Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", г. Балаково Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010
по делу N А57-6415/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, г. Балаково, Саратовской области с привлечением в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании частично недействительным решения от 31.03.2010 N 19,
закрытое акционерное общество "Балаковский автомобильный завод" (деле - ЗАО "БалАЗ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании в части недействительным решения от 31.03.2010 N 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 746 242 руб., взыскании пеней в сумме 104 991 руб. и штраф в сумме 149 248 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2010, оставленным без изменения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010, в удовлетворении требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов, считая, что судами неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты единого социального налога за период с 27.06.2008 по 31.12.2008, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также земельного налога за период с 27.06.2008 по 31.12.2008.
В ходе проверки Инспекцией установлена неуплата (неполная уплата) налога на прибыль организаций за 2008 год в сумме 50 847 руб., налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 38 136 руб., земельного налога за 2008 год в сумме 746 242 руб.
Указанные нарушения зафиксированы налоговым органам в акте налоговой проверки от 02.03.2010 N 19, на который заявителем представлены возражения.
31.03.2010 Инспекцией по результатам рассмотрения акта от 02.03.2010 N 19 и представленных на него возражений вынесено решение N 19, которым ЗАО "БалАЗ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату: налога на прибыль организации в Федеральный бюджет в виде штрафа в сумме 2754 руб.; налога на прибыль организации в Территориальный бюджет в виде штрафа в сумме 7415 руб.; налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 7627 руб.; земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 149 248 руб.; а также по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 693 руб. Этим же решением Обществу начислена недоимка по налогу на прибыль организаций в Федеральный бюджет в сумме 13 771 руб., и пени в сумме 1721 руб., по налогу на прибыль организаций в Территориальный бюджет в сумме 37 076 руб. и пени в сумме 4564 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 136 руб. и пени в сумме 2275 руб., земельному налогу в сумме 746 242 руб. и пени в сумме 104 991 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 3465 руб. и пени в сумме 175 руб.
ЗАО "БалАЗ" не согласилось с решением Инспекции в части доначисления земельного налога в сумме 746 242 руб., пени в сумме 104 991 руб. и штрафа в сумме в сумме 149 248 руб. и обратилось в Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 05.05.2010, вынесенным по результатам апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции от 31.03.2010 N 19 утверждено
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что ООО "БалАЗ" при исчислении земельного налога за 2008 год неправомерно исходило из "рыночной" стоимости земельного участка, указанной в отчете независимого оценщика Консультационной фирмы "Ад хок" от 20.09.2006 N 80/4 "Об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью 621 364 кв. м, принадлежащих закрытому акционерному обществу "Химэкспром". Согласно налоговой декларации ЗАО "БалАЗ" по земельному налогу за 2008 год налог по земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180 000 кв. м с учетом налоговой базы 30 470 400 руб., ставки налога 1,5% и коэффициента 0,17 исчислен Обществом в сумме 77 700 руб. (30 470 400 руб. х 1,5% х 0,17).
Согласно статье 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года. Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 1795,08 руб./кв. м.
Таким образом, на момент определения налоговой базы в соответствии с требованиями статьи 391 НК РФ, на момент представления налоговой декларации по земельному налогу за 2008 года и на момент уплаты земельного налога за 2008 год кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 1795,08 руб./кв. м.
Министерство финансов России в письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае действительно Постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П признаются утратившими силу Приложения 1 и 2 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, которыми утверждались результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области с 04.03.2009.
Постановлением Правительства Саратовской области от 02.04.2009 N 121-П внесены изменения в Постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, утверждены результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007 в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 N 423-П установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 1 статьи 391, статьи 389, пунктом 12 статьи 396 НК РФ в целях налогообложения в 2008 году ООО "БалАЗ" необходимо определять кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Таким образом, с учетом изложенного, принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 по делу N А57-6415/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2010 ПО ДЕЛУ N А57-6415/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 г. по делу N А57-6415/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод", г. Балаково Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010
по делу N А57-6415/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области, г. Балаково, Саратовской области с привлечением в качестве третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании частично недействительным решения от 31.03.2010 N 19,
установил:
закрытое акционерное общество "Балаковский автомобильный завод" (деле - ЗАО "БалАЗ", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании в части недействительным решения от 31.03.2010 N 19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 746 242 руб., взыскании пеней в сумме 104 991 руб. и штраф в сумме 149 248 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2010, оставленным без изменения постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010, в удовлетворении требований заявителю отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить названные решение и постановление судов, считая, что судами неправильно применены нормы материального права.
В соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Общество надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности Общества по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты единого социального налога за период с 27.06.2008 по 31.12.2008, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также земельного налога за период с 27.06.2008 по 31.12.2008.
В ходе проверки Инспекцией установлена неуплата (неполная уплата) налога на прибыль организаций за 2008 год в сумме 50 847 руб., налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 38 136 руб., земельного налога за 2008 год в сумме 746 242 руб.
Указанные нарушения зафиксированы налоговым органам в акте налоговой проверки от 02.03.2010 N 19, на который заявителем представлены возражения.
31.03.2010 Инспекцией по результатам рассмотрения акта от 02.03.2010 N 19 и представленных на него возражений вынесено решение N 19, которым ЗАО "БалАЗ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неполную уплату: налога на прибыль организации в Федеральный бюджет в виде штрафа в сумме 2754 руб.; налога на прибыль организации в Территориальный бюджет в виде штрафа в сумме 7415 руб.; налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 7627 руб.; земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 149 248 руб.; а также по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 693 руб. Этим же решением Обществу начислена недоимка по налогу на прибыль организаций в Федеральный бюджет в сумме 13 771 руб., и пени в сумме 1721 руб., по налогу на прибыль организаций в Территориальный бюджет в сумме 37 076 руб. и пени в сумме 4564 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 38 136 руб. и пени в сумме 2275 руб., земельному налогу в сумме 746 242 руб. и пени в сумме 104 991 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 3465 руб. и пени в сумме 175 руб.
ЗАО "БалАЗ" не согласилось с решением Инспекции в части доначисления земельного налога в сумме 746 242 руб., пени в сумме 104 991 руб. и штрафа в сумме в сумме 149 248 руб. и обратилось в Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области с апелляционной жалобой.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 05.05.2010, вынесенным по результатам апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции от 31.03.2010 N 19 утверждено
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций указали, что ООО "БалАЗ" при исчислении земельного налога за 2008 год неправомерно исходило из "рыночной" стоимости земельного участка, указанной в отчете независимого оценщика Консультационной фирмы "Ад хок" от 20.09.2006 N 80/4 "Об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью 621 364 кв. м, принадлежащих закрытому акционерному обществу "Химэкспром". Согласно налоговой декларации ЗАО "БалАЗ" по земельному налогу за 2008 год налог по земельному участку с кадастровым номером 64:40:20214:52, площадью 180 000 кв. м с учетом налоговой базы 30 470 400 руб., ставки налога 1,5% и коэффициента 0,17 исчислен Обществом в сумме 77 700 руб. (30 470 400 руб. х 1,5% х 0,17).
Согласно статье 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли (пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено, что пунктом 1 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 1 января 2007 года. Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 1795,08 руб./кв. м.
Таким образом, на момент определения налоговой базы в соответствии с требованиями статьи 391 НК РФ, на момент представления налоговой декларации по земельному налогу за 2008 года и на момент уплаты земельного налога за 2008 год кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 1795,08 руб./кв. м.
Министерство финансов России в письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае действительно Постановлением Правительства Саратовской области от 03.03.2009 N 75-П признаются утратившими силу Приложения 1 и 2 Постановления Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, которыми утверждались результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области с 04.03.2009.
Постановлением Правительства Саратовской области от 02.04.2009 N 121-П внесены изменения в Постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П, утверждены результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2007 в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 N 423-П установлены без их пересмотра в сторону увеличения.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 1 статьи 391, статьи 389, пунктом 12 статьи 396 НК РФ в целях налогообложения в 2008 году ООО "БалАЗ" необходимо определять кадастровую стоимость, утвержденную Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".
Таким образом, с учетом изложенного, принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2010 по делу N А57-6415/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)