежать применению до указанной даты, в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2008 г. изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143, не были утверждены и не были доведены до сведения общества, и соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога. Кроме того, налоговая база по земельному налогу за 2008 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде (Постановление ВАС РФ от 10.02.2009 N 11279/08).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что налогоплательщик имел возможность ознакомиться с Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории краснодарского края" через официальный сайт Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет по следующим основаниям.
Сайт УФАКОН по Краснодарскому краю в силу статьи 2 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не является периодическим печатным изданием. Кроме того, в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации налоговый орган не предоставил доказательств того, что налогоплательщик был своевременно поставлен в известность об опубликовании распоряжения от 29.12.2007 N 1202-р на сайте УФАКОН по Краснодарскому краю. Доводы налогового органа в этой части носят предположительный характер.
Также, судом первой инстанции правомерно учтено, что распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р не содержит сведений о том, что опубликование на сайте УФАКОН по Краснодарскому краю результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель является официальным.
На основании изложенного, довод налогового органа о правомерности применения Распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" при исчислении земельного налога, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено следующее: "Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством".
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли".
Судом первой инстанции правомерно установлено, что налоговой инспекцией изменения в оспариваемое решение и определение суммы платежей по земельному налогу на основании нормативной цены земельных участков не производились. В связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании у общества, обязанность исчислить налог исходя из неустановленной кадастровой стоимости, у налогоплательщика не возникла.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд правомерно признал незаконными доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в сумме 6 169 134 рублей; земельного налога за 2008 год в сумме 1 884 420 руб.; штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 549 808,20 руб.; пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 годы и земельного налога за 2008 год в сумме 739 935,10 руб., всего в общей сумме 10 343 297,3 рублей.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 15.06.2009 N 15-15/47906 не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах налогового законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 по делу N А32-33780/2009-19/610 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2010 N 15АП-13355/2010 ПО ДЕЛУ N А32-33780/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г. N 15АП-13355/2010
Дело N А32-33780/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гиданкиной А.В.
судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Старокожевой И.Н.
при участии:
- от открытого акционерного общества "Санаторий имени Орджоникидзе": представитель по доверенности Кучерук Ф.Э., доверенность от 15.12.2010 N 40.01.21;
- от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю: представитель по доверенности Колесников Д.И., доверенность от 06.08.2010 N 05/2010/367
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.10.2010 по делу N А32-33780/2009-19/610
по заявлению открытого акционерного общества "Санаторий имени Орджоникидзе"
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
установил:
открытое акционерное общество "Санаторий имени Орджоникидзе" (ИНН 231903671, ОГРН 1062319001150) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.06.2009 N 15-15/47906 в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в сумме 6 169 134 рублей; земельного налога за 2008 год в сумме 1 884 420 руб.; штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 549 808,20 руб.; пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 годы и земельного налога за 2008 год в сумме 739 935,10 руб., всего в общей сумме 10 343 297,3 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что на 01.01.2008 изменения в кадастровой стоимости земельного участка не были утверждены и не были доведены до сведения общества до 01.03.2008, поэтому не могли применяться для исчисления земельного налога.
Решением суда от 12.10.2010 признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 16.06.2009 N 15-15/47906. Взысканы с Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в пользу ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что действия Управления Федерального казначейства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка признаны незаконными вступившим в законную силу судебным актом, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу. Таким образом, доначисления инспекцией обществу авансовых платежей по земельному налогу, земельного налога, пени и штрафа, основанные на рассчитанной УФАКОН с применением не вступившего в законную силу распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" незаконны.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 12.10.2010 отменить, в иске общества отказать.
Податель жалобы указал, что общество за 2008 год должно уплатить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края". Данное распоряжение вступило в силу со дня его подписания, то есть с 29.12.2007, что предусмотрено пунктом 6 данного распоряжения. Данное распоряжение было опубликовано в газете "Кубанские новости" N 21 от 09.02.2008, которая является официальным печатным органом Администрации Краснодарского края. Кроме того, общество имело возможность узнать об официальном опубликовании их иных доступных источников (Интернет, СМИ, ТВ), обратиться в Федеральное Агентство кадастра объектов недвижимости о кадастровой стоимости подлежащего налогообложению земельного участка. Общество неправомерно считает, что данное распоряжение вступает в силу с 01.01.2009, поскольку нормы права статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются к земельным правоотношениям. Таким образом, неприменение обществом положений данного распоряжения при исчислении авансовых платежей за 1 - 3 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год неправомерно.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" просит решение суда от 12.10.2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе", в соответствии с Государственным актом КК-2 N 42600 1033 и постановлением главы администрации города Сочи от 16.09.1994 N 822, на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:143, площадью 166 000 кв. м, с разрешенным использованием/назначением: размещение и эксплуатация зданий и сооружений санатория, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, пр-кт Курортный, 96/5.
Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю были сформированы в государственном земельном кадастре сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 в размере 4 472 187 900 рублей, исходя из стоимости 1 кв. м равной 26 941 рублей, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 22.05.2008 г. N 49/08-03-12241.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю проведена камеральная налоговая проверка ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" по вопросам соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в части полноты исчисления и уплаты им земельного налога за 2008 год.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган составил акт от 15.05.2009 N 15-21/11723 и вынес решение от 16.06.2009 N 15-15/47906:
1. Привлечь ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога за 2008 год в результате занижения налоговой базы, а также других неправомерных действий налогоплательщика в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, составляющей всего за 2008 год 7 749 041 рублей.
2. Доначислить в карточку РСБ ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе":
2.1. исчисленную в заниженном размере сумму авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы всего в размере 6 169 134 рублей.
2.2. исчисленную в заниженном размере сумму земельного налога за 2008 год, подлежащую уплате в соответствии с декларацией по земельному налогу за 2008 год с учетом подлежащих уплате в течение 2008 года платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года, в размере 1 884 420 рублей.
3. Зачесть существующую в карточке РСБ переплату по земельному налогу в размере 304 513 рублей в счет доначисленных сумм платежей по земельному налогу за 2008 год в порядке ст. 78 НК РФ.
4. Предложить ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" уплатить в срок, указанный в требовании:
- 4.1. сумму неуплаченного земельного налога за 2008 год в размере 7 749 041 рубль;
- 4.2. пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года и земельного налога за 2008 год в размере 739 935,10 рублей;
- 4.3. штраф за неуплату земельного налога в размере 1 549 808,20 рублей.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, налоговым органом исчислен земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиком за 2008 год, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. N 1202-р.
Не согласившись с результатами камеральной налоговой проверки, общество обжаловало решение инспекции от 16.06.2009 N 15-15/47906 в досудебном порядке согласно п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю от 19.08.2009 N 16-12-529-1098 апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 16.06.2009 N 15-15/47906 утверждено и вступило в законную силу.
Реализуя право на судебную защиту, общество в порядке, определенном статьями 138 НК РФ и 198 АПК РФ, оспорило решение налогового органа от 16.06.2009 N 15-15/47906 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
02.02.2009 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2008 год, в которой указан подлежащий налогообложению земельный участок с кадастровой стоимостью в размере 1 787 670 000 рублей, ставка земельного налога в размере 0,3% и, соответственно исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2008 год, в размере 5 363 010 рублей.
Налоговым органом в связи с установлением противоречий в сведениях, указанных налогоплательщиком в расчетах авансовых платежей за 1, 2, 3 кварталы 2008 года со сведениями, указанными в проверяемой декларации по земельному налогу за 2008 год, требованием от 11.03.2009 N 15-18/3009 было предложено представить обществу письменные пояснения о выявленных расхождениях. Противоречия заключаются в указании налогоплательщиком в расчете авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года кадастровой стоимости подлежащего налогообложению земельного участка с кадастровым номером 23:49:0300000:0001 в размере 346 070 160 рублей и ставкой земельного налога 1,5%; в расчетах за 2 и 3 кварталы 2008 г. указан подлежащий налогообложению земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:143, кадастровой стоимостью 346 070 160 рублей и ставкой земельного налога 1,5%, тогда как в декларации по земельному налогу за 2008 г. указан подлежащий налогообложению земельный участок с кадастровым номером 23:49:300000:1, при этом с кадастровой стоимостью в размере 1 787 670 000 рублей и ставкой земельного налога 0,3%.
Согласно письму от 31.07.2008 N 45.4/2909 Территориального отдела по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю земельному участку с кадастровым номером 23:49:0300000:1 был присвоен новый актуальный кадастровый номер 23:49:0000000:143.
Согласно кадастровой выписке от 29.05.2008 N 49/08-03-12858 о подлежащем налогообложению земельном участке, в соответствии с которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143 указана в размере 4 472 187 900 рублей.
Налоговый орган считает, что в расчетах авансовых платежей за 2 и 3 кварталы 2008 г. общество не применило кадастровую стоимость, указанную в выписке от 29.05.2008 N 49/08-03-12858, а указало кадастровую стоимость в размере 346 070 160 рублей, то есть, стоимость, применяемую им при исчислении земельного налога в 2006-2007 годах.
При исчислении земельного налога за 2008 год ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" применил рыночную стоимость земельного участка в размере 1 787 670 000 рублей, которая была установлена ООО "Межрегиональная консалтинговая группа "Развитие и созидание" в результате проведенной оценки, согласно отчету от 14.07.2008 N 15/08.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового Кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции при принятии решения правомерно установлено следующее.
Управление Роснедвижимости по Краснодарскому краю на обращение ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" от 14.01.2009 N 11-01-18 сообщило, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края утверждены распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2009 по делу N А32-19801/2009-73/458, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, выразившиеся в формировании в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143, расположенного в Краснодарском крае, городе Сочи, Хостинский район, пр-кт Курортный, 96/5 общей площадью 166 000 кв. м, в размере 4 472 187 900 рублей исходя из стоимости 1 кв. м равной 26 941 руб., с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 6, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд также обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" путем приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка принадлежащего ОАО "Санаторий имени Орджоникидзе" в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Названный судебный акт мотивирован тем, что распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" рекомендовано УФАКОН внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель в государственный земельный кадастр, Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края обеспечить опубликование настоящего Распоряжения в средствах массовой информации Краснодарского края.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, так как в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
09.02.2008 в газете "Кубанские новости" N 21(4160) опубликована официальная информация следующего содержания "Губернатор Кубани Александр Ткачев подписал распоряжение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории края. Согласно документу необходимо утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости земли на территории края по состоянию на 1 января 2007 года. Также Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендуется внести результаты оценки земель населенных пунктов на территории края в государственный земельный кадастр".
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 44, 45 Закона Краснодарского края "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" от 06.06.1995 N 7-КЗ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения.
Порядок опубликования нормативных актов определен ст. 46 Закона, согласно которому Глава администрации (губернатор) края в установленном порядке подписывает и обнародует законы. Официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края. Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты края после вступления их в силу подлежат применению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также исполнению находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что, несмотря на указанные нормы закона, УФАКОН при расчете кадастровой стоимости земельного участка общества по состоянию на 2008 год применил неопубликованный в установленном законом порядке и не подлежащий применению нормативный правовой акт, чем нарушил действующее законодательство.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю нарушили права и обязанности заинтересованного лица возложив на него бремя дополнительных платежей, а также грозит заявителю применением в отношении него административных санкций со стороны государства, а именно Федеральной налоговой службы.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд первой инстанции правомерно установил, что выводы Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-9801/2009-73/458 имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Как видно из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, полный текст распоряжения Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликован 13.03.2009 в газете "Кубанские новости" N 37.
Согласно п. 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 29.10.2001 года, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года N 1202-р содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку распоряжение Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р было опубликовано в установленном порядке 13.03.2009 года в газете "Кубанские новости" N 37, то данный нормативный правовой акт не мог подлежать применению до указанной даты, в силу прямого указания Конституции РФ.
Таким образом, на 1 января 2008 г. изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:143, не были утверждены и не были доведены до сведения общества, и соответственно не могли применяться для исчисления земельного налога. Кроме того, налоговая база по земельному налогу за 2008 год не могла быть исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде (Постановление ВАС РФ от 10.02.2009 N 11279/08).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что налогоплательщик имел возможность ознакомиться с Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории краснодарского края" через официальный сайт Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет по следующим основаниям.
Сайт УФАКОН по Краснодарскому краю в силу статьи 2 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" не является периодическим печатным изданием. Кроме того, в нарушение требований ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации налоговый орган не предоставил доказательств того, что налогоплательщик был своевременно поставлен в известность об опубликовании распоряжения от 29.12.2007 N 1202-р на сайте УФАКОН по Краснодарскому краю. Доводы налогового органа в этой части носят предположительный характер.
Также, судом первой инстанции правомерно учтено, что распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р не содержит сведений о том, что опубликование на сайте УФАКОН по Краснодарскому краю результатов корректировки государственной кадастровой оценки земель является официальным.
На основании изложенного, довод налогового органа о правомерности применения Распоряжения N 1202-р от 29.12.2007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" при исчислении земельного налога, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено следующее: "Пунктами 1 и 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством".
Если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли".
Судом первой инстанции правомерно установлено, что налоговой инспекцией изменения в оспариваемое решение и определение суммы платежей по земельному налогу на основании нормативной цены земельных участков не производились. В связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании у общества, обязанность исчислить налог исходя из неустановленной кадастровой стоимости, у налогоплательщика не возникла.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения, в связи с чем, суд правомерно признал незаконными доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в сумме 6 169 134 рублей; земельного налога за 2008 год в сумме 1 884 420 руб.; штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 549 808,20 руб.; пеней за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2008 годы и земельного налога за 2008 год в сумме 739 935,10 руб., всего в общей сумме 10 343 297,3 рублей.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю от 15.06.2009 N 15-15/47906 не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах налогового законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2010 по делу N А32-33780/2009-19/610 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)