Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011
по делу N А72-941/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновскнефть" (ОГРН 1027300869848) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании недействительными решения и требования в части,
открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - заявитель, ОАО "Ульяновскнефть", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительными: решения от 08.12.2010 N 16 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: начисления налога на прибыль за 2008 год в размере 81 219,52 руб. (пункт 3.1.1. резолютивной части решения); начисления налога на добычу полезных ископаемых за 2008 год в размере 2 014 916 руб., за 2009 год в размере 287 584,80 руб. (пункт 3.1.2. резолютивной части решения); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 476 744,06 руб., в том числе по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4 399,39 руб., по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации в сумме 11 844,51 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 460 500,16 руб. (пункт 1 резолютивной части решения); начисления пени по налогу на прибыль в размере 629,45 руб. (пункт 2.1. резолютивной части решения); начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 82 533,79 руб. (пункт 2.2. резолютивной части решения); требования N 246 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2011 в части: начисления налога на прибыль за 2008 год в размере 81 219,52 руб. (пункты 1, 8 требования); начисления налога на добычу полезных ископаемых за 2008 год в размере 2 014 916 руб., за 2009 год в размере 287 584,80 руб. (пункт 5 требования); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4 399,39 руб. (пункт 3 требования); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации в сумме 11 844,51 руб. (пункт 10 требования), привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 460 500,16 руб. (пункт 7 требования); начисления пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 170,47 руб. (пункт 2 требования); начисления пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации в сумме 458,98 руб. (пункт 9 требования); начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 82 533,79 руб. (пункт 6 требования).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной ответчиком выездной налоговой проверки заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 Инспекцией 02.11.2010 составлен акт N 16-07-21/0577дсп, и 08.12.2010 принято решение N 16 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым ОАО "Ульяновскнефть" доначислена недоимка в сумме 2 391 209,98 руб., пени - 83 221,29 руб., санкции по пункту 1 статьи 122, статьи 123 НК РФ в сумме 479 698 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 26.01.2011 N 1615-11/00903 решение Инспекции от 08.12.2010 N 16 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Ульяновскнефть" - без удовлетворения.
По состоянию на 02.02.2011 Инспекцией выставлено требование N 246 с предложением в срок до 22.02.2011 уплатить налог, пени, штраф.
Заявитель, не согласившись с решением и требованием ответчика в оспариваемой части, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 265 НК РФ расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
В порядке пункта 1 статьи 328 НК РФ налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.
В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом статьи 269 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 328 НК РФ проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений пункта 4 статьи 328 НК РФ. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
По настоящему делу установлено, что согласно условий договора займа открытого акционерного общества НК "РуссНефть" (заимодавец) (далее - ОАО НК "РуссНефть" с Обществом от 26.12.2005 N 33960-30/05-217, от 25.10.2006 N 33960-30/06-86, от 19.08.2005 N 33960-30/05-152 - расчет процентов будет производиться, исходя из фактического числа дней пользования Займом и на базе 365 дней в году.
По мнению налогового органа, Обществом был произведен расчет исходя из 365 дней в году, однако фактически заявленные средства использовались 366 дней, поскольку 2008 год - високосный год.
Налоговый орган считает, что заявитель неправомерно завысил внереализационные расходы в размере 338 414,67 руб. на сумму процентов по договорам займа при фактическом пользовании заемными средствами 366 дней.
Судебные инстанции, дав оценку доводам заявителя и налогового органа установили, что Общество в полном соответствии с условиями договоров в 2008 году начисляло по договорам займа проценты на базе расчета 365 дней в году. При расчете процентов по договорам займа за фактическое время пользования заемными средствами Обществом бралось 366 дней, что в полной мере соответствует требованиям статьи 265 НК РФ.
Ссылка налогового органа в жалобе на пункт 3.9 "Положения о порядке начисления процентов по операциям связанным с привлечением и размещением денежных средств банками" от 26.06.1998 N 39-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации несостоятельна, поскольку нормы данного Положения распространяются только на кредитные организации.
ОАО "Ульяновскнефть" выполнило условия статьи 252 НК РФ. Обществом взяты займы для осуществления деятельности по получению дохода, а именно для пополнения оборотных средств для ведения деятельности по добыче и реализации нефти. Налоговый орган не оспаривает документальное подтверждение данных расходов и их экономическую обоснованность.
Обществом не превышена предельная величина процентов, признаваемых расходом, согласно статье 269 НК РФ.
ОАО НК "РуссНефть" (заимодавец) сумму процентов по договорам займа включило в доходы, исчислило и уплатило налог на прибыль в бюджет. Данное обстоятельство подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами ОАО НК "РуссНефть":
- регистрами бухгалтерского учета: выписками из журнала-ордера по счетам 58.3 "Предоставленные займы", 76.58.3 "Проценты по займам" и карточкой счета 76.58.3 "Проценты по займам", подтверждающими суммы выданных займов ОАО "Ульяновскнефть" и суммы начисленных за их пользование процентов по договорам займа от 19.08.2005 N 33960-30/05-152, от 26.12.2005 N 33960-30/05-217, от 25.10.2006 N 33960-30/06-86.
- налоговой декларацией по налогу на прибыль, налоговым регистром учета доходов текущего периода (выписка) за 2008 год ОАО НК "РуссНефть", подтверждающими, что проценты, начисленные к получению по договорам займа от 19.08.2005 N 33960-30/05-152, от 26.12.2005 N 33960-30/05-217, от 25.10.2006 N 33960-30/06-86 учтены в составе доходов ОАО НК "РуссНефть" в целях налогообложения прибыли в вышеуказанном налоговом периоде.
В связи с чем доводы налогового органа признаны в данной части необоснованными.
Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объект налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в порядке статьи 336 НК РФ - полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях главы 26 НК РФ ("Налог на добычу полезных ископаемых") указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Исходя из материалов проверки налоговым органом установлено, что Общество неправомерно применяло налоговую ставку ноль по налогу на добычу полезных ископаемых в пределах нормативов потерь, так как определения фактических потерь нефти при добыче на месторождениях, документально не подтверждено.
Судебными инстанциями установлено, что Общество определяет количество фактических потерь полезного ископаемого в полном соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого (количество добытой нефти по данным месячных эксплуатационных рапортов), на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого (определяемое на основании актов приема-сдачи нефти на пункте ПСП "Клин" Куйбышевского управления открытого акционерного общества МН "Дружба" от ОАО "Ульяновскнефть", скорректированное на остатки нефти на начало и на конец налогового периода на основании актов снятия натуральных остатков в трубопроводах, резервуарах, технологических аппаратах, а также актов на использование нефти ОАО "Ульяновскнефть" на топливо и собственные нужды). На основании вышеуказанных данных составляется акт на списание фактических потерь нефти.
В подтверждение заявленных размеров фактических потерь Общество представило в суд первой инстанции документально подтвержденный расчет фактических потерь по одному налоговому периоду.
Также Обществом представлены документы по всем налоговым периодам, подтверждающие обоснованность заявленного размера фактических потерь:
- - исполнительные балансы;
- - акты приема передачи СИКН;
- - МЭРы (отчет о работе скважин);
- - акты инвентаризации нефти;
- - акты выполненных работ;
- - акты на использование нефти на собственные нужды, в качестве топлива.
Инвентаризация остатков нефти производится на начало каждого месяца в соответствии с пунктом 9 Инструкции по учету нефти в нефтегазодобывающих объединениях. РД 39-30-627-81 (утвержденная Миннефтепромом СССР 01.12.1981), что не противоречит статье 341 НК РФ, в соответствии с которой налоговым периодом признается календарный месяц.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых (налоговая база по ставке 0 рублей) признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпунктом 1, пункта 1, статьи 342 НК РФ).
В связи с чем судами позиция налогового органа признана необоснованной и противоречащей материалам дела.
Кроме того, вопрос о правомерности применения ОАО "Ульяновскнефть" ставки ноль в отношении фактических потерь добытого полезного ископаемого в пределах нормативов потерь являлось предметом судебного разбирательства.
При этом заявитель сослался на (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А72-4695/2008, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009 по делу N А72-3068/2008, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2009 по делу N А72-3068/08, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.04.2009 по делу N А72-4695/2008, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2009 об отказе в передаче дела N А72-3068/08 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2009 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А72-4695/2008, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.06.2009 по делу N А72-5239/08-16/308, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.06.2009 по делу N А72-6166/08-7/287).
В 2008, 2009 году схема добычи, транспортировки, учета и подготовки нефти на предприятии не менялась.
Не соглашаясь с доводами налогового органа о том, что в актах на списание технологических потерь нефти указываются не фактические потери, а технологические потери определенные ИПТЭРом, заявитель указывает, что акты содержат данные, как о нормативных потерях, так и о фактических потерях, определенных на основании измерения количества нефти.
Каких либо доводов и доказательств применения Обществом утвержденных нормативов не к фактическим потерям, налоговым органом не приводилось.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что отказ налогового органа в применении ставки по налогу на добычу полезных ископаемых ноль, не соответствуют нормам налогового законодательства.
В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А72-941/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2011 ПО ДЕЛУ N А72-941/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2011 г. по делу N А72-941/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011
по делу N А72-941/2011
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновскнефть" (ОГРН 1027300869848) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании недействительными решения и требования в части,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - заявитель, ОАО "Ульяновскнефть", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительными: решения от 08.12.2010 N 16 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части: начисления налога на прибыль за 2008 год в размере 81 219,52 руб. (пункт 3.1.1. резолютивной части решения); начисления налога на добычу полезных ископаемых за 2008 год в размере 2 014 916 руб., за 2009 год в размере 287 584,80 руб. (пункт 3.1.2. резолютивной части решения); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 476 744,06 руб., в том числе по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4 399,39 руб., по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации в сумме 11 844,51 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 460 500,16 руб. (пункт 1 резолютивной части решения); начисления пени по налогу на прибыль в размере 629,45 руб. (пункт 2.1. резолютивной части решения); начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 82 533,79 руб. (пункт 2.2. резолютивной части решения); требования N 246 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 02.02.2011 в части: начисления налога на прибыль за 2008 год в размере 81 219,52 руб. (пункты 1, 8 требования); начисления налога на добычу полезных ископаемых за 2008 год в размере 2 014 916 руб., за 2009 год в размере 287 584,80 руб. (пункт 5 требования); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 4 399,39 руб. (пункт 3 требования); привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации в сумме 11 844,51 руб. (пункт 10 требования), привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 460 500,16 руб. (пункт 7 требования); начисления пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 170,47 руб. (пункт 2 требования); начисления пени по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Федерации в сумме 458,98 руб. (пункт 9 требования); начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 82 533,79 руб. (пункт 6 требования).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной ответчиком выездной налоговой проверки заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009 Инспекцией 02.11.2010 составлен акт N 16-07-21/0577дсп, и 08.12.2010 принято решение N 16 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым ОАО "Ульяновскнефть" доначислена недоимка в сумме 2 391 209,98 руб., пени - 83 221,29 руб., санкции по пункту 1 статьи 122, статьи 123 НК РФ в сумме 479 698 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 26.01.2011 N 1615-11/00903 решение Инспекции от 08.12.2010 N 16 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО "Ульяновскнефть" - без удовлетворения.
По состоянию на 02.02.2011 Инспекцией выставлено требование N 246 с предложением в срок до 22.02.2011 уплатить налог, пени, штраф.
Заявитель, не согласившись с решением и требованием ответчика в оспариваемой части, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 265 НК РФ расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
В порядке пункта 1 статьи 328 НК РФ налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.
В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом статьи 269 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 328 НК РФ проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений пункта 4 статьи 328 НК РФ. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.
По настоящему делу установлено, что согласно условий договора займа открытого акционерного общества НК "РуссНефть" (заимодавец) (далее - ОАО НК "РуссНефть" с Обществом от 26.12.2005 N 33960-30/05-217, от 25.10.2006 N 33960-30/06-86, от 19.08.2005 N 33960-30/05-152 - расчет процентов будет производиться, исходя из фактического числа дней пользования Займом и на базе 365 дней в году.
По мнению налогового органа, Обществом был произведен расчет исходя из 365 дней в году, однако фактически заявленные средства использовались 366 дней, поскольку 2008 год - високосный год.
Налоговый орган считает, что заявитель неправомерно завысил внереализационные расходы в размере 338 414,67 руб. на сумму процентов по договорам займа при фактическом пользовании заемными средствами 366 дней.
Судебные инстанции, дав оценку доводам заявителя и налогового органа установили, что Общество в полном соответствии с условиями договоров в 2008 году начисляло по договорам займа проценты на базе расчета 365 дней в году. При расчете процентов по договорам займа за фактическое время пользования заемными средствами Обществом бралось 366 дней, что в полной мере соответствует требованиям статьи 265 НК РФ.
Ссылка налогового органа в жалобе на пункт 3.9 "Положения о порядке начисления процентов по операциям связанным с привлечением и размещением денежных средств банками" от 26.06.1998 N 39-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации несостоятельна, поскольку нормы данного Положения распространяются только на кредитные организации.
ОАО "Ульяновскнефть" выполнило условия статьи 252 НК РФ. Обществом взяты займы для осуществления деятельности по получению дохода, а именно для пополнения оборотных средств для ведения деятельности по добыче и реализации нефти. Налоговый орган не оспаривает документальное подтверждение данных расходов и их экономическую обоснованность.
Обществом не превышена предельная величина процентов, признаваемых расходом, согласно статье 269 НК РФ.
ОАО НК "РуссНефть" (заимодавец) сумму процентов по договорам займа включило в доходы, исчислило и уплатило налог на прибыль в бюджет. Данное обстоятельство подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами ОАО НК "РуссНефть":
- регистрами бухгалтерского учета: выписками из журнала-ордера по счетам 58.3 "Предоставленные займы", 76.58.3 "Проценты по займам" и карточкой счета 76.58.3 "Проценты по займам", подтверждающими суммы выданных займов ОАО "Ульяновскнефть" и суммы начисленных за их пользование процентов по договорам займа от 19.08.2005 N 33960-30/05-152, от 26.12.2005 N 33960-30/05-217, от 25.10.2006 N 33960-30/06-86.
- налоговой декларацией по налогу на прибыль, налоговым регистром учета доходов текущего периода (выписка) за 2008 год ОАО НК "РуссНефть", подтверждающими, что проценты, начисленные к получению по договорам займа от 19.08.2005 N 33960-30/05-152, от 26.12.2005 N 33960-30/05-217, от 25.10.2006 N 33960-30/06-86 учтены в составе доходов ОАО НК "РуссНефть" в целях налогообложения прибыли в вышеуказанном налоговом периоде.
В связи с чем доводы налогового органа признаны в данной части необоснованными.
Статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объект налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в порядке статьи 336 НК РФ - полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях главы 26 НК РФ ("Налог на добычу полезных ископаемых") указанные в пункте 1 статьи 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Исходя из материалов проверки налоговым органом установлено, что Общество неправомерно применяло налоговую ставку ноль по налогу на добычу полезных ископаемых в пределах нормативов потерь, так как определения фактических потерь нефти при добыче на месторождениях, документально не подтверждено.
Судебными инстанциями установлено, что Общество определяет количество фактических потерь полезного ископаемого в полном соответствии с пунктом 3 статьи 339 НК РФ, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого (количество добытой нефти по данным месячных эксплуатационных рапортов), на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого (определяемое на основании актов приема-сдачи нефти на пункте ПСП "Клин" Куйбышевского управления открытого акционерного общества МН "Дружба" от ОАО "Ульяновскнефть", скорректированное на остатки нефти на начало и на конец налогового периода на основании актов снятия натуральных остатков в трубопроводах, резервуарах, технологических аппаратах, а также актов на использование нефти ОАО "Ульяновскнефть" на топливо и собственные нужды). На основании вышеуказанных данных составляется акт на списание фактических потерь нефти.
В подтверждение заявленных размеров фактических потерь Общество представило в суд первой инстанции документально подтвержденный расчет фактических потерь по одному налоговому периоду.
Также Обществом представлены документы по всем налоговым периодам, подтверждающие обоснованность заявленного размера фактических потерь:
- - исполнительные балансы;
- - акты приема передачи СИКН;
- - МЭРы (отчет о работе скважин);
- - акты инвентаризации нефти;
- - акты выполненных работ;
- - акты на использование нефти на собственные нужды, в качестве топлива.
Инвентаризация остатков нефти производится на начало каждого месяца в соответствии с пунктом 9 Инструкции по учету нефти в нефтегазодобывающих объединениях. РД 39-30-627-81 (утвержденная Миннефтепромом СССР 01.12.1981), что не противоречит статье 341 НК РФ, в соответствии с которой налоговым периодом признается календарный месяц.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых (налоговая база по ставке 0 рублей) признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпунктом 1, пункта 1, статьи 342 НК РФ).
В связи с чем судами позиция налогового органа признана необоснованной и противоречащей материалам дела.
Кроме того, вопрос о правомерности применения ОАО "Ульяновскнефть" ставки ноль в отношении фактических потерь добытого полезного ископаемого в пределах нормативов потерь являлось предметом судебного разбирательства.
При этом заявитель сослался на (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А72-4695/2008, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2009 по делу N А72-3068/2008, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.04.2009 по делу N А72-3068/08, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.04.2009 по делу N А72-4695/2008, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2009 об отказе в передаче дела N А72-3068/08 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2009 об отказе в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А72-4695/2008, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.06.2009 по делу N А72-5239/08-16/308, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.06.2009 по делу N А72-6166/08-7/287).
В 2008, 2009 году схема добычи, транспортировки, учета и подготовки нефти на предприятии не менялась.
Не соглашаясь с доводами налогового органа о том, что в актах на списание технологических потерь нефти указываются не фактические потери, а технологические потери определенные ИПТЭРом, заявитель указывает, что акты содержат данные, как о нормативных потерях, так и о фактических потерях, определенных на основании измерения количества нефти.
Каких либо доводов и доказательств применения Обществом утвержденных нормативов не к фактическим потерям, налоговым органом не приводилось.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что отказ налогового органа в применении ставки по налогу на добычу полезных ископаемых ноль, не соответствуют нормам налогового законодательства.
В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2011 по делу N А72-941/2011 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)