Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 августа 2005 года Дело N А56-41528/04
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Петрова А.А. (доверенность от 01.08.2005 N 11-06/18980) и Газиевой Н.В. (доверенность от 20.05.2005 N 11-06/11948), рассмотрев 15.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2005 по делу N А56-41528/04 (судья Пасько О.В.),
Индивидуальный предприниматель Садков Игорь Анатольевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области; далее - инспекция) от 09.09.2004 N 12-10/16841 в части доначисления 395686 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 41885 руб. пеней за его несвоевременную уплату и 79137 руб. штрафа.
Решением суда от 07.04.2005 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, предприниматель в нарушение пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предъявил к вычету суммы НДС без выделения этих сумм отдельной строкой в расчетных документах. Кроме того, налоговый орган считает, что в силу пункта 3 статьи 170 НК РФ при переходе на упрощенную систему налогообложения предприниматель обязан восстановить предъявленные при приобретении товаров суммы НДС по остаткам товара на 01.01.2004, поскольку после перехода на эту систему налогообложения остатки приобретенных товаров не будут использованы предпринимателем при осуществлении операций, облагаемых названным налогом, в связи с чем указанные суммы НДС (в том числе в части недоамортизированной стоимости основных средств) подлежат восстановлению в бюджет по декларации за последний отчетный период до перехода на упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Садков Игорь Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о государственной регистрации серии ЛО-002 N 21321. Предприниматель до 01.01.2004 применял общую систему налогообложения и являлся плательщиком НДС. Налогоплательщик с 01.01.2004 перешел на применение упрощенной системы налогообложения.
Согласно акту от 13.08.2004 N 12-73 инспекция провела выездную проверку по вопросу соблюдения индивидуальным предпринимателем законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2003 по 30.06.2004, в ходе которой выявила ряд налоговых правонарушений. По мнению налогового органа, налогоплательщик в нарушение пунктов 1, 2 статьи 171 НК РФ и пункта 4 статьи 168 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС в 4-м квартале 2003 года без выделения этих сумм в расчетных документах, а также не восстановил суммы НДС, принятые к вычету по товарам, приобретенным до 01.01.2004 до перехода на упрощенную систему налогообложения и не использованным в облагаемых НДС операциях (пункт 2.1 акта).
На основании акта выездной налоговой проверки от 13.08.2004 N 12-73 и представленных предпринимателем возражений инспекция приняла решение от 09.09.2004 N 12-10/16841 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 82154 руб. Данным решением инспекция также предложила предпринимателю уплатить 410773 руб. НДС и 44275 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
Предприниматель не согласился с указанным решением инспекции в части доначисления 395686 руб. НДС, начисления 41885 руб. пеней и 79137 руб. штрафа и обжаловал его в этой части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, исходил из того, что нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность продавца выделять сумму НДС отдельной строкой в кассовом чеке при осуществлении наличных денежных расчетов. Обязанность восстановления сумм НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения нормами Налогового кодекса Российской Федерации также не предусмотрена.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 Кодекса указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями произведения вычета НДС по товарам являются фактическая оплата приобретенных для продажи товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, в котором указана сумма НДС. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю (согласно пункту 4 статьи 168 Кодекса) в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой.
В силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим покупателю основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура. При составлении счетов-фактур должны быть выполнены требования к их составлению, предусмотренные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Как видно из материалов дела, предприниматель приобретал товары за наличный расчет. Оплата приобретенных товаров оформлена чеками контрольно-кассовых машин, приходными кассовыми ордерами; в чеках контрольно-кассовых машин НДС отдельной строкой не выделен. Однако во всех этих случаях были оформлены в установленном порядке счета-фактуры, в которых НДС выделен отдельной строкой. Налогоплательщик представил суду первой инстанции справки своих поставщиков, согласно которым по данным счетам-фактурам товар оплачен покупателем с учетом НДС полностью, включен поставщиками в книги продаж, а соответствующие суммы налога уплачены последними в бюджет (листы дела 18 - 20). Кроме того, инспекция не оспаривает тот факт, что стоимость приобретенных предпринимателем товаров совпадает с фактически уплаченными им с учетом НДС суммами по счетам-фактурам.
То обстоятельство, что в чеках контрольно-кассовых машин сумма НДС не выделена отдельной строкой, не является основанием для отказа предпринимателю в праве на налоговый вычет, поскольку указанный чек является доказательством оплаты товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, на выдаваемом покупателю чеке, напечатанном контрольно-кассовой машиной, должны отражаться следующие реквизиты:
а) наименование организации;
б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;
в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
г) порядковый номер чека;
д) дата и время покупки (оказания услуги);
е) стоимость покупки (услуги);
ж) признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.
В материалах дела имеется письмо поставщика от 01.08.2004 N 23, в котором указано, что при оплате реализованного товара покупателям выдается кассовый чек на общую сумму с НДС, так как кассовый аппарат сумму НДС отдельной строкой в чеках не выделяет (лист дела 19).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. В связи с этим в пункте 3 данной статьи указано, что суммы НДС, принятые к вычету и возмещению в нарушение пункта 2 этой же статьи, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
При этом в пункте 2 статьи 170 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), не подлежат вычету и возмещению, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В частности, такой порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
В данном случае предприниматель до 01.01.2004 являлся плательщиком НДС в соответствии со статьей 143 НК РФ, уплатил суммы НДС, предъявляемые ему при приобретении товаров, которые использовал для осуществления операций, признаваемых в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения. Инспекция не оспаривает ни данные обстоятельства, ни то, что уплаченные налогоплательщиком суммы НДС предъявлены им в 4-м квартале 2003 года к вычету и возмещению в соответствии с требованиями пунктов 1 - 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, то есть после принятия к учету товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения, и при наличии соответствующих первичных документов.
Названные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров. В данном случае суммы НДС возмещены предпринимателю до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что предприниматель, перешедший с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения, обязан восстановить и уплатить в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации (главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения") не установлена обязанность налогоплательщика восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, правомерно предъявленные к вычету и возмещению до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При таких обстоятельствах предприниматель, перешедший на применение упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком НДС и, следовательно, нормы статьи 170 НК РФ на него не распространяются.
Таким образом, изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания предпринимателя, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2005 по делу N А56-41528/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2005 N А56-41528/04
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2005 года Дело N А56-41528/04
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2005 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2005 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Петрова А.А. (доверенность от 01.08.2005 N 11-06/18980) и Газиевой Н.В. (доверенность от 20.05.2005 N 11-06/11948), рассмотрев 15.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2005 по делу N А56-41528/04 (судья Пасько О.В.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Садков Игорь Анатольевич обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области; далее - инспекция) от 09.09.2004 N 12-10/16841 в части доначисления 395686 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 41885 руб. пеней за его несвоевременную уплату и 79137 руб. штрафа.
Решением суда от 07.04.2005 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, предприниматель в нарушение пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предъявил к вычету суммы НДС без выделения этих сумм отдельной строкой в расчетных документах. Кроме того, налоговый орган считает, что в силу пункта 3 статьи 170 НК РФ при переходе на упрощенную систему налогообложения предприниматель обязан восстановить предъявленные при приобретении товаров суммы НДС по остаткам товара на 01.01.2004, поскольку после перехода на эту систему налогообложения остатки приобретенных товаров не будут использованы предпринимателем при осуществлении операций, облагаемых названным налогом, в связи с чем указанные суммы НДС (в том числе в части недоамортизированной стоимости основных средств) подлежат восстановлению в бюджет по декларации за последний отчетный период до перехода на упрощенную систему налогообложения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Предприниматель о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Садков Игорь Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства о государственной регистрации серии ЛО-002 N 21321. Предприниматель до 01.01.2004 применял общую систему налогообложения и являлся плательщиком НДС. Налогоплательщик с 01.01.2004 перешел на применение упрощенной системы налогообложения.
Согласно акту от 13.08.2004 N 12-73 инспекция провела выездную проверку по вопросу соблюдения индивидуальным предпринимателем законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2003 по 30.06.2004, в ходе которой выявила ряд налоговых правонарушений. По мнению налогового органа, налогоплательщик в нарушение пунктов 1, 2 статьи 171 НК РФ и пункта 4 статьи 168 НК РФ предъявил к вычету суммы НДС в 4-м квартале 2003 года без выделения этих сумм в расчетных документах, а также не восстановил суммы НДС, принятые к вычету по товарам, приобретенным до 01.01.2004 до перехода на упрощенную систему налогообложения и не использованным в облагаемых НДС операциях (пункт 2.1 акта).
На основании акта выездной налоговой проверки от 13.08.2004 N 12-73 и представленных предпринимателем возражений инспекция приняла решение от 09.09.2004 N 12-10/16841 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в размере 82154 руб. Данным решением инспекция также предложила предпринимателю уплатить 410773 руб. НДС и 44275 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
Предприниматель не согласился с указанным решением инспекции в части доначисления 395686 руб. НДС, начисления 41885 руб. пеней и 79137 руб. штрафа и обжаловал его в этой части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя, исходил из того, что нормами законодательства о налогах и сборах не предусмотрена обязанность продавца выделять сумму НДС отдельной строкой в кассовом чеке при осуществлении наличных денежных расчетов. Обязанность восстановления сумм НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения нормами Налогового кодекса Российской Федерации также не предусмотрена.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 172 Кодекса указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, условиями произведения вычета НДС по товарам являются фактическая оплата приобретенных для продажи товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, в котором указана сумма НДС. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю (согласно пункту 4 статьи 168 Кодекса) в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой.
В силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим покупателю основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура. При составлении счетов-фактур должны быть выполнены требования к их составлению, предусмотренные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Как видно из материалов дела, предприниматель приобретал товары за наличный расчет. Оплата приобретенных товаров оформлена чеками контрольно-кассовых машин, приходными кассовыми ордерами; в чеках контрольно-кассовых машин НДС отдельной строкой не выделен. Однако во всех этих случаях были оформлены в установленном порядке счета-фактуры, в которых НДС выделен отдельной строкой. Налогоплательщик представил суду первой инстанции справки своих поставщиков, согласно которым по данным счетам-фактурам товар оплачен покупателем с учетом НДС полностью, включен поставщиками в книги продаж, а соответствующие суммы налога уплачены последними в бюджет (листы дела 18 - 20). Кроме того, инспекция не оспаривает тот факт, что стоимость приобретенных предпринимателем товаров совпадает с фактически уплаченными им с учетом НДС суммами по счетам-фактурам.
То обстоятельство, что в чеках контрольно-кассовых машин сумма НДС не выделена отдельной строкой, не является основанием для отказа предпринимателю в праве на налоговый вычет, поскольку указанный чек является доказательством оплаты товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, на выдаваемом покупателю чеке, напечатанном контрольно-кассовой машиной, должны отражаться следующие реквизиты:
а) наименование организации;
б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;
в) заводской номер контрольно-кассовой машины;
г) порядковый номер чека;
д) дата и время покупки (оказания услуги);
е) стоимость покупки (услуги);
ж) признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.
В материалах дела имеется письмо поставщика от 01.08.2004 N 23, в котором указано, что при оплате реализованного товара покупателям выдается кассовый чек на общую сумму с НДС, так как кассовый аппарат сумму НДС отдельной строкой в чеках не выделяет (лист дела 19).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ. В связи с этим в пункте 3 данной статьи указано, что суммы НДС, принятые к вычету и возмещению в нарушение пункта 2 этой же статьи, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
При этом в пункте 2 статьи 170 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), не подлежат вычету и возмещению, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В частности, такой порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) предусмотрен подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога.
В данном случае предприниматель до 01.01.2004 являлся плательщиком НДС в соответствии со статьей 143 НК РФ, уплатил суммы НДС, предъявляемые ему при приобретении товаров, которые использовал для осуществления операций, признаваемых в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения. Инспекция не оспаривает ни данные обстоятельства, ни то, что уплаченные налогоплательщиком суммы НДС предъявлены им в 4-м квартале 2003 года к вычету и возмещению в соответствии с требованиями пунктов 1 - 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, то есть после принятия к учету товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых в силу пункта 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения, и при наличии соответствующих первичных документов.
Названные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров. В данном случае суммы НДС возмещены предпринимателю до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что предприниматель, перешедший с 01.01.2004 на упрощенную систему налогообложения, обязан восстановить и уплатить в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Нормами Налогового кодекса Российской Федерации (главы 21 "Налог на добавленную стоимость" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения") не установлена обязанность налогоплательщика восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, правомерно предъявленные к вычету и возмещению до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При таких обстоятельствах предприниматель, перешедший на применение упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком НДС и, следовательно, нормы статьи 170 НК РФ на него не распространяются.
Таким образом, изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания предпринимателя, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2005 по делу N А56-41528/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
МОРОЗОВА Н.А.
ЛОМАКИН С.А.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)