Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19820/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2010 по делу N А56-13878/2010 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению Тосненского районного потребительского общества
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
об оспаривания решения и требования
при участии:
- от заявителя: Бурцева З.В. по доверенности от 05.04.2010; Никитина А.А. по доверенности от 26.02.2010 N 8-юр;
- от ответчика: Семенченко С.А. по доверенности от 12.08.2010 N б/н.
установил:
Тосненское районное потребительское общество (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, Тосненское Райпо) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.12.2009 N 13/19 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 4088 по состоянию на 05.03.2010 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1 111 139 руб., единого социального налога в размере 591 960 руб., земельного налога в размере 1 495 321 руб., а также в части соответствующих размеров пени и штрафов по этим налогам.
Решением суда от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит жалобу удовлетворить и отменить судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Общества просили оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Определением суда от 13.12.2010 рассмотрение жалобы было отложено на 20.12.2010 на 14 часов 10 минут.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекцией ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области проведена выездная налоговая проверка Тосненского Райпо, по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в РФ, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, водному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых, земельному залогу, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, единому социальному налогу (далее - ЕСН), страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки Инспекцией был составлен Акт от 12.11.2009 N 13/19 и вынесено Решение от 30.12.2009 N 13/19, согласно которому налогоплательщику доначислены налог на прибыль в сумме 275 076 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 1 111 139 руб., транспортный налог в сумме 31 806 руб., земельный налог в сумме 1 759 107 руб., единый социальный налог в сумме 2 351 067 руб., также на общую сумму недоимки были начислены пени в размере 691 470,21 руб., и штрафные санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 672 597 руб.
Тосненское Райпо 20.01.2010 обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС по Ленинградской области, решением которой от 19.02.2010 N 16-21-16/02683 частично изменено решение Инспекции ФНС по Тосненскому району Ленинградской области от 30.12.2009 N 13/19 путем уменьшения суммы земельного налога, штрафа и соответствующих сумм пени в пунктах 1, 2, 3.1. решения в части эпизода, связанного доначислением земельного налога по участкам с кадастровыми номерами 47:26:0404001:0129 и 47:26:0708001:0095.
Инспекцией 17.03.2010 в адрес налогоплательщика направлено требование по состоянию на 05.03.2010 N 4088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Не согласившись частично с данными ненормативными актами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
Как следует из оспариваемого решения от 30.12.2009 в проверяемый период с 01.01.2006 по 31.12.2008 налогоплательщик неправомерно применял систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты: ресторан "Мираж", расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 и столовой "Витязь", расположенной по адресу: г. Любань, Московское шоссе, д. 6а, в связи с превышением площадей залов обслуживания (более 150 квадратных метров) по каждому объекту, что послужило основанием для начисления налогов по общей системе налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Тосненского района ЕНВД введен решением Совета депутатов Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области", которым в 2006 - 2008 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
В соответствии с главой 26.3 части второй НК РФ и подпунктом 1.8. указанного выше решения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов в отношении оказания услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
В силу статьи 346.29 НК РФ объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг общественного питания применяется физический показатель "площадь зала обслуживания посетителей" (в квадратных метрах).
Основные понятия, используемые для целей обложения единым налогом, определены в статье 346.27 НК РФ.
При исчислении ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания имеющие залы обслуживания посетителей применяется физический показатель - площадь зала обслуживания посетителей (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ).
Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ).
Площадью зала обслуживания посетителей считается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).
Удовлетворяя заявленные требования в этой части, суд первой инстанции исходил из следующего.
Тосненское Райпо по договорам аренды N 69 от 23.12.2005, N 67-1 от 28.12.2006 сдавало часть помещений в ресторане "Мираж" площадью 77 квадратных метров в аренду Гогуа Г.С. и по договорам аренды N 69-1 от 23.12.2005, N 67 от 28.12.2006 и N 182 от 11.02.2008. сдавало часть помещений в столовой "Витязь" соответственно площадью 76,6 квадратных метров и 46 квадратных метров в аренду Гогуа Г.С. Арендованная площадь была отгорожена от залов обслуживания. На арендованной площади арендатором хранились музыкальная аппаратура и реквизит, необходимый арендатору для организации выступлений.
Заявитель переданные в аренду помещения не использовал для осуществления услуг общественного питания.
Фактическое изменение размеров площадей залов обслуживания произведено в 2005 году, а изменения внесены в технические паспорта ресторана "Мираж" в январе 2009 года, а столовой "Витязь" в феврале 2009 года, то есть до начала налоговой проверки.
При таких обстоятельствах, с учетом письменных разъяснений Минфина Российской Федерации от 06.11.2009 N 03-11-06/3/264 о том, что именно с даты фактического изменения размера площадей возникает обязанность по уплате ЕНВД, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество правомерно применяло систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты: ресторан "Мираж", расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 и столовой "Витязь", расположенной по адресу: г. Любань, Московское шоссе, дом 6а.
Следовательно, в силу положений пункта 4 статьи 346.26 НК РФ Тосненское Райпо освобождается от уплаты единого социального налога в отношении выплат физическим лицам и не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем доначисление ЕСН и НДС и соответствующих размеров пени и налоговых санкций также является необоснованным.
Основанием для доначисления земельного налога в размере 1 495 321 руб., а также соответствующих размеров пени и штрафов по этому налогу явился вывод налогового органа о неполной уплате налога в связи с неправильным применением налоговых ставок, занижением кадастровой стоимости земельных участков, невключением земельных участков, числящихся за Тосненским Райпо согласно сведениям Роснедвижимости в налоговую базу объектов налогообложения, неначисление авансовых платежей по земельному налогу при заполнении налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Из данной нормы закона следует, что дифференциация налоговых ставок также определяется таким объектом, как земельный участок, - с учетом категории земель и разрешенного целевого его использования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Тосненскому Райпо доначислен земельный налог в результате неправильного применения налоговых ставок по земельным участкам расположенным на территории Тосненского и Никольского городских поселений по следующим земельным участкам, расположенным: г. Тосно, ул. Советская, д. 7; г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 56; г. Тосно, ул. Рабочая, д. 3; п. Ушаки, Московское ш., д. 58; г. Никольское, ул. Спортивная, д. 11; г. Никольское, ул. Заводская, д. 1.
На земельном участке 4100 кв. м, расположенном по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 (кадастровый номер 47:26:06-07-002:24, кадастровая стоимость 14 867 133 руб.) находится торговый центр (свидетельство о праве собственности, технический паспорт), который, с момента ввода в эксплуатацию здания в 1962 году, включает в себя: универсам, аптеку, ресторан "Мираж", кафе "Бистро".
Земельный участок, площадью 19 644 кв. м по адресу: г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 56 (кадастровый номер 47:26:06-08-01:1), на котором расположена торгово-производственная база (ряд складских помещений), является объектом торговли, обеспечивающим процесс купли-продажи и товародвижение.
На земельном участке по адресу: г. Тосно, ул. Рабочая, д. 3 (кадастровый номер 47:26:06-07-001612) находится продовольственный склад для временного хранения товара.
В соответствии с Государственным стандартом РФ (ГОСТ Р 51309-99) "Торговля", введен в действие с 01.01.2000, все склады, овощехранилища, приемные пункты относятся к объектам розничной торговли, а не к промышленным объектам, являются материально-технической базой торговли, обеспечивающей процессы купли-продажи и товародвижения.
В спорный период налогоплательщиком на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2005 N 64 и перечнем видов функционального использования кадастровая стоимость определена как прочие земли поселения, а не как земли занятые промышленными объектами.
В соответствии с пунктом 2 Решения N 9 от 21.11.2005 Муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области "Об установлении земельного налога на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" установлена ставка налога в размере 0,7% в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания.
Согласно Письма Управления Роснедвижимости по Ленинградской области N 26/09-2-2/21 от 19.02.2009 по земельному участку, расположенному по адресу: п. Ушаки, Московское ш., д. 58 сведения в едином государственном реестре земель по Тосненскому району отсутствуют.
По Никольскому городскому поселению земельный налог исчислялся по земельным участкам, расположенным по адресам: г. Никольское, ул. Спортивная, д. 11; г. Никольское, ул. Заводская, д. 1 в соответствии с Решением N 9 Совета депутатов Никольского городского поселения от 22.11.2006 и письмами администрации Никольского городского поселения о кадастровой стоимости и ставке налога N 69 от 05.04.2006 N 65/01-01-29-06 от 24.03.2008.
Таким образом, вывод налогового органа о применении ставки налога 1,5% в отношении данных земельных участков необоснован.
В 2006 - 2007 годах на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2005 N 64 и перечнем видов функционального использования по земельным участкам по адресам: г. Тосно, ул. Октябрьская, д. 120; г. Тосно, Московское ш., д. 5 а, кадастровая стоимость определена по видам функционального использования.
Земельный участок г. Тосно, Московское ш., д. 5А в 2006 году был продан, что отражено в акте проверки и Решении N 13/19.
По земельному участку по адресу г. Тосно, пр. Ленина, д. 66 кадастровая стоимость по данным налоговой декларации, представленной Инспекцией ФНС по Тосненскому району, и по данным Роснедвижимости совпадает, следовательно доначисление земельного налога неправомерно.
Земельный участок в г. Тосно, ул. Вокзальная, д. 24 занят объектом розничной торговли (розничная торговля кормами для животных, автозапчастями). Поэтому, в соответствии с пунктом 2 Решения Совета депутатов Тосненского городского поселения N 9 от 21.11.2005 ставка для исчисления налога 0,7% (в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания) применена верно данный земельный участок отражен в налоговой декларации.
Земельный участок на территории Ульяновского городского поселения, Ульяновское ш., д. 7 (магазин N 42) общей площадью 561 кв. м выкуплен Тосненским Райпо в собственность за плату согласно Постановления администрации Муниципального образования Тосненский район N 2164-па от 05.11.2007. В Постановлении указан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 145 руб. 94 коп. за 1 кв. м, т.е. кадастровая стоимость составляет 81 900 руб., что также подтверждено письмом Роснедвижимости 4726/201/10-21 от 20.01.2010.
В 2008 году ставка земельного налога по Ульяновскому городскому поселению была установлена для предприятий торговли 0,4%.
В связи с чем по земельному участку в п. Ульяновка, Советский пр., д. 4 (магазин N 62) площадью 947 кв. м и по земельному участку в п. Ульяновка, ул. Карла Маркса, д. 103 были применены ставки земельного налога в 2008 году для предприятий торговли в размере 0,4% в соответствии с Решением Совета депутатов Ульяновского городского поселения.
Земельный участок в п. Ульяновка был предоставлен Тосненскому Райпо в бессрочное (постоянное) пользование согласно свидетельству о праве собственности на землю N 128 от 12.01.1993 для строительства базы и подъездной дороги как земли сельхозугодий со ставкой налога 0,3%.
По мнению налогового органа заявитель не включил в налоговые декларации по земельному налогу земельные участки, сведения по которым содержатся в базе Роснедвижимости по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, д. 24; с. Ушаки, пр. Кирова, д. 129; д. Нурма, ул. Вокзальная, д. 21; д. Поги.
Земельный участок по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, 24 (кадастровый номер 47:26:607003-27) включен в налоговую декларацию в 2008 году.
В соответствии с письмом Роснедвижимости по Ленинградской области N 26/09-2-2124 от 19.02.2009 земельный участок по адресу с. Ушаки, пр. Кирова, д. 129 в едином государственном реестре земель отсутствует.
Неправильно указанный кадастровый номер по земельному участку в д. Нурма, ул. Вокзальная, д. 21 не повлиял на доначисление налога.
В соответствии с Решением от 28.04.2008 N 160 о внесении изменений в Решение Совета депутатов от 18.10.2005 N 8 "Об установлении земельного налога на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" пунктом 1.1 установлена ставка налога в размере 0,75% за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли.
Заявитель применял данную ставку налога по земельному участку, расположенному на территории Форносовского городского поселения в д. Поги (47:26:01-24-001:0030). По данному земельному участку заявителем налог исчислен в сумме 25 126 руб., авансовые платежи составили 31 408 руб., то есть переплата составила 6 282 руб. Оснований для доначисления 6 282 руб. у налогового органа не имелось.
В отношении земельных участков в Ульяновском городском поселении по адресам: п. Ульяновка, ул. Свободная, д. 16; п. Ульяновка, ул. Льва Толстого, д. 10 и ул. Льва Толстого, д. 10А в 2002 году Тосненское Райпо обращалась с заявлениями в администрацию района об отказе от земельных участков. Налоговый орган не учитывал данные земельные участки при проведении предыдущих налоговых проверок.
Оснований для невключения в налоговую базу земельного участка расположенного по адресу: г. Любань, ул. Советская, д. 1 послужило следующее.
Налоговым органом обнаружено нарушение при определении заявителем налоговой базы в отношении данного земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования, что выразилось в исключении при исчислении налога периода с момента передачи указанного участка покупателю во исполнение договора купли-продажи до момента государственной регистрации перехода права собственности.
В 2001 году между Тосненским Райпо и Ревякиным Ю.М. был заключен договор купли-продажи здания тарного склада. По данному договору Тосненское Райпо передает, а Ревякин Ю.М. принимает в собственность следующие объекты: полевой вагон, пилорама, металлическая эстакада, расположенные по адресу г. Любань, ул. Советская, д. 1. Указанная сделка была зарегистрирована в 2001 году, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество.
Исходя из положения пункта 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Пленум ВАС РФ в пункте 13 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако Ревякин Ю.М., владея зданием тарного склада по адресу г. Любань, ул. Советская, д. 1 с 2001 года на праве собственности и имея право на приобретение земельного участка, занятого этим помещением и необходимого для его использования, в собственность или в аренду, не оформляло своих прав, освобождая себя тем самым от платежей за пользование земельным участком и возложив бремя расходов по его содержанию на Тосненское Райпо.
Поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2010 по делу N А56-13878/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2010 ПО ДЕЛУ N А56-13878/2010
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2010 г. по делу N А56-13878/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Протас Н.И., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19820/2010) Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2010 по делу N А56-13878/2010 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению Тосненского районного потребительского общества
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области
об оспаривания решения и требования
при участии:
- от заявителя: Бурцева З.В. по доверенности от 05.04.2010; Никитина А.А. по доверенности от 26.02.2010 N 8-юр;
- от ответчика: Семенченко С.А. по доверенности от 12.08.2010 N б/н.
установил:
Тосненское районное потребительское общество (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество, Тосненское Райпо) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.12.2009 N 13/19 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 4088 по состоянию на 05.03.2010 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1 111 139 руб., единого социального налога в размере 591 960 руб., земельного налога в размере 1 495 321 руб., а также в части соответствующих размеров пени и штрафов по этим налогам.
Решением суда от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит жалобу удовлетворить и отменить судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Общества просили оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Определением суда от 13.12.2010 рассмотрение жалобы было отложено на 20.12.2010 на 14 часов 10 минут.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекцией ФНС России по Тосненскому району Ленинградской области проведена выездная налоговая проверка Тосненского Райпо, по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в РФ, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организации, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, водному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых, земельному залогу, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, единому социальному налогу (далее - ЕСН), страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки Инспекцией был составлен Акт от 12.11.2009 N 13/19 и вынесено Решение от 30.12.2009 N 13/19, согласно которому налогоплательщику доначислены налог на прибыль в сумме 275 076 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 1 111 139 руб., транспортный налог в сумме 31 806 руб., земельный налог в сумме 1 759 107 руб., единый социальный налог в сумме 2 351 067 руб., также на общую сумму недоимки были начислены пени в размере 691 470,21 руб., и штрафные санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 672 597 руб.
Тосненское Райпо 20.01.2010 обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС по Ленинградской области, решением которой от 19.02.2010 N 16-21-16/02683 частично изменено решение Инспекции ФНС по Тосненскому району Ленинградской области от 30.12.2009 N 13/19 путем уменьшения суммы земельного налога, штрафа и соответствующих сумм пени в пунктах 1, 2, 3.1. решения в части эпизода, связанного доначислением земельного налога по участкам с кадастровыми номерами 47:26:0404001:0129 и 47:26:0708001:0095.
Инспекцией 17.03.2010 в адрес налогоплательщика направлено требование по состоянию на 05.03.2010 N 4088 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Не согласившись частично с данными ненормативными актами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы.
Как следует из оспариваемого решения от 30.12.2009 в проверяемый период с 01.01.2006 по 31.12.2008 налогоплательщик неправомерно применял систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты: ресторан "Мираж", расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 и столовой "Витязь", расположенной по адресу: г. Любань, Московское шоссе, д. 6а, в связи с превышением площадей залов обслуживания (более 150 квадратных метров) по каждому объекту, что послужило основанием для начисления налогов по общей системе налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Тосненского района ЕНВД введен решением Совета депутатов Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области", которым в 2006 - 2008 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
В соответствии с главой 26.3 части второй НК РФ и подпунктом 1.8. указанного выше решения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов в отношении оказания услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
В силу статьи 346.29 НК РФ объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг общественного питания применяется физический показатель "площадь зала обслуживания посетителей" (в квадратных метрах).
Основные понятия, используемые для целей обложения единым налогом, определены в статье 346.27 НК РФ.
При исчислении ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания имеющие залы обслуживания посетителей применяется физический показатель - площадь зала обслуживания посетителей (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ).
Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ).
Площадью зала обслуживания посетителей считается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).
Удовлетворяя заявленные требования в этой части, суд первой инстанции исходил из следующего.
Тосненское Райпо по договорам аренды N 69 от 23.12.2005, N 67-1 от 28.12.2006 сдавало часть помещений в ресторане "Мираж" площадью 77 квадратных метров в аренду Гогуа Г.С. и по договорам аренды N 69-1 от 23.12.2005, N 67 от 28.12.2006 и N 182 от 11.02.2008. сдавало часть помещений в столовой "Витязь" соответственно площадью 76,6 квадратных метров и 46 квадратных метров в аренду Гогуа Г.С. Арендованная площадь была отгорожена от залов обслуживания. На арендованной площади арендатором хранились музыкальная аппаратура и реквизит, необходимый арендатору для организации выступлений.
Заявитель переданные в аренду помещения не использовал для осуществления услуг общественного питания.
Фактическое изменение размеров площадей залов обслуживания произведено в 2005 году, а изменения внесены в технические паспорта ресторана "Мираж" в январе 2009 года, а столовой "Витязь" в феврале 2009 года, то есть до начала налоговой проверки.
При таких обстоятельствах, с учетом письменных разъяснений Минфина Российской Федерации от 06.11.2009 N 03-11-06/3/264 о том, что именно с даты фактического изменения размера площадей возникает обязанность по уплате ЕНВД, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Общество правомерно применяло систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты: ресторан "Мираж", расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 и столовой "Витязь", расположенной по адресу: г. Любань, Московское шоссе, дом 6а.
Следовательно, в силу положений пункта 4 статьи 346.26 НК РФ Тосненское Райпо освобождается от уплаты единого социального налога в отношении выплат физическим лицам и не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем доначисление ЕСН и НДС и соответствующих размеров пени и налоговых санкций также является необоснованным.
Основанием для доначисления земельного налога в размере 1 495 321 руб., а также соответствующих размеров пени и штрафов по этому налогу явился вывод налогового органа о неполной уплате налога в связи с неправильным применением налоговых ставок, занижением кадастровой стоимости земельных участков, невключением земельных участков, числящихся за Тосненским Райпо согласно сведениям Роснедвижимости в налоговую базу объектов налогообложения, неначисление авансовых платежей по земельному налогу при заполнении налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Из данной нормы закона следует, что дифференциация налоговых ставок также определяется таким объектом, как земельный участок, - с учетом категории земель и разрешенного целевого его использования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Тосненскому Райпо доначислен земельный налог в результате неправильного применения налоговых ставок по земельным участкам расположенным на территории Тосненского и Никольского городских поселений по следующим земельным участкам, расположенным: г. Тосно, ул. Советская, д. 7; г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 56; г. Тосно, ул. Рабочая, д. 3; п. Ушаки, Московское ш., д. 58; г. Никольское, ул. Спортивная, д. 11; г. Никольское, ул. Заводская, д. 1.
На земельном участке 4100 кв. м, расположенном по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 (кадастровый номер 47:26:06-07-002:24, кадастровая стоимость 14 867 133 руб.) находится торговый центр (свидетельство о праве собственности, технический паспорт), который, с момента ввода в эксплуатацию здания в 1962 году, включает в себя: универсам, аптеку, ресторан "Мираж", кафе "Бистро".
Земельный участок, площадью 19 644 кв. м по адресу: г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 56 (кадастровый номер 47:26:06-08-01:1), на котором расположена торгово-производственная база (ряд складских помещений), является объектом торговли, обеспечивающим процесс купли-продажи и товародвижение.
На земельном участке по адресу: г. Тосно, ул. Рабочая, д. 3 (кадастровый номер 47:26:06-07-001612) находится продовольственный склад для временного хранения товара.
В соответствии с Государственным стандартом РФ (ГОСТ Р 51309-99) "Торговля", введен в действие с 01.01.2000, все склады, овощехранилища, приемные пункты относятся к объектам розничной торговли, а не к промышленным объектам, являются материально-технической базой торговли, обеспечивающей процессы купли-продажи и товародвижения.
В спорный период налогоплательщиком на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2005 N 64 и перечнем видов функционального использования кадастровая стоимость определена как прочие земли поселения, а не как земли занятые промышленными объектами.
В соответствии с пунктом 2 Решения N 9 от 21.11.2005 Муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области "Об установлении земельного налога на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" установлена ставка налога в размере 0,7% в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания.
Согласно Письма Управления Роснедвижимости по Ленинградской области N 26/09-2-2/21 от 19.02.2009 по земельному участку, расположенному по адресу: п. Ушаки, Московское ш., д. 58 сведения в едином государственном реестре земель по Тосненскому району отсутствуют.
По Никольскому городскому поселению земельный налог исчислялся по земельным участкам, расположенным по адресам: г. Никольское, ул. Спортивная, д. 11; г. Никольское, ул. Заводская, д. 1 в соответствии с Решением N 9 Совета депутатов Никольского городского поселения от 22.11.2006 и письмами администрации Никольского городского поселения о кадастровой стоимости и ставке налога N 69 от 05.04.2006 N 65/01-01-29-06 от 24.03.2008.
Таким образом, вывод налогового органа о применении ставки налога 1,5% в отношении данных земельных участков необоснован.
В 2006 - 2007 годах на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2005 N 64 и перечнем видов функционального использования по земельным участкам по адресам: г. Тосно, ул. Октябрьская, д. 120; г. Тосно, Московское ш., д. 5 а, кадастровая стоимость определена по видам функционального использования.
Земельный участок г. Тосно, Московское ш., д. 5А в 2006 году был продан, что отражено в акте проверки и Решении N 13/19.
По земельному участку по адресу г. Тосно, пр. Ленина, д. 66 кадастровая стоимость по данным налоговой декларации, представленной Инспекцией ФНС по Тосненскому району, и по данным Роснедвижимости совпадает, следовательно доначисление земельного налога неправомерно.
Земельный участок в г. Тосно, ул. Вокзальная, д. 24 занят объектом розничной торговли (розничная торговля кормами для животных, автозапчастями). Поэтому, в соответствии с пунктом 2 Решения Совета депутатов Тосненского городского поселения N 9 от 21.11.2005 ставка для исчисления налога 0,7% (в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания) применена верно данный земельный участок отражен в налоговой декларации.
Земельный участок на территории Ульяновского городского поселения, Ульяновское ш., д. 7 (магазин N 42) общей площадью 561 кв. м выкуплен Тосненским Райпо в собственность за плату согласно Постановления администрации Муниципального образования Тосненский район N 2164-па от 05.11.2007. В Постановлении указан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 145 руб. 94 коп. за 1 кв. м, т.е. кадастровая стоимость составляет 81 900 руб., что также подтверждено письмом Роснедвижимости 4726/201/10-21 от 20.01.2010.
В 2008 году ставка земельного налога по Ульяновскому городскому поселению была установлена для предприятий торговли 0,4%.
В связи с чем по земельному участку в п. Ульяновка, Советский пр., д. 4 (магазин N 62) площадью 947 кв. м и по земельному участку в п. Ульяновка, ул. Карла Маркса, д. 103 были применены ставки земельного налога в 2008 году для предприятий торговли в размере 0,4% в соответствии с Решением Совета депутатов Ульяновского городского поселения.
Земельный участок в п. Ульяновка был предоставлен Тосненскому Райпо в бессрочное (постоянное) пользование согласно свидетельству о праве собственности на землю N 128 от 12.01.1993 для строительства базы и подъездной дороги как земли сельхозугодий со ставкой налога 0,3%.
По мнению налогового органа заявитель не включил в налоговые декларации по земельному налогу земельные участки, сведения по которым содержатся в базе Роснедвижимости по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, д. 24; с. Ушаки, пр. Кирова, д. 129; д. Нурма, ул. Вокзальная, д. 21; д. Поги.
Земельный участок по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, 24 (кадастровый номер 47:26:607003-27) включен в налоговую декларацию в 2008 году.
В соответствии с письмом Роснедвижимости по Ленинградской области N 26/09-2-2124 от 19.02.2009 земельный участок по адресу с. Ушаки, пр. Кирова, д. 129 в едином государственном реестре земель отсутствует.
Неправильно указанный кадастровый номер по земельному участку в д. Нурма, ул. Вокзальная, д. 21 не повлиял на доначисление налога.
В соответствии с Решением от 28.04.2008 N 160 о внесении изменений в Решение Совета депутатов от 18.10.2005 N 8 "Об установлении земельного налога на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" пунктом 1.1 установлена ставка налога в размере 0,75% за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли.
Заявитель применял данную ставку налога по земельному участку, расположенному на территории Форносовского городского поселения в д. Поги (47:26:01-24-001:0030). По данному земельному участку заявителем налог исчислен в сумме 25 126 руб., авансовые платежи составили 31 408 руб., то есть переплата составила 6 282 руб. Оснований для доначисления 6 282 руб. у налогового органа не имелось.
В отношении земельных участков в Ульяновском городском поселении по адресам: п. Ульяновка, ул. Свободная, д. 16; п. Ульяновка, ул. Льва Толстого, д. 10 и ул. Льва Толстого, д. 10А в 2002 году Тосненское Райпо обращалась с заявлениями в администрацию района об отказе от земельных участков. Налоговый орган не учитывал данные земельные участки при проведении предыдущих налоговых проверок.
Оснований для невключения в налоговую базу земельного участка расположенного по адресу: г. Любань, ул. Советская, д. 1 послужило следующее.
Налоговым органом обнаружено нарушение при определении заявителем налоговой базы в отношении данного земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного бессрочного пользования, что выразилось в исключении при исчислении налога периода с момента передачи указанного участка покупателю во исполнение договора купли-продажи до момента государственной регистрации перехода права собственности.
В 2001 году между Тосненским Райпо и Ревякиным Ю.М. был заключен договор купли-продажи здания тарного склада. По данному договору Тосненское Райпо передает, а Ревякин Ю.М. принимает в собственность следующие объекты: полевой вагон, пилорама, металлическая эстакада, расположенные по адресу г. Любань, ул. Советская, д. 1. Указанная сделка была зарегистрирована в 2001 году, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество.
Исходя из положения пункта 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Пленум ВАС РФ в пункте 13 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако Ревякин Ю.М., владея зданием тарного склада по адресу г. Любань, ул. Советская, д. 1 с 2001 года на праве собственности и имея право на приобретение земельного участка, занятого этим помещением и необходимого для его использования, в собственность или в аренду, не оформляло своих прав, освобождая себя тем самым от платежей за пользование земельным участком и возложив бремя расходов по его содержанию на Тосненское Райпо.
Поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта у апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2010 по делу N А56-13878/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
Н.И.ПРОТАС
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)