Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.03.2011 ПО ДЕЛУ N А40-117966/10-116-436

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2011 г. по делу N А40-117966/10-116-436


Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2011 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Терехиной А.П.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стериной И.С.
с участием: от заявителя - Волгин О.А. доверенность N б\\н от 21.02.2011 г. паспорт
от ответчика - Кардаков Р.С. доверенность N 237 от 30.09.2010 г. удостоверение УР N 658412
рассмотрел дело по заявлению ОАО "Газпром нефтехим Салават"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения в части

установил:

ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.03.2010 г. N 52-15-14/494-1р-595 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм пеней в размере 579 122, 72 рублей и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 1 921 271 рублей.
В связи с изменением наименования в судебном заседании произведена замена ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" на ОАО "Газпром нефтехим Салават" в порядке ст. 48 АПК РФ.
В обосновании заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемое решение не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы общества по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в удовлетворении требований заявителя возражал по доводам отзыва и письменных пояснений в порядке ст. 81 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о правомерности заявленных ОАО "Газпром нефтехим Салават" требований.
Как следует из материалов дела, 19.03.2010 г. Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по акцизам за март 2009 года вынесла Решение N 52-15-14/494-1р-595 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО "Салаватнефтеоргсинтез": предложено уплатить недоимку по акцизам в сумме 9 606 355 руб., начислены пени в размере 579 122,72 руб., начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 921 271 руб.
Основанием для доначисления акцизов, пеней и штрафов послужили следующие выводы налогового органа.
26.10.2009 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию по акцизам за март 2009 года, которая послужила основанием проведения камеральной налоговой проверки.
В указанной декларации по строке 020 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства Банков или банковские гарантии", в числе прочих операций общество отразило операции по реализации дизельного топлива в количестве 8 894,73 тн, а также относящуюся к указанным операциям сумму акцизов в размере 9 606 355 руб.
Представление Обществом банковской гарантии от 27.04.2009 г. (гарант Уфимский филиал "Центральный Коммерческий Банк") со сроком действия с 27.08.2009 г. по 26.10.2009 г. состоялось при подаче основной налоговой декларации по акцизам за март 2009 года.
26.10.2009 года обществом представлена налоговая декларация по акцизам за сентябрь 2009 года, в которой вышеуказанные операции по реализации дизельного топлива в количестве 8 894,773 тн, а также относящуюся к указанным операциям сумму акцизов в размере 9 606 355 руб., заявлены по строке 140 "Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковскую гарантию".
В подтверждение обоснованности освобождения от налогообложения акцизами 26 октября 2009 года Обществом представлены документы, подтверждающие факт экспорта дизельного топлива в количестве 8 894,773 тн.
Инспекция, доначисляя акцизы в сумме 9 606 355 руб., отказала Обществу в освобождении от налогообложения акцизами вышеуказанных операций по причине нарушения, по мнению Инспекции, 180-дневного срока, установленного для представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта.
При этом, Инспекция указала (стр. 7 Решения), что в связи с представлением документов по истечении 180-дневного срока Общество обязано было в уточненной налоговой декларации за март 2009 года по строке 030 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым не представлены поручительства банков или банковские гарантии" отразить к уплате акциз в размере 9 606 355 руб.
Указанное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган - ФНС РФ, от которого 24.06.2010 г. было получено решение по апелляционной жалобе ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" N АС-37-9/4985, которым обжалуемое Решение было признано правомерным и вступившим в законную сил.
Суд, исследовав доказательства по делу, считает выводы инспекции необоснованными по следующим основаниям.
Согласно подл. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения).
Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Из содержания п. 2 ст. 184 НК РФ следует, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Вышеперечисленные условия для освобождения от уплаты акцизов (п. 2 ст. 184 НК РФ) Обществом были соблюдены.
Представленная Обществом банковская гарантия от 27.04.2009 г. обеспечивала обязанность Общества уплатить суммы акцизов и пени в период, включающий сентябрь 2009 года, на который приходится истечение 180 - дневного срока, по 26.10.2009 г.
Дата 26 октября объясняется тем, что поскольку 25.10.2009 года - это воскресенье, следовательно, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока, предусмотренного ст. 204 НК РФ, считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 26 октября 2009 года.
Обществом были также соблюдены и вышеперечисленные условия для освобождения от налогообложения акцизами (п. 1 ст. 184 НК РФ).
Поскольку по операциям, совершенным в течение марта 2009 года, истечение 180 - дневного срока приходится на сентябрь 2009 года, при наличии документов, подтверждающих факт экспорта, вышеуказанные операции были заявлены Обществом по строке 140 (Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковская гарантия" налоговой декларации по акцизам за сентябрь 2009 года, что не противоречит положениям НК РФ.
В подтверждение правомерного заполнения строки 140 налоговой декларации за сентябрь 2009 года Обществом с соблюдением срока, предусмотренного для представления налоговой декларации по акцизам за сентябрь 2009 года, (не позднее 26.10.2009 г.) были представлены документы, подтверждающие факт экспорта.
Все ГТД, представленные в составе указанных документов, содержат даты вывоза за пределы территории РФ не позднее 01 сентября 2009 года, т.е. не позднее истечения 180-дневного срока. Каких-либо претензий к представленным документам Инспекцией не предъявлено (в Акте проверки и Решении не отражено).
Следовательно, право на освобождение от налогообложения акцизами вышеуказанных операций возникло у Общества в пределах 180-дневного срока, а представление документов, подтверждающих факт экспорта, в налоговый орган 26.10.2009 г. обусловлено сроками представления налоговой декларации за тот налоговый период (за сентябрь 2009 года), на который приходится истечение 180-дневного срока и применительно к которому отражаются документально подтвержденные факты экспорта.
С учетом вышеизложенного, оснований для отказа Обществу в освобождении от налогообложения акцизами, доначисления акцизов с пеней и штрафом не имеется.
Позиция суда соответствует позиции Минфина России в Письмах от 03.06.2008 N 03-07-08/136, от 01.04.2008 N 03-07-08/81, от 22.06.2007 N 03-07-08/161.
Суд считает, что оснований доначисления акцизов с пеней и для привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату акцизов отсутствуют также ввиду следующего.
Глава 22 "Акцизы" НК РФ не ограничивает право налогоплательщика по представлению документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налогообложения акцизами, истечением 180-дневного срока. Напротив, в случае если такие документы будут собраны и представлены в налоговый орган, пункт 7 ст. 198 НК предусматривает возмещение уплаченных акцизов в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 203 НК РФ.
Поскольку документальное подтверждение налогоплательщиком факта экспорта по истечении 180 календарных дней неизбежно влечет за собой право на освобождение от налогообложения акцизами, то прекращают действовать условия, при которых возможно взыскание акцизов и привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за их неуплату.
В силу подп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность уплаты налога прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
В соответствии с подл. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Согласно п. 1 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
К моменту составления Акта проверки и вынесения Решения обязанность по уплате акциза у Общества отсутствовала, так как Общество уже подтвердило факты экспорта, состоявшиеся до истечения 180-дневного срока, т.е. подтвердило обоснованность освобождения от налогообложения акцизами.
Кроме того, Обществом до вынесения Решения было заявлено ходатайство о применении смягчающих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Инспекция не рассмотрело заявленное ходатайство, не указало об этом факте в Решении, не отразила оснований непризнания обстоятельств смягчающими.
На основании вышеизложенного суд считает, что Решение не соответствует п. 7 ст. 198, подп. 4 п. 1 ст. 183, ст. 44, ст. 75, ст. 122 НК РФ, нарушает права и законные интересы Общества и подлежит признанию недействительным в части доначисления сумм пеней в размере 579 122, 72 рублей и 1 921 271 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 171 АПК РФ арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.03.2010 г. N 52-15-14/494-1р-595 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм пеней в размере 579 122, 72 рублей и 1 921 271 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Взыскать МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Газпром нефтехим Салават" государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья
А.П.ТЕРЕХИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)