Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 сентября 2006 г. Дело N 17АП-702/2006-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ОАО на решение от 26.07.2006 по делу N А71-3786/2006-А24 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению ОАО к МР ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике о признании незаконным решения в части,
ОАО, уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения МР ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 21.02.2006 N 11-41/5 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части доначисления акцизов на нефтепродукты в общей сумме 5656361 руб. за сентябрь 2003 г. (п. 2.1 резолютивной части решения) и уменьшения акцизов на нефтепродукты на сумму 5656361 руб. по срокам уплаты акцизов за май, июнь, август, октябрь, ноябрь 2003 г. (п. 2.2 резолютивной части решения).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.07.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Общество полагает, что правомерным является заявление вычетов по акцизам в том налоговом периоде, когда от покупателей поступили реестры счетов-фактур, в этот момент, по мнению заявителя, и был собран полный пакет документов, предусмотренный в п. 8, а также считает, что организация имеет право на вычеты только в период действия соответствующего свидетельства.
Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении ОАО, которое являлось плательщиком акцизов с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. на основании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 31.01.2006 N 2 (л.д. 11-26, т. 1) и вынесено решение от 21.02.2006 N 11-41/5 (л.д. 36-77, т. 1), которым обществу в том числе доначислен акциз на нефтепродукты за сентябрь 2003 г. в сумме 5656361 руб.
Основанием для доначисления акциза на нефтепродукты в сумме 5656361 руб. за сентябрь 2003 г. явились выводы проверки о том, что не имелось оснований для принятия в налоговые вычеты в сентябре 2003 г. (по поданной обществом уточненной налоговой декларации) акцизов в указанной сумме по реестрам счетов-фактур покупателей, заверенных налоговыми органами в мае, июне, августе, октябре и ноябре 2003 г.
Согласно оспариваемому решению начисленный акциз на нефтепродукты уменьшен на сумму 5656361 руб., в том числе: за май 2003 г. - на сумму 37815 руб., за июнь 2003 г. - 26519 руб., за август 2003 г. - 523371 руб., за октябрь 2003 г. - 273413 руб., за ноябрь 2003 г. - 4795273 руб. Пени и штрафы по данному основанию налоговым органом не начислялись.
Полагая, что решение налогового органа в указанной части нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 53, 54, п. 8 ст. 200 и п. 8 ст. 201 НК РФ необоснованным является заявление в сентябре 2003 г. вычетов, относящихся к другим налоговым периодам.
Данный вывод суда является верным, соответствует действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Пунктом 1 ст. 55 НК РФ установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Из указанных норм Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база по отдельным налогам соотносится с определенными налоговыми периодами, по итогам которых она исчисляется, и в пределах которых были совершены операции, оказывающие влияние на ее формирование.
Согласно ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 8 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса).
Пунктом 8 ст. 201 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 31.01.2003 БГ-3-03/38).
Таким образом, момент возникновения права на вычет определен в указанной норме НК РФ, которой предусмотрено, что данное право возникает у налогоплательщика тогда, когда появился соответствующий пакет документов. Иной порядок Налоговым кодексом РФ не установлен.
Указанные нормы ст. 22 НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с положениями общей части НК РФ (ст. 3, 53, 54, 55), которыми не предусмотрено произвольное, без учета налоговых периодов, формирование налоговой базы.
Включение в состав налоговых вычетов сумм уплаченного налога без учета момента возникновения права на налоговый вычет влечет искажение налоговых обязательств налогоплательщика в конкретном налоговом периоде, что противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
В случае обнаружения налогоплательщиком фактов неотражения сведений в ранее поданной декларации, он вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Заявителем признается факт того, что отметки налоговыми органами проставлены на реестрах счетов-фактур покупателей именно в мае, июне, августе, октябре и ноябре 2003 г.
Довод о получении указанных реестров счетов-фактур в более поздние сроки со ссылкой на журнал регистрации входящих реестров счетов-фактур общества подлежит отклонению, поскольку закон не связывает возможность реализации права на предоставление налоговых вычетов с моментом получения подтверждающих документов.
Также в силу изложенных норм НК РФ несостоятельной является позиция заявителя жалобы о том, что организация имеет право на вычеты только в период действия соответствующего свидетельства.
Если продавец (общество, имеющее свидетельство в период с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г.) начислил по полученным нефтепродуктам акциз, реализовал их имеющему свидетельство покупателю и представил в установленные сроки в налоговый орган декларацию по совершенным им операциям, то при получении им от указанного покупателя реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа после аннулирования свидетельства или прекращения его действия предоставление ему налоговых вычетов по операциям, совершенным в период действия свидетельства, правомерно.
При этом продавец нефтепродуктов должен представить налоговую декларацию, отражающую указанные вычеты, за тот налоговый период, в котором были заверены соответствующие реестры счетов-фактур.
Кроме того, налоговым органом каких-либо мер по обеспечению обязательств налогоплательщика (начисление пеней) и мер по привлечению к налоговой ответственности (наложение штрафа) не принималось. При принятии оспариваемого решения налоговым органом был произведен перерасчет налоговых обязательств общества по акцизам, что не повлекло за собой последствий, нарушающих права и законные интересы общества, и не повлияло на его финансово-хозяйственную деятельность.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению, решение суда от 26.07.2006 отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.07.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты его вынесения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2006 N 17АП-702/2006-АК ПО ДЕЛУ N А71-3786/2006-А24
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 29 сентября 2006 г. Дело N 17АП-702/2006-АК
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ОАО на решение от 26.07.2006 по делу N А71-3786/2006-А24 Арбитражного суда Удмуртской Республики по заявлению ОАО к МР ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике о признании незаконным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
ОАО, уточнив заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения МР ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике от 21.02.2006 N 11-41/5 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части доначисления акцизов на нефтепродукты в общей сумме 5656361 руб. за сентябрь 2003 г. (п. 2.1 резолютивной части решения) и уменьшения акцизов на нефтепродукты на сумму 5656361 руб. по срокам уплаты акцизов за май, июнь, август, октябрь, ноябрь 2003 г. (п. 2.2 резолютивной части решения).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.07.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Общество полагает, что правомерным является заявление вычетов по акцизам в том налоговом периоде, когда от покупателей поступили реестры счетов-фактур, в этот момент, по мнению заявителя, и был собран полный пакет документов, предусмотренный в п. 8, а также считает, что организация имеет право на вычеты только в период действия соответствующего свидетельства.
Налоговый орган представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении ОАО, которое являлось плательщиком акцизов с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. на основании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 31.01.2006 N 2 (л.д. 11-26, т. 1) и вынесено решение от 21.02.2006 N 11-41/5 (л.д. 36-77, т. 1), которым обществу в том числе доначислен акциз на нефтепродукты за сентябрь 2003 г. в сумме 5656361 руб.
Основанием для доначисления акциза на нефтепродукты в сумме 5656361 руб. за сентябрь 2003 г. явились выводы проверки о том, что не имелось оснований для принятия в налоговые вычеты в сентябре 2003 г. (по поданной обществом уточненной налоговой декларации) акцизов в указанной сумме по реестрам счетов-фактур покупателей, заверенных налоговыми органами в мае, июне, августе, октябре и ноябре 2003 г.
Согласно оспариваемому решению начисленный акциз на нефтепродукты уменьшен на сумму 5656361 руб., в том числе: за май 2003 г. - на сумму 37815 руб., за июнь 2003 г. - 26519 руб., за август 2003 г. - 523371 руб., за октябрь 2003 г. - 273413 руб., за ноябрь 2003 г. - 4795273 руб. Пени и штрафы по данному основанию налоговым органом не начислялись.
Полагая, что решение налогового органа в указанной части нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 53, 54, п. 8 ст. 200 и п. 8 ст. 201 НК РФ необоснованным является заявление в сентябре 2003 г. вычетов, относящихся к другим налоговым периодам.
Данный вывод суда является верным, соответствует действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Пунктом 1 ст. 55 НК РФ установлено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Из указанных норм Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база по отдельным налогам соотносится с определенными налоговыми периодами, по итогам которых она исчисляется, и в пределах которых были совершены операции, оказывающие влияние на ее формирование.
Согласно ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 8 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса).
Пунктом 8 ст. 201 НК РФ предусмотрено, что налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 31.01.2003 БГ-3-03/38).
Таким образом, момент возникновения права на вычет определен в указанной норме НК РФ, которой предусмотрено, что данное право возникает у налогоплательщика тогда, когда появился соответствующий пакет документов. Иной порядок Налоговым кодексом РФ не установлен.
Указанные нормы ст. 22 НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с положениями общей части НК РФ (ст. 3, 53, 54, 55), которыми не предусмотрено произвольное, без учета налоговых периодов, формирование налоговой базы.
Включение в состав налоговых вычетов сумм уплаченного налога без учета момента возникновения права на налоговый вычет влечет искажение налоговых обязательств налогоплательщика в конкретном налоговом периоде, что противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах.
В случае обнаружения налогоплательщиком фактов неотражения сведений в ранее поданной декларации, он вправе внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
Заявителем признается факт того, что отметки налоговыми органами проставлены на реестрах счетов-фактур покупателей именно в мае, июне, августе, октябре и ноябре 2003 г.
Довод о получении указанных реестров счетов-фактур в более поздние сроки со ссылкой на журнал регистрации входящих реестров счетов-фактур общества подлежит отклонению, поскольку закон не связывает возможность реализации права на предоставление налоговых вычетов с моментом получения подтверждающих документов.
Также в силу изложенных норм НК РФ несостоятельной является позиция заявителя жалобы о том, что организация имеет право на вычеты только в период действия соответствующего свидетельства.
Если продавец (общество, имеющее свидетельство в период с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г.) начислил по полученным нефтепродуктам акциз, реализовал их имеющему свидетельство покупателю и представил в установленные сроки в налоговый орган декларацию по совершенным им операциям, то при получении им от указанного покупателя реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа после аннулирования свидетельства или прекращения его действия предоставление ему налоговых вычетов по операциям, совершенным в период действия свидетельства, правомерно.
При этом продавец нефтепродуктов должен представить налоговую декларацию, отражающую указанные вычеты, за тот налоговый период, в котором были заверены соответствующие реестры счетов-фактур.
Кроме того, налоговым органом каких-либо мер по обеспечению обязательств налогоплательщика (начисление пеней) и мер по привлечению к налоговой ответственности (наложение штрафа) не принималось. При принятии оспариваемого решения налоговым органом был произведен перерасчет налоговых обязательств общества по акцизам, что не повлекло за собой последствий, нарушающих права и законные интересы общества, и не повлияло на его финансово-хозяйственную деятельность.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению, решение суда от 26.07.2006 отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.07.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев с даты его вынесения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)